Карточки-пятиминутки по теме "Лексика"
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Карточки -пятиминутки позволяют за короткий промежуток времени проверить степень усвоения материала и скорректировать работу по устранению пробелов в знаниях по теме. Есть карточки повышенного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_-pyatiminutki_leksika.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка – пятиминутка № 1 по теме
«Лексика»
1.Обозначь цифрой 1 слова, имеющие одно значение, цифрой 2 – слова, имеющие несколько значений.
Кнопка, расстроить, звонок, книга, тяжёлый, тетрадь, хвост, ручка
2.Незаконченные предложения.
- Многозначные слова – это __________________________________________
3.Займи позицию (напиши рядом с утверждением)
Да Нет
- Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.
- Слова любого языка образуют его словарный состав.
- Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.
- Лексика – это словарный состав языка.
- Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
- Однозначные слова и многозначные слова изучает раздел лексикологии.
- В русском языке есть только однозначные слова.
- Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
- Лексические значения многозначных слов не связаны между собой по смыслу.
Карточка – пятиминутка № 2 по теме
«Лексика»
- Обозначь цифрой 1 слова, имеющие одно значение, цифрой 2 – слова, имеющие несколько значений.
Корень, завистник, святки, богатырь, кнопка, золотой, чёрствый, расцвести, земля.
- Почеркнуть слова, употреблённые в переносном значении.
Б…рабанит дождь по крыше,
Оп…ласкивает вишни,
Пол…вает огород
И в осаду дом берёт.
- Займи позицию (напиши рядом с утверждением)
Да Нет
- Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.
- Слова любого языка образуют его словарный состав.
- Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.
- Лексика – это словарный состав языка.
- Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
- Однозначные слова и многозначные слова изучает раздел лексикологии.
- В русском языке есть только однозначные слова.
- Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
- Лексические значения многозначных слов не связаны между собой по смыслу.
Карточка – пятиминутка № 3 по теме
«Лексика»
- Обозначь цифрой 1 слова, которые употребляются в прямом, цифрой 2 – слова, употреблённые в переносном значении?
Цветёт роза, цветёт девушка, цветущая улыбка, цветущая липа, цветёт радуга, цветёт вишня.
- Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.
Плеснуло утро птичьим гомоном
По изумлённой тишине…
Бутон пугливо вздрогнул лепестками,
Лишь крупная оранжевая бабочка
Его коснулась бархатным крылом,
Ко мне в подол уткнулось солнце
И золотом забрызгало колени….
- Займи позицию (напиши рядом с утверждением)
Да Нет
- Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.
- Слова любого языка образуют его словарный состав.
- Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.
- Лексика – это словарный состав языка.
- Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
- Однозначные слова и многозначные слова изучает раздел лексикологии.
- В русском языке есть только однозначные слова.
- Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
- Лексические значения многозначных слов не связаны между собой по смыслу.
Карточка – пятиминутка № 4 по теме «Лексика»
- Обозначьте в таблице записанные словосочетания соответствующим знаком:
употреблённые в прямом значении (+), в переносном (-).
Серебряный голос, хрустальные глаза, улыбается ребёнок, льётся песня, свежий хлеб,
кипит борщ, кипеть от злости, острый нож, острый слух, острое слово, чистая совесть, чистые руки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
- Подобрать антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.
Старый (волк) – Свежий (вид) –
Старая (газета) – Свежая (почта) –
Старые (идеи) –
Свежие (продукты) –
- Займи позицию. (напиши рядом с утверждением) Да или Нет
- И однозначные, и многозначные слова имеют прямое и переносное значение.
- Прямое – это основное значение слова.
- Переносное значение слова связано по смыслу с прямым.
- Переносное значение слов раскрывается не только в контексте.
- Переносные значения слов основаны на сходстве, близости или смежности предметов, действий, явлений.
- Слова, употреблённые в переносном значении, придают нашей речи образность, красочность.
Карточка – пятиминутка № 5 по теме «Лексика»
- «Найди лишнее» в ряду словосочетаний.
Грустит подсолнух, грустит собака, грустит девочка.
Малыш притаился, огурцы притаились, кот притаился.
Ливень прыгает, воробей прыгает, лев прыгает.
Золотые слитки, золотой браслет, золотые листья.
- Напиши, что такое омонимы _____________________________________
_______________________________________________________________
Найди омонимы в стихотворении, подчеркни.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
3.Займи позицию. (напиши рядом с утверждением)
Да Нет
- И однозначные, и многозначные слова имеют прямое и переносное значение.
- Прямое – это основное значение слова.
- Переносное значение слова связано по смыслу с прямым.
- Переносное значение слов раскрывается не только в контексте.
- Переносные значения слов основаны на сходстве, близости или смежности предметов, действий, явлений.
Слова, употреблённые в переносном значении, придают нашей речи образность, красочность
Карточка – пятиминутка № 6 по теме
«Лексика»
- Как называются такие слова, которые даны ниже ________________________________
Дай определение этого термина ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Влезать, взбираться, подниматься, вскарабкиваться.
- Зачеркните слово, которое не входит в синонимичный ряд.
Радость, отрадный, весёлый, потешный.
Играться, развлечение, баловаться.
Лакомка, сладости, сладкий, сластёна.
- Четыре значения слова "земля" замените синонимами и запишите:
1. Космическое тело (Луна-спутник Земли)._______________________________________
2. Территория без воды (Моряки заметили землю).__________________________________
3. Плодородный слой (Трактора вспахивают землю).________________________________
4. Место, где родился и вырос (Возвращаюсь на родную землю). ______________________
Слова для справок: планета, суша, почва, родина.___________________________________
Карточка – пятиминутка № 7 по теме «Лексика»
- Подберите синонимы к иноязычным словам:
Турист_____________________________
Аккуратный____________________________
Коллекционировать_____________________
Ароматный___________________________
Аплодировать_________________________
Алфавит________________________________
- Вставьте подходящее по смыслу слово. (Синоним слова ненастоящий).
Собака повела пограничников по __________________________следу.
Его _______________________болезни причинили ему много хлопот с окружающими.
У задержанного были _______________________документы, он жил под … именем.
- Напиши антонимы к словам:
Оптимизм _________________________
Зажигать __________________________
Труженик _________________________
Щедрый ___________________________
Медлить ___________________________
Доверие ___________________________
Карточка – пятиминутка № 7 по теме
«Лексика» (повышенной сложности)
1. Выполни тестовые задания.
А)Найти неверно составленную пару антонимов:
Трудолюбивый – ленивый.
Молодость – старость.
Справа – слева.
Низкий – высоко.
Б)Найти однокоренные антонимы:
Правда – ложь.
Друг – враг.
Счастье – несчастье.
Дело – безделье.
В)Найти глаголы-антонимы, образованные при помощи приставок:
Налить – разлить.
Открыть – закрыть.
Сойтись – разойтись.
Завязать – привязать.
Г)Найти слово, которое не имеет антонима:
Молчать
Друг
Вход
Глиняный.
2. . Запишите одним словом, что означают приведенные выражения:
• взять себя в руки _______________________________________
• прибрать к рукам _______________________________________
• не верить своим ушам___________________________________
• носа не показывать______________________________________
• надувать губы__________________________________________
• ходить перед кем-либо на задних лапках_____________________________________
• за животики хвататься_____________________________________________________
• не стоять на одном месте __________________________________________________
• плясать под чью-либо дудку________________________________________________
• ездить на ком-либо верхом _________________________________________________
Слова для справок: успокоиться, украсть, не появляться, обижаться, прислуживаться, смеяться, развиваться, совершенствоваться, подчиняться, эксплуатировать, удивиться
3.«Найдите пару». Дайте толкование фразеологизмам.
• В два счета не покладая рук
• в двух шагах в мгновение ока
• (работать) в поте лица рукой подать
• (держать) в ежовых рукавицах мухи не обидит
• витать в облаках со всех ног
• во всю прыть строить воздушные замки
• воды не замутит в черном теле
•непочатый край тертый калач
• стреляный воробей конца-краю не видать
• сгущать краски делать из мухи слона
Карточка – пятиминутка № 8 по теме
«Лексика» (повышенной сложности)
1. Найдите и подчеркните в тексте фразеологические обороты.
1.Отец ни на что не жаловался и только короткой припиской сообщал, что малость вышел из строя и лежит в госпитале. 2. Делать нечего, пришлось возвращаться в условленное место с пустыми руками. 3. На всякий случай мы версты три дали крюку по городскому валу. 4. По глупости я заранее не договорился с Алексеем Козьмичом, а ведь, вы знаете, он купец прижимистый: опасаюсь, что шкуру сдерет за работу...… 5. Ходит слух, что уж не первый раз команда бросала его посреди рейса. Что же?! На его век дураков хватит! 6. Много воды утекло с тех пор, а я все не могу забыть эту встречу.
2. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы.
1. 14 29 26 10 15 1 33 3 16 9 15 33.
2. 14 21 12 10 20 1 15 20 1 13 1.
Ответ: мышиная возня; муки Тантала. Мышиная возня – хлопоты, суета из-за мелочей, пустяков; муки Тантала (танталовы муки) – невыносимые страдания из-за недосягаемости желаемого, которое кажется таким близким.
8. Определите, в каких примерах встретились фразеологизмы, а в каких – свободные сочетания слов. Какой синтаксической особенностью отличаются фразеологизмы? Попробуйте придумать по аналогии свои собственные примеры.
3. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.
Держать ____________востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь _____________ очки (розовые, темные)
С ____________________ нос (голубиный, гулькин)
Делать из __________________________ слона (комара, мухи)
Не в своей _______________________ (чашке, тарелке)
Карточка – пятиминутка №9 по теме
«Лексика» (повышенной сложности)
- Подобрать антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.
Мелкий дождь – ____________________
Мелкий пруд – _____________________
Свежий вид – ______________________
Свежая новость – ____________________
Золотое сердце – ________________________
Золотая цепочка – _______________________
Сладкое яблоко – _______________________
Сладкое лекарство –_______________________
Мягкий взгляд – __________________________
Мягкая постель – ____________________________
- Вставьте слова, противоположные по значению.
- Одна лодка близко, а другая ____________________.
- Дерево растёт на правом берегу реки, а куст на ______________.
- К лодке подходят двое мужчин, один высокий, а другой _______________________.
- У младшего ноша лёгкая, а у старшего_____________________________.
- Разгадай кроссворд.
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 |
1.Антоним к слову «холод».
2.Антоним к слову «ночь».
3.Синоним к слову «озорник».
4.Синоним к слову «пламя».
5.Синоним к слову «путешественник».
6.Синоним к слову «алфавит».
7.Синоним к слову «гигант».
Ответы: 1.Жара 2.День 3.Шалун 4.Огонь 5.Турист 6.Азбука 7.Великан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-проверочная (карточки- пятиминутки)
история 5 класс...
Карточки-пятиминутки
история 5 класс...
Карточки-пятиминутки, консультанты, тренинги
Карточки-пятиминутки, консультанты, тренинги...