Задание №3 ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Теория + практика для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание №3 - средства выразительности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задание №3 ОГЭ по русскому языку28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №3

Теория

 Лексические (тропы)

Эпитет

Красочное, образное определение в переносном значении. Подчеркивает наиболее существенные признаки.

И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь.

Сравнение

Выражение или слово, в котором одно явление или понятие сравнивается с другим.: как, точно, словно, будто, как будто, что

Как море бесшумное, волнуется все войско.

Метафора

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Цепь гор, хвост поезда.

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению. 

Эй ты, шляпа! (человек в шляпе)
Читая 
Булгакова… (его книги)
Весь 
пансион признавал превосходство Д.И. Писарева

Синекдоха

Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот

Каждую копейку в дом несет (деньги);
И слышно было до рассвета, как ликовал
француз(французская армия)

Аллегория

Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ

Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости

Ирония

Слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому

Такой ты умный! (=глупый)

Олицетворение

Неодушевленному предмету приписываются свойства живого существа

Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.

Гипербола

Преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал

Литота

Преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц, - Не более наперстка;
Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.

Перифраз(а)

Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора

Лев = царь зверей
Нефть = 
черное золото
Утро года = 
весна

Синонимы

1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

1) Победить-одолеть; бежать – мчаться.
2) Останкинская 
игла(башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.

Антонимы

Слова, имеющие противоположенные значения

Коварство и любовь;
Белей лишь блеск,чернее тень.

Архаизм

Устаревшее слово или оборот речи

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим Наперепутье мне явился...

Диалектизм

Слово или оборот бытующие в определённой 
местности

Петух – кочет, ковшик -корчик, разравнивать граблями - скородить


Жаргонизм

Речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений

«Чуять» - из жаргона охотников, «амба»- из морского.

Неологизм

Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий

«Бездарь» вместо «бездарность»



Афоризм

Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор

«У сильного всегда бессильный виноват»

Фразеологизм

Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы

Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение


Стилистические фигуры

Анафора (лексический повтор)

Повтор частей в начале строк (единоначатие)

Это утро, радость эта, 
Эта мощь и дня и света,

Эпифора (лексический повтор)

Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений

Я всю жизнь шел к тебе.  Я всю жизнь верил в тебя.  Я всю жизнь любил тебя.

Композиционный стык 
(лексический повтор)

Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его

Все сделала для меня РодинаРодина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизньЖизнь, которой я горжусь.

Антитеза

Противопоставление

Волос длинный – ум короткий;
Я 
вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.

Градация

Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака

На лице светились, горелисияли огромные синие глаза. 
Но ты должен 
понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть...

Оксюморон

Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга

Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной.
Мёртвые душиживой трупгорячий снег

Инверсия

Изменение обычного порядка слов. 
Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше)

Он пришёл – пришёл он; Досадно было, боя ждали;
Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. – (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»)

Параллелизм

Сравнение в форме сопоставления

Параллелизм бывает прямой: Травой зарастают могилы - давностью зарастает боль 
и 
отрицательный, в котором подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений: 
То 
не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит - То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит.

Эллипсис

Пропуск какого-нибудь  члена предложения, который легко восстанавливается из контекста

Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

Парцелляция

Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения

И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.

Многосоюзие (полисиндетон)

Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами

Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.

Бессоюзие

Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов

Швед, русский колет, рубит, режет

Риторическое восклицание

Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств

Кто не бранивал станционных смотрителей!

Риторический вопрос

Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя

Какой русский не любит быстрой езды?  = «все русские любят»

Риторическое обращение

Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения

Прощай, немытая Россия!

Умолчание

Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу

Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.

Парадокс

Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению

Трус умирает много раз, храбрец - только однажды; Торопись медленно; 
Чем хуже, тем лучше

Оценочная лексика

Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов

Пушкин – это чудо.

Экспрессивная лексика

Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. 

Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач

Практика

Задание№3 -1 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

 1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.

Задание №3-2 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.

2) И вдруг сердце старика упало. Из-под рук музыканта опять, как и прежде, вырвался стон.

3) Действительно, и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, и неподвижные глаза, и вся его фигура располагали к чему-то особенному, непривычному.

4) Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая дама, как говорили, жена музыканта.

Задание № 3-3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

2) Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы.

3) Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

4) Прошло немалое время, пока я узнал музыку.

Задание № 3-4 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

 1) От крыльца до сарая тянется дорожка, по которой я сделал первые в жизни шаги.

2) Мы обедали на кухне, как вдруг что-то тяжёлое ударилось о землю и стало светло.

3) Тень бросает ясень, свесивший свою могучую раскидистую крону на забор и сарай.

4) Когда-то тут была большая рябина, но она подгнила и упала.

Задание № 3-5. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

 «Она никогда не· давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы.»

 1) олицетворение

2) синонимы

3) метафора

4) сравнительный оборот

Задание№3-6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) (13)У дороги застыли  вербы   в   серебряном   пуху.

2) (20)Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.

3) (6)По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины.

4) (11)Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.

Задание№3-7.  Укажите предложение, в котором   средством   выразительности   речи является

олицетворение.

1) (14)Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...

2) (3)В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

3) (19)Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.

4) (23)И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.

Задание№3-8.  Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной».

1) сравнительный оборот     2) эпитеты              3) метафора  4) гипербола

Задание№3 – 9 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.

2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «... и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».

3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что  возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.

4) Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты к заданию А2 ЕГЭ по русскому языку

Материал содержит 13 тестовых заданий  заданий  А2...

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку...

Задания для конкурса по русскому языку Знатоки русского языка"

Задания по орфографии и пунктуации для конкурса "Знатоки русского языка" в рамках недели гуманитарных дисциплин...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку. Теоретический материал к заданию 3.

В 3 задании  необходимо произвести стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Данный материал поможет определить особенности каждого функционального стиля....