«Кавказ в жизни и судьбе героев повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок, который решает образовательные, мировоззренческие и воспитательные задачи, связанные с усвоением содержания романа, знакомством с историей, этнографией, традициями и обычаями народов Кавказа. Данный урок – звено в цепочке уроков, других учебных занятий, решающих глобальную, актуальную проблему: воспитание у учащихся толерантности, уважительного отношения к обычаям, традициям, вероисповеданию всех народов, проживающих на территории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lit_bela.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Предмет: литература
Учебник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Автор-составитель: С.А.Зинин. В.И.Сахаров. В.А.Чалмаев. – Москва: Русское слово, 2011
Название раздела, темы: Русская литература 19 века. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
Тема урока: «Кавказ в жизни и судьбе героев повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
Цели урока: знакомство с героями повести М.Ю.Лермонтова «Бэла», с географическим положением, этнографией Кавказа, кавказскими войнами; выяснение роли Кавказа на жизнь и судьбу героев повести.
Подготовка к уроку включает 3 этапа:
- Организационный: распределение учащихся на группы и определение тем минипроектов, организация работы творческих групп.
- Деятельностный: работа творческих групп над полученными заданиями, систематизация информации, проведение консультаций.
- Заключительный: проведение интегрированного урока, трансляция результатов проведения «круглого стола».
Планируемые результаты:
познавательные УУД: расширение знаний учащихся об этническом и культурном своеобразии народов, проживающих на территории Северо-Кавказского экономического района; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения;
личностные УУД: формирование коммуникативных, когнитивных, информационных компетентностей у учащихся; воспитание толерантного отношения к культурным традициям и обычаям народов России; формирование личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям разных верований и национальностей;
регулятивные УУД: целеполагание, выделение и осознание учащимися того, что усвоено и нужно усвоить;
коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: карта «Народы России», портреты М.Ю.Лермонтова и Р.Гамзатова, иллюстрации к повести «Бэла», компьютер, проектор, презентации «Природа Северного Кавказа» и «Северный Кавказ в изображении художников».
Тип урока: интегрированный урок литературы, географии, истории по изучению нового материала с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Форма урока: круглый стол.
Ход урока:
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация начала занятия. | личностные: внимание, уважение к сверстникам; коммуникативные: сотрудничество с учителем, сверстниками; регулятивные: мобилизация сил и энергии. | Обозначение темы, целей урока, психологический настрой на урок. | Самоопределе ние. |
Мотивация к учебной деятельности, организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. | личностные: поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказыания, анализ; коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными целями; познавательные: анализ и синтез новой информации. | Вступительное слово учителя о темеи целях урока: - Прежде чем обратиться к характеристике героев повести «Бэла», давайте остановимся на месте и времени, в котором происходит действие. Вспомним:
| Отчёт работы группы историков. |
Актуализация знаний | личностные: самоопределение, уважение к чужому мнению, праву человека на выбор; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; познавательные: усвоение новой информации. | - В начале 1990-х гг., в разгар сепаратистских настроений в Дагестане, Расул Гамзатов с присущей ему афористичностью отрезал: «Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из неё не выйдет». - Прокомментируйте высказывание поэта. - Давайте вспомним: Северный Кавказ является домом для нескольких десятков этносов России, в том числе и для нас с вами. Расскажите о народностях, населяющих Северный Кавказ. | Беседа, диспут. Отчёт группы этнографов. Работа с картой. |
Организация деятельности по восприятию содержания повести «Бэла» Работа с эпизодом. | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказыания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ текста, умение доказывать. личностные: нравственно-этическая ориентация; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, свободная ориентация в тексте; коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание, саморегуляция. | - Каковы культурные особенности народов Северного Каказа? - Что мы узнаём об этом по повести «Бэла»? - Какие национальности населяют страницы повести, как их характеризует Максим Максимович? - Совпадает ли его точка зрения с исторической правдой? (Нет, осетины – трудолюбивые, миролюбивые люди, в прошлом – успешные воины). Работа с эпизодом «черкесская свадьба». - Какие качества горцев проявились в данном эпизоде? - Как в образе молодой черкешенки Бэлы проявилось стремление следовать народным традициям? - Почему горцы так трепетно относятся к лошадям? Кратко проследите линию: Казбич – Карагёз – Азамат. - Как автор описывает природу Кавказа? Природа – это средство характеристики героя. Одних героев мы сопоставляем с природой (горцы, Максим Максимыч), других – противопоставляем (Печорин). - Зачитайте абзацы, начинающиеся словами: «Уж солнце начинало прятаться…» «… погода прояснилась и обещала нам раннее утро…» « Вот и Крестовая!..» | Аналитическая беседа, выразительное чтение. Подтверждение ответов примерами из текста. Работа с текстом повести «Бэла». Работа с текстом: описание Казбича, Карагёза, Азамата. С помощью олицетворений, эпитетов, сравнений, метафор при описании природы автор подчёркивает силу, мужество, выносливость людей, живущих здесь. Описание Койшаурской долины и Гуд-горы настолько достоверно, что по ним можно изучать географию региона. Работа с иллюстрациями Серова, Врубеля, Репина, самого Лермонтова (презентация). |
Организация работы по характеристике героя. | личностные: моральный выбор, самоопределение; регулятивные: составление плана, последовательность действий при характеристике героя; познавательные: структуирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения проблем; логические: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. | - Следующую Часть Урока Назовём Так: «Странный Человек» Печорин и выясним, кто же Печорин – виновник или жертва трагедии? Любовь к Бэле для Печорина не каприз избалованного сердца, но попытка вернуться в мир искренних чувств «детей природы». - Почему эта попытка неудалась? - Почему Печорин восхищает Бэлу и добивается её любви? - Можно ли было предвидеть по началу отношений Печорина с Бэлой трагическую развязку? - Какую роль в этом предвосхищении событий играют пейзажи? - Кто виноват в гибели Бэлы? - Как отнёсся Печорин к смерти Бэлы? В чём его обвиняет Максим Максимыч? - Почему рассказ об истории любви Печорина к Бэле автор вложил в уста Максима Максимыча? (Доброта, непосредственность, честность М.М. оказываются недостаточными, чтобы противостоять злу). | Аналитическая беседа. Комментированное чтение. |
Рефлексия деятельности (итог). | личностные: оценивание результата учебной деятельности; регулятивные: соотнесение полученного результата с поставленной целью. | - Что вы узнали из повести «Бэла» об отношениях Печорина к жизни, к людям и о его характере? | Вывод: в этой повести мы ещё не в полной мере узнаём характер героя, но понимаем, что перед нами разрушитель жизней и судеб других людей. В этом трагедия героя. |
Подведение итога интегрирован ного урока. | познавательные: самостоятельное выделение и формирование своих мыслей; логические: построение логической цепочки рассуждения; коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. | - Какие правила поведения должен соблюдать человек, живущий в многонациональном государстве? - Какие правила поведения должны соблюдать мы, приезжая на территорию, где проживают представители другой национальности? Будем же соблюдать эти правила. | Каждый записывает по одному правилу на доске. |
Домашнее задание. | личностные: стремление к речевому совершенствованию; регулятивные: саморегуляция. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Цель урока: изучить «кавказские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с его произведениями о Кавказе; показать многогранность натуры поэта...
Презентация "Кавказ в жизни Лермонтова"
В данной презентации собран иллюстративный материал о пребывании М.Ю. Лермонтова на Кавказе в детские годы, во время ссылок, о месте дуэли и первичного захоронения поэта....
Кроссворд по повести М.Ю.Лермонтова "Бэла"
Эта презентация поможет в изучении произведений М.Ю.Лермонтова....
Литературно-музыкальная композиция "Синие горы Кавказа, приветствую вас!" (Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова)
Кавказ, который Лермонтов чаще всего посещал не по своей воле, был воспет поэтом и в поэзии, и в прозе. Край величественных пейзажей, гордых и отважных людей, место гибели великого поэта......
Образ Печорина сквозь призму героев. Повесть «Бэла».
Урок литературы в 9 классе по главе "Бэла" романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...
Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».
Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...
Статья «Интегрированный урок как средство создания развивающей среды на уроке литературы в 9 классе на примере повести М.Ю.Лермонтова «Бэла».
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр...
- Мне нравится (1)