«Кавказ в жизни и судьбе героев повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Степанова Элада Георгиевна

Урок, который решает образовательные, мировоззренческие и воспитательные задачи, связанные с усвоением содержания романа, знакомством с историей, этнографией, традициями и  обычаями народов Кавказа. Данный урок – звено в цепочке уроков, других учебных занятий, решающих глобальную, актуальную проблему: воспитание у учащихся толерантности, уважительного отношения к обычаям, традициям, вероисповеданию всех народов, проживающих на территории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit_bela.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 9

Предмет: литература

Учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Автор-составитель: С.А.Зинин. В.И.Сахаров. В.А.Чалмаев. – Москва: Русское слово, 2011

Название раздела, темы: Русская литература 19 века. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

Тема урока: «Кавказ в жизни и судьбе героев повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Цели урока: знакомство с героями повести М.Ю.Лермонтова «Бэла», с географическим положением, этнографией Кавказа, кавказскими войнами; выяснение роли Кавказа на жизнь и судьбу героев повести.

Подготовка к уроку включает 3 этапа:

  1. Организационный: распределение учащихся на группы и определение тем минипроектов, организация работы творческих групп.
  2. Деятельностный: работа творческих групп над полученными заданиями, систематизация информации, проведение консультаций.
  3. Заключительный: проведение интегрированного урока, трансляция результатов проведения «круглого стола».

Планируемые результаты:

познавательные УУД: расширение знаний учащихся об этническом и культурном своеобразии народов, проживающих на территории Северо-Кавказского экономического района; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения;

личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; воспитание толерантного отношения к культурным традициям и обычаям народов России; формирование личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям разных верований и национальностей;

регулятивные УУД: целеполагание, выделение  и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;

коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: карта «Народы России», портреты М.Ю.Лермонтова и Р.Гамзатова, иллюстрации к повести «Бэла», компьютер, проектор, презентации «Природа Северного Кавказа» и «Северный Кавказ в изображении художников».

Тип урока: интегрированный урок литературы, географии, истории по изучению нового материала с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Форма урока: круглый стол.

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия.

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Обозначение темы, целей урока, психологический настрой на урок.

   Самоопределе

ние.

Мотивация к учебной деятельности, организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

личностные: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказыания, анализ;

коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными целями;

познавательные: анализ и синтез новой информации.

Вступительное слово учителя о темеи целях урока:

- Прежде чем обратиться к характеристике героев повести «Бэла», давайте остановимся на месте и времени, в котором происходит действие.

Вспомним:

  1. Как шёл процесс вхождения народов Кавказа в состав России?
  2. Почему Кавказская война 1817-1864 гг. была столь продолжительной?
  3. Все ли народы Северного Кавказа добровольно присоединялись к Российской империи?
  4. Каково было положение народов Северного Кавказа в годы Советской власти? А сейчас?

Отчёт работы группы историков.

Актуализация знаний

личностные: самоопределение, уважение к чужому мнению, праву человека на выбор;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли;

познавательные: усвоение новой информации.

- В начале 1990-х гг., в разгар сепаратистских настроений в Дагестане, Расул Гамзатов с присущей ему афористичностью отрезал: «Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из неё не выйдет».

- Прокомментируйте высказывание поэта.

- Давайте вспомним: Северный Кавказ является домом для нескольких десятков этносов России, в том числе и для нас с вами. Расскажите о народностях, населяющих Северный Кавказ.

Беседа, диспут.

Отчёт группы этнографов.

Работа с картой.

Организация деятельности по восприятию содержания повести «Бэла»

Работа с эпизодом.

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказыания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ текста, умение доказывать.

личностные: нравственно-этическая ориентация;

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация в тексте;

коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

- Каковы культурные особенности народов Северного Каказа?

- Что мы узнаём об этом по повести «Бэла»?

- Какие национальности населяют страницы повести, как их характеризует Максим Максимович?

- Совпадает ли его точка зрения с исторической правдой? (Нет, осетины – трудолюбивые, миролюбивые люди, в прошлом – успешные воины).

Работа с эпизодом «черкесская свадьба».

- Какие качества горцев проявились в данном эпизоде?

- Как в образе молодой черкешенки Бэлы проявилось стремление следовать народным традициям?

- Почему горцы так трепетно относятся к лошадям? Кратко проследите линию: Казбич – Карагёз – Азамат.

- Как автор описывает природу Кавказа? Природа – это средство характеристики героя. Одних героев мы сопоставляем с природой (горцы, Максим Максимыч), других – противопоставляем (Печорин).

- Зачитайте абзацы, начинающиеся словами: «Уж солнце начинало прятаться…»

«… погода прояснилась и обещала нам раннее утро…»

« Вот и Крестовая!..»

Аналитическая беседа, выразительное чтение.

Подтверждение ответов примерами из текста.

Работа с текстом повести «Бэла».

Работа с текстом: описание Казбича, Карагёза, Азамата.

С помощью олицетворений, эпитетов, сравнений, метафор при описании природы автор подчёркивает силу, мужество, выносливость людей, живущих здесь.

Описание Койшаурской долины и Гуд-горы настолько достоверно, что по ним можно изучать географию региона.

Работа с иллюстрациями Серова, Врубеля, Репина, самого Лермонтова (презентация).

Организация работы по характеристике героя.

личностные: моральный выбор, самоопределение;

регулятивные: составление плана, последовательность действий при характеристике героя;

познавательные: структуирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения проблем;

логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

- Следующую Часть Урока Назовём Так: «Странный Человек» Печорин и выясним, кто же Печорин – виновник или жертва трагедии?

Любовь к Бэле для Печорина не каприз избалованного сердца, но попытка вернуться в мир искренних чувств «детей природы».

- Почему эта попытка неудалась?

- Почему Печорин восхищает Бэлу и добивается её любви?

- Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Бэлой трагическую развязку?

- Какую роль в этом предвосхищении событий играют пейзажи?

- Кто виноват в гибели Бэлы?

- Как отнёсся Печорин к смерти Бэлы? В чём его обвиняет Максим Максимыч?

- Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимыча? (Доброта, непосредственность, честность М.М. оказываются недостаточными, чтобы противостоять злу).

Аналитическая беседа.

Комментированное чтение.

Рефлексия деятельности (итог).

личностные: оценивание результата учебной деятельности;

регулятивные: соотнесение полученного результата с поставленной целью.

- Что вы узнали из повести «Бэла» об отношениях Печорина к жизни, к людям и о его характере?

Вывод: в этой повести мы ещё не в полной мере узнаём характер героя, но понимаем, что перед нами разрушитель жизней и судеб других людей. В этом трагедия героя.

Подведение итога   интегрирован

ного урока.

познавательные: самостоятельное выделение и формирование своих мыслей;

логические: построение логической цепочки рассуждения;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

- Какие правила поведения должен соблюдать человек, живущий в многонациональном государстве?

- Какие правила поведения должны соблюдать мы, приезжая на территорию, где проживают представители другой национальности?

Будем же соблюдать эти правила.

Каждый записывает по одному правилу на доске.

Домашнее задание.

личностные: стремление к речевому совершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

  1. Сочинение-миниатюра «Виновен ли Печорин в гибели Бэлы?»
  2. Прочитать повести «Максим Максимыч», «Тамань».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель урока: изучить  «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...

Презентация "Кавказ в жизни Лермонтова"

В данной презентации собран иллюстративный материал о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе в детские годы, во время ссылок, о месте дуэли и первичного захоронения поэта....

Кроссворд по повести М.Ю.Лермонтова "Бэла"

Эта презентация поможет в изучении произведений М.Ю.Лермонтова....

Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)

Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......

Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».

Урок литературы в 9 классе по главе "Бэла" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...