Что такое причастие? (Морфологические признаки причастия).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок - знакомство с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Речь пойдет о причастии. Так как эта часть речи изучается в 6 классе (по программе по русскому языку УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В.Львова), то для эффективного восприятия темы урок построен в форме сказки. Усвоение обучающимися данной части речи вызывает некоторые трудности. Учащиеся часто смешивают причастия и прилагательные, неправильно образуют причастные формы, допускают ошибки в произношении и правописании причастий. Поэтому большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного и прочного усвоения грамматических особенностей причастия. В процессе работы на уроке сопоставляются причастия и глаголы, причастия и прилагательные, сравниваются их грамматические признаки. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков морфологического разбора, развитие орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме "Что такое причастие?" | 24.42 КБ |
Презентация к уроку "Что такое причастие?" | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс – 6
Тема: Что такое причастие? (Морфологические признаки причастия).
Цель:
- повторить морфологические признаки глагола и имени прилагательного, которые свойственны причастию;
- расширить и углубить представление о причастии как особой форме глагола, совмещающей признаки прилагательного и глагола;
- учить опознавать причастие по значению и типичным суффиксам;
- развить навык аргументированного ответа и продолжить работу по формированию монологической речи.
Ход урока | Вид работы | материал |
I.Повторение пройденного. Вступительное слово учителя. - Сегодня на уроке мы познакомимся с особенной частью речи. Почему она особенная? Потому что чем-то похожа на глагол, но чаще всего ее путают с именем прилагательным. Но не буду забегать вперед, а расскажу все с самого начала: Эта ска_ка началась в стране Морфология. В полноч_ ч_рное небо осв_тилось яркими огнями ф_й_рверка. Радос_ные залпы орудий опов_стили о счас_ливом событии: состоялась долгожданная свадьба неугомонного Глагола с прекрас_ной девушкой по имени Прил_гательное. - Сказки в основном заканчиваются свадьбой, а наша только начинается. !. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.
2. Объясните орфограммы вставленных букв. - Раз в сказке главными героями являются Глагол и Прилагательное, то 3. Найдите в тексте имена прилагательные и глаголы и подчеркните их как члены предложения.
4. По каким признакам вы определили эти части речи? 5. Давайте вспомним морфологические признаки глагола и имени прилагательного: I группа – постоянные признаки глагола II группа – непостоянные признаки глагола III группа – постоянные признаки прилагательного IV группа – непостоянные признаки прилагательного - Вернёмся к нашей сказке и пофантазируем о том, что может произойти дальше. 6. Продолжите сказку 1-2 предложениями. - Теперь мы с вами попытаемся как бы «увидеть» эту новую особенную часть речи. (По ходу опроса выясняют, на какой вопрос отвечает и что обозначает «новая» часть речи и выписываются в столбик названные причастия) 7. С какой частью речи мы с вами сегодня познакомимся?
I. Новая тема. - записать тему - определить цели 8. Определите, от какой части речи образовались причастия и с помощью каких суффиксов. 9. Если причастие обозначает признак предмета по действию, то назовите признаки глагола и признаки прилагательного у причастия. 10. Чтение правила на странице 54-57: + знал (а) - не знал (а) ? не понял (а)
1. Выпишите глаголы в столбик из текста сказки, с помощью суффиксов образуйте причастия. 2. Что мы изучили сегодня на уроке?
3. Подведение итогов. IV. Домашнее задание.
| Самостоятельная работа. Диагностика. Фронтальный опрос. Диагностика. Самостоятельная работа. Диагностика. Работа в группах Диагностика Работа в группах. Диагностика. Игра с мячом Самостоятельная работа. Диагностика. Мозговой штурм Инсерт Работа в группах. Диагностика. Мозговой штурм | Презентация (слайд №2) Раздаточный материал. Презентация (слайд №2) Презентация (слайд№3) Презентация (слайд№3) Презентация (слайд№4) Листы, маркер Презентация (слайд №5) Листы, маркер Презентация (слайды№6-7) Презентация (слайд №8) Презентация (слайд №9) Презентация (слайд № 9) Презентация (слайд №10) Учебник Презентация (слайд №11) Видеоклип (слайды №12-13) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Страна МОРФОЛОГИЯ Страна МОРФОЛОГИЯ Эта ска_ка началась в стране Морфология. В полноч_ ч_рное небо осв_тилось яркими огнями ф_й_рверка . Радос_ные залпы орудий опов_стили о счас_ливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрас_ной девушкой по имени Прил_гательное . Задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Задание: объясните орфограммы вставленных букв. Эта ска з ка началась в стране Морфология. В полноч ь ч ё рное небо осветилось яркими огнями ф е й е рверка. Радо ст ные залпы орудий опов е стили о сча ст ливом событии: состоялась свадьба неугомо нн ого Глагола с прекра сн ой девушкой по имени Прил а гательное. Эта ска з ка началась в стране Морфология. В полноч ь ч ё рное небо осветилось яркими огнями ф е й е рверка . Радос т ные залпы орудий опов е стили о счас т ливом событии: состоялась свадьба неугомо нн ого Глагола с прекра сн ой девушкой по имени Прил а гательное . ска з ка – правописание звонких и глухих согласных полноч ь – правописание ь на конце шипящих ч ё рное – правописание о - ё после шипящей ф е й е рверка – непроверяемые гласные в корне слова радос т ные – непроизносимый согласный опов е стили – проверяемая безударная гласная в корне слова неугомо нн ого – Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительного с прекра сн ой – непроизносимый согласный прил а гательное – чередование гласной в корне слова о счас т ливом – непроизносимый согласный ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Страна МОРФОЛОГИЯ Страна МОРФОЛОГИЯ Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. Задание: найдите в тексте имена прилагательные и глаголы, подчеркните их как члены предложения. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! По каким признакам вы определили эти части речи?
Глагол - действие предмета - что делать? что сделать ? Постоянные признаки: - вид (совершенный и несовершенный) - спряжение ( I и II ) Непостоянные признаки: - число - лицо - род - время (настоящее, будущее, прошедшее) Синтаксическая роль: - сказуемое Прилагательное - признак предмета - какой? чей? каков? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - разряд (качественное, относительное, притяжательное) - род, число, падеж у качественных: - степень сравнения - краткая форма - определение папа мама
Страна МОРФОЛОГИЯ Страна МОРФОЛОГИЯ Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. Задание: продолжите сказку (1-2 предложения) Через год у них родился ребёнок Причастие. …………………..
Глагол - действие предмета - что делать? что сделать ? Постоянные признаки: - вид (совершенный и несовершенный) - спряжение ( I и II ) Непостоянные признаки: - число - лицо - род - время (настоящее, будущее, прошедшее) Синтаксическая роль: - сказуемое Прилагательное - признак предмета - какой? чей? каков? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - разряд (качественное, относительное, притяжательное) - род, число, падеж у качественных: - степень сравнения - краткая форма - определение папа мама ребёнок Причастие
Вы хотите «увидеть» причастие? что? мяч сущ. предмет что делает? скачет действие предмета глагол какой? круглый признак предмета прилагат . какой? ( прыгает, надувать, катится ) прыгающий надуваемый катившийся признак предмета по действию причастие
Тема: Что такое причастие? Цель: познакомиться с основными признаками причастия и его типичными суффиксами. Задание: определите, от какой части речи образованы причастия и с помощью каких суффиксов. прыгающий надуваемый катившийся прыгать надувать катиться Проверь себя! - ющ - -ем- - вш -
Глагол - действие предмета - что делать? что сделать ? Постоянные признаки: - вид (совершенный и несовершенный) - спряжение ( I и II ) Непостоянные признаки: - число - лицо - род - время (настоящее, будущее, прошедшее) Синтаксическая роль: - сказуемое Прилагательное - признак предмета - какой? чей? каков? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - разряд (качественное, относительное, притяжательное) - род, число, падеж у качественных: - степень сравнения - краткая форма - определение папа мама ребёнок Причастие - признак предмета по действию какой? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - вид (совершенный и несовершенный) - время (настоящее, прошедшее) - род, число, падеж - определение (какой?) Суффиксы: - ущ - ( ющ -), - ащ - (- ящ -), - вш -, - ш -, - ом - (-ем-), -им-, - нн -, - енн - (- ённ -), -т-
Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Задание: выпишите глаголы, с помощью суффиксов образуйте причастия. началась (история)- нача вш аяся осветилось (небо) – освети вш ееся, освеща ем ое, освещ ённ ое, освеща ющ ее состоялась (свадьба) – состоя вш аяся оповестили (залпы) – оповести вш ие, оповещ ённ ые, оповеща ем ые, оповеща ющ ие
Что мы изучили сегодня на уроке?
Что мы изучили сегодня на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морфологические признаки у причастий
Урок 18 - 7 класс...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия
Урок по русскому языку Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия...
Урок русского языка в 10 классе. Тема:"Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль"
Урок русского языка в 10 классе спланирован по программе Н.Г. Гольцовой. На уроке учащиеся сами определяют цели учебной деятельности, выполняют самостоятельные задания с последующей самопроверкой и вз...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Морфологические признаки причастия» (первый урок)
Тема урока предполагает расширение представлений учащихся о причастии как особой форме глагола и его морфологических признаках. На уроке учащиеся развивают умения формулировать определения понятий, ум...
Морфологические признаки глагола(раздаточные таблицы) и план морфологического разбора глагола
Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся....
Урок русского языка в 7 классе. Морфологические признаки причастия.
При изучении данной темы используется дополнительный материал, посвященный Дню осеннего равноденствия. Среди воспитательных задач, поставленных перед данным уроком, хочется отметить такие: способствов...