карточки по теме "О, Е, Ё после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Карточки для работы по теме "О, Е, Ё после шипящих" в словах разных частей речи. Материал рассчитан на уровень 10-11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-e-yo_posle_shipyashchih_kartochki.odt | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Запись под диктовку.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.
Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.
Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.
Средний уровень. Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов, в которых была допущена ошибка
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
1. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю) после шипящих.
Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.
2. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы.
Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, книж..нки – саж..нки, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.
3. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.
Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, девч..нка, деньж..нки, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, копч..ная колбаса, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, луж..к, луч..вой, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вка, нож..ньки, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, парич..к, парч..вый, пауч..к, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, раскорч..вка, расч..ска, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, свеж.. на улице, сгущ..нка, смущ..нность, сокращ..нный, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, сургуч..м, суч..к, теч..т, трещ..тка, трущ..бный, свиная туш..нка, уч..т, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ш..лк, ш..пот, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..рох, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.
1. Вставьте гласные (а, я, ы, и, у, ю) после шипящих.
Параш..т, ж..знь, ж..рный, ш..бка, ш..тка, ж..ри, отч..яние, ч..до, пощ..да, ч..ткий, щ..ка, ш..тка, сощ..риться, ч..ша, ч..ры, брош..ра, ощ..щать, снеж..нка, сброш..ровать, ш..на, ш..ло, ч..гун, ч..с, Ж..ль Верн, ш..рж, ш..р, ш..ллинг, ш..рина, ш..фр, щ..риться, ч..вство, ч..довище, ч..мазый, ч..чело, ч..шь, площ..дка, ч..ть-ч..ть.
2. Вставьте после шипящих пропущенные гласные ё, е, о в следующих парах слов. Обоснуйте выбор гласной буквы.
Груш..вка – деш..вка, нет княж..н – нет ж..н, книж..нки – саж..нки, бумаж..нка – пш..нка, туш..нка (маленькая туша) – (говяжья) туш..нка, с грач..м – не при ч..м, душ..нка – жж..нка, еж..вый – деш..вый, девч..нка – печ..нка, ш..ры – дириж..ры, под гараж..м – (мы) стриж..м, смеш..н – запряж..н, трещ..тка – щ..тка.
3. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.
Артиш..к, бараш..к, бесш..вный, богач.., в ч..м, верблюж..нок, волч..нок, вооруж..н, говорить общ.., греш..н, девч..нка, деньж..нки, дж..уль, душ..нка, ерш..вый, ещ.., ж..ваный, ж..лоб, ж..лтый, ж..лудь, ж..рдочка, ж..рнов, жж..шь, ж..кей, ж..нглёр, жуч..к, заверш..н, затуш..вывать, излиш..к, казач..нок, клоч..к, кляч..нка, ковш..вый, колыш..к, копч..ная колбаса, кореш..к, корч..вка, кош..лка, краснокож..го, крыж..венный, крюш..н, кумач..вый, ландыш..вый, луж..к, луч..вой, мальч..нка, медвеж..нок, меш..ч..к, мыш..нок, нагиш..м, неискуш..нность, неуклюж.., нипоч..м, нить-круч..нка, нож..вка, нож..ньки, ноч..вка, обреч..нность, одеж..нка, ож..г руку, ож..г руки, отвлеч..нный, парич..к, парч..вый, пауч..к, плеч..вой, плюш..вый, под вожж..й, подж..г дома, пощ..чина, прож..г пиджак, прож..рливый, пч..лка, пш..нник, пятач..к, раскорч..вка, расч..ска, реч..нька, реч..нка, реш..тка, рж..т, с дач..й, с каланч..й, с левш..й, с лихач..м, с малыш..м, с мираж..м, с нош..й, с продаж..й, с тягач..м, свеж.. на улице, сгущ..нка, смущ..нность, сокращ..нный, старуш..нка, стиш..к, сторож..вой, сургуч..м, суч..к, теч..т, трещ..тка, трущ..бный, свиная туш..нка, уч..т, ч..рный, ч..рствый, ч..рт, ч..рточка, ш..лк, ш..пот, ш..к, ш..колад, ш..мпол, ш..рох, ш..фёр, щ..голь, юбч..нка.
Упражнение. Вставьте пропущенные гласные ё, е, о после шипящих.
- Направо, тихо пош..птывая и изредка вздрагивая от налетевш..го ветра, темнела ольховая роща (Тургенев).
- Главная улица ш..ссирована и содержится в порядке (Чехов).
- Бурелом, чащ..ба – тяж..лые места (А.Н. Толстой).
- Над крыш..ю крайней избушки полощется кумач..вый флаг (Д. Бедный).
- Ушла в одной юбч..нке на улицу (А.Н. Толстой).
- Тут ещ.. тоже всё очень общ.. (Шолохов).
- Сижу за реш..ткой в темнице сырой (Пушкин).
- С плеч его свисал ж..ваный чесуч..вый пиджак (Федин).
- Ни копейки вперёд не даёт хозяин, упёрся: нет! Такой ж..х (Вересаев).
- Устал до ч..рта (Маяковский).
- Чтоб музыканты не застыли на морозе, им отпущен боч..нок водки (Шишков).
- Пастуш..нку Пете трудно жить на свете (Есенин).
- Девч..нок всегда мог отвлечь какой-нибудь пустяч..к (Искандер).
- Мне жаль его холодного ч..рствого сердца (Лермонтов).
- Американскую свиную туш..нку называли (у нас в войсках) консервами «второй фронт» (Полевой).
- В это время вош..л старич..к (Л. Толстой).
- Бешеная чеч..тка сменялась вихрем присядки (Степанов).
- Пирож..к лишь разломила да кусоч..к прикусила (Пушкин).
- Две ж..рдочки положены через поток (Пушкин).
- Они напомнили ей те молодые дни, когда она красивой и наивной девч..нкой танцевала на веч..рках (Фадеев).
Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов, в которых была допущена ошибка
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов, в которых была допущена ошибка
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов, в которых была допущена ошибка
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов, в которых была допущена ошибка
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов, в которых была допущена ошибка
Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточка на тему "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"
Несколько вариантов карточки позволит закрепить орфограмму "Правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи"...
Карточки с заданиями по теме "Гласные после шипящих (жи-ши)"
Задания по теме: "Жи-ши пиши с буквой и"...
Карточки на тему: "Гласные после шипящих и ц"
Раздаточный материал...
Карточки о-ё после шипящих в корне. 5 класс
Объяснить выбор написания о-ё после шипящих в корне слова. 1 вариант...
Карточки о-ё после шипящих в корне. 5 класс.
Объяснить написание о-ё после шипящих...
КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц...
Карточки на тему "О - Ё после шипящих".
Карточки на тему "О - Ё после шипящих"....