«Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс/группа, количество человек

6

Тема

«Все в моих руках» (Синтаксический разбор простого предложения)

Должность

Учитель русского языка и литературы

Описание урока/мероприятия/занятия

Тип урока (мероприятия, занятия)

Раздел: Синтаксис и пунктуация.  Синтаксический разбор простого предложения. Тип урока – обобщение и систематизация знаний

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

Задачи

Образовательные:

1. Ученик должен знать порядок синтаксического разбора простого предложения и давать ему характеристику по выработанному плану.

Развивающие:

2. Ученик должен овладеть терминами понятий «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «однородные члены предложения», «синтаксический разбор предложения».

3. Развивать навыки самоопределения обучающихся в выборе заданий по теме и самооценки успешности их выполнения, определять тактику и стретегий познания темы далее в системе языка.

Воспитательные:

4. Ученик должен осознать роль и место синтаксического разбора простого предложения в грамматической и синтаксической составляющих системы языка для  развитиия личностных коммуникативных навыков.

1.1. Актуализировать знания учащихся по теме «Простое предложение».

2.1. Создать обучающимся условия, необходимые для выполнения синтаксического разбора предложения.

3.1. Создать условия для самоопределения обучающихся в выборе заданий для выполнения и  самооценки своего продвижения в теме.

4.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Предметные:

  • знание о простом предложении; грамматическая основа и второстепенные члены предложения; чем может быть осложнено предложение (однородные члены предложения, вводные слова, обращение)
  • умение определять главные и второстепенные члены предложения, выполнение  полного синтаксического разбора.

Личностные: готовность и способность обучающихся к самоопределению в выборе заданий, к самооценке, способность ставить цели.
Метапредметные:

умение

  • организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе; находить общее решение;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • развивать представление о целостности системы языка.

УУД,

которые актуализируют/приобретут/закрепят обучающиеся в ходе урока/занятия/ мероприятия

  • Личностные УУД: самоопределение  в выборе заданий, способность ставить цели, нравственно-эстетическое оценивание: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
  • Регулятивные УУД: организация своего рабочего места, прогнозирование результатов работы, определение цели выполнения заданий, самооценка
  • Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя и товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, критически относиться к своему мнению, слушать и понимать речь других, участвовать в работе группы, распределять роли.
  • Познавательные УУД: умение строить научное высказывание, анализировать, самостоятельно делать выводы, представлять информацию на основе сообщения

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Фаза урока/ занатия/мероприятия

Этапа

емя, продолжительность    этапа  

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

- Название метода

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Форма проведения, включая объяснение задания обучающимся

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации

или в ходе проведения АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

- инициация (приветствие, знакомство)

- вхождение или погружение в тему (целеполагание)

формирование ожиданий обучающихся

5 мин

Метод «На первый – третий  рассчитайсь!»

Цели и задачи метода: настрой на предстоящую работу, деление класса на группы

Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: определить место проведения (рекреация, учебный кабинет), листы формата А-4 (5 листов разного цвета)

Предварительная подготовка: предупредить обучающихся,   что начало урока пройдет в рекреации (или по возможности освободить место в кабинете для выполнения действия, подготовить цветные таблички каждой группе).

Форма проведения:  Учитель просит учеников встать по росту. Затем он предлагает им рассчитаться на первый -третий, (для образования 3 групп). Учитель вручает каждой группе номер таблички определенного цвета.

В соответствии с выбором ребята занимают в кабинете места в сформировавшихся группах

Примечание: 

1. До начала урока обучающиеся оставляют портфели в кабинете.

2. На столах стоят цветные таблички с номерами групп.

2. Для каждой группы приготовлены материалы, необходимые для дальнейшей работы (оформленные на листах определенного цвета).

Варианты проведения метода: номеров нужно выбирать столько, сколько вы хотите сформировать групп.

ль:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. В этом вы не раз убедитесь. И самое первое – начнем наш урок в рекреации. Прошу построиться по росту, рассчитаться на  первый- третий.

Первые номера сделайте шаг вперед!

Вы получаете табличку жёлтого  цвета. Желтый цвет – это цвет богатства!  Пройдите в кабинет и займите места за столом с соответствующим номером.

Вторые номера, шаг вперед! Сегодня ваша группа работает под зеленым цветом, цветом надежды. Пройдите в кабинет и займите свои места.

Третьи номера, шаг вперед! Вам достался самый яркий цвет! Займите в кабинете соответствующие места.

2 мин

Название метода: «Веришь ли ты»

Цели и задачи метода: сформулировать тему урока, его цель

Предварительная подготовка: вопросы для игры

Форма проведения:  Приём «Верные и неверные утверждения», «Тонкие и толстые вопросы» учитель задаёт вопросы, а учащиеся отвечают. На тонкие вопросы дают ответ да или нет, а на толстые - отвечают подробно

Учитель:

- А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру «Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а чего не знаете.

- Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет», и толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

- Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

- Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет)

- А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)

- Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

- Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое)

- Верите ли вы, что обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

- Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему?

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение)

Учитель подводит итог дискуссии и читает ребятам стихи:

А предложенья разные бывают:

Сходить в кино или в кафе;

А, может быть, сбежать с урока?

Да? Да! Ах, все не то… Не то! Не то?!

Так что же это такое - предложение?

Прошу вас – объясните мне.

5 мин

-

 Название метода:  «Воздушные шары»

 Цели и задачи метода: планирование эффектов урока.

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.),  которые понадобятся для успешного проведения метода: фигурки девочки и мальчика, заранее приготовленные шары, имитирующие воздушные, из самоклеящейся бумаги: зеленые (цвет надежды, жизнь, рост, гармония; он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу) - для ожиданий,  красные (цвет тревоги) – для опасений.

 Форма  проведения, включая объяснение задания обучающимся:

Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку мальчика.

Ребята записываю свои ожидания на шариках и прикрепляют их в руку девочки.

Учитель комментирует полученный результат.

Учитель обращается к ребятам:

Дорогие ребята! Мы с вами не виделись целый  выходной . После него  каждый из вас спешит в школу, радуясь встрече с одноклассниками, с любимыми учителями,  чего-то ожидая, на что-то надеясь.  Вот сейчас вы  попробуете сформулировать свои ожидания, записать их на зеленых шариках, ведь зеленый цвет – это цвет надежды, роста, гармонии, и вручить эти шары мальчику.

Учитель:

Но, кроме ожиданий и надежд, появляются и сомнения. На красных шариках запишите, чего вы опасаетесь, что вас тревожит, и подарите шарики девочке.

Учитель:

Посмотрите, пожалуйста, с каким веселым, радостным, ярким настроением (несмотря на сомнения!) вы пришли сегодня на урок! 

Фаза 2 «Работа над темой»

- проработка содержания темы

25 мин

Название метода: «Все в моих руках»

 Цели и задачи метода: закрепить порядок синтаксического разбора

 Необходимые материалы: на отдельных листах цветной бумаги (по цвету группы) - алгоритм выполнения работы,  на ¼ ватмана нарисованная рука; листы цветной бумаги (по цвету группы) для того, чтобы каждый учащийся нарисовал свою руку; фломастеры или маркеры, карточки с отдельными словами для составления предложений  (приложение 6), карточки с готовыми предложениями (приложение 7).

Предварительная подготовка: на ¼ ватмана нарисовать руку, составить  алгоритм выполнения работы (приложение 1-5), карточки со словами для составления предложений (приложение 6),  карточки с готовыми предложениями (приложение 7).

Форма проведения, включая объяснение задания обучающимся:

В каждой группе на столах лежат алгоритмы выполнения заданий по определенной подтеме:

Группа 1 – Члены предложения и способы их выражения.

Группа 2- Однородные члены предложения.

Группа 3 - Характеристика предложения.

Учитель просит учащихся взять со стола алгоритм выполнения работы.  

Учитель обращается к учащимся:

«Ребята, следуя алгоритму выполнения работы (приложение), вспомните 5 признаков, характеризующих каждую подтему, и расскажите о них, доказывая примерами». Учащиеся выполняют задания и выступают с полученным результатом перед классом.

  1. Группа 1 – Члены предложения
  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Определение
  4. Дополнение
  5. Обстоятельство

  1. Группа 2 - Однородные члены предложения.
  1. Отвечают на один и тот же вопрос.
  2. Относятся к одному и тому же слову.
  3. Являются одним и тем же членом предложения.
  4. Не зависят друг от друга.
  5. Произносятся с интонацией перечисления.

Группа 3 - Характеристика предложения.

  1. По цели высказывания.
  2. По эмоциональной окраске.
  3. По количеству грамматических основ.
  4. По наличию второстепенных членов предложения.
  5. Осложнено (однородными членами, обращением, вводными словами) предложение или нет.

Примечание. Сначала выступает первая группа. После ее выступления учитель объявляет интеллектуальную паузу и  предлагает остальным группам выполнить следующее задание.

Ребята выполняют это задание, а учитель затем проверяет его фронтально.

Далее выступают группы 2, 3 со своими «первоначальными» заданиями.

Желательно, чтобы каждый член группы выступил, выбрав для себя один признак. После выступления каждой группы объявляется интеллектуальная пауза

В совместной работе  определяется порядок синтаксического разбора простого предложения, т.о. подводятся итоги данного этапа.

Примечание. Важно с учащимися обговорить  приемы разбора:

  1. от частного к общему — члены предложения, осложненность, характеристика,  (группы 1, 2, 3)

  1. от общего к частному — характеристика, члены предложения, осложненность (группы 3,2,1)

Учитель:

Все: и настроение, и знания, и оценки – все зависит от нас, все в наших руках! Поднимите левую руку вверх, разверните ее ладошкой ко мне. С помощью ваших ладошек, ваших пальчиков вам предстоит объяснить мне, своим товарищам, да и в какой-то степени себе сведения о  предложении.  

Для этого каждая группа получила свою тему, свои задания, для каждой группы разработан алгоритм работы. Возьмите лист заданий и прочитайте первый пункт.

Итак, начинаем выполнять задания согласно данному алгоритму. Помните о пяти пальчиках на ваших ручках и о пяти признаках вашей темы.

Учитель: Время подготовки в группах закончилось.

Слово предоставляется 1-ой группе.

Учитель: Молодцы. Все правильно.  Объявляется интеллектуальная пауза. Выберите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены). Составьте в тетрадях схему:

  1. Наступила поздняя осень.
  2. Как красив лес осенью!
  3. Осень мое любимое время года.

Учитель: В каком предложении нужно поставить тире? На доске – правильная схема. Проверьте схему в тетради  у своего соседа справа.

Выступает 2-ая группа.

Учитель: Спасибо. И снова -  интеллектуальная пауза.

Выберите предложение, в котором есть обобщающее слово при однородных членах  (знаки препинания не расставлены).

Составьте схему:

  1. В грамматическую основу предложения входит подлежащее и сказуемое.
  2. В предложении могут быть второстепенные члены определение дополнение обстоятельство.
  3. Сказуемое может быть выражено глаголом, именем существительным, именем прилагательным.

Учитель: Под каким номером предложение с обобщающим словом при однородных членах?  Проверьте схему в тетради  у своего соседа слева.

Учитель: Заканчивает выступления 3-ая группа.

Учитель: Может, вы уже догадались, как выполняется общий синтаксический разбор простого предложения?

Звучат предположения учащихся, возможна дискуссия.

Итог подводит кто-либо из учеников (если затрудняются, то учитель).

Итак, порядок синтаксического разбора простого предложения следующий:

  • сначала находим и  подчеркиваем главные члены, то есть грамматическую основу предложения, затем – второстепенные члены (об этом нам рассказала 1-ая группа);
  • затем определяем, осложнено ли предложение (сообщение 2-ой группы);
  • даем характеристику предложению в том последовательности, в какой представила его 3-ая группа.

Учитель: От частного мы идем к общему: от каждого члена предложения к его общей характеристике.  

Как вы думаете, а можно ли производить синтаксический разбор предложения по-другому? От общего к частному (да):

  • сначала даем характеристику в том порядке, в каком представила нам 3-ая группа,
  • затем определяем, осложнено ли предложение. Если «да», то чем. Об этом нам и рассказала 2-ая группа.
  • и последнее: находим и  подчеркиваем главные члены, то есть грамматическую основу предложения, затем  – второстепенные члены. Это хорошо продемонстрировала 1-ая группа;

А какой прием более «взрослый»? (второй).

Да, конечно. Взрослый человек видит всю картину сразу, а потом вглядывается в отдельные её фрагменты. Таким видением вы будете овладевать.

Учитель: попробуем выполнить полный синтаксический разбор предложения. Из предложенных каждая группа выбирает одно предложение и  делает его синтаксический разбор. Желающие выполнять задания индивидуально, пожалуйста, пройдите на свободные места. Работы сдать учителю через 3 минуты.

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе. (А.С. Пушкин)

Ночью ветер злится
Да стучит в окно.(А.А. Фет)

С голубого ручейка начинается река.(М.С. Пляцковский)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

- разминка (релаксация),

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока),

3 мин

Название метода: «Раз – улыбнуться…»

Цели и задачи метода: повысить уровень позитивной энергии в классе

Форма проведения: Учитель просит обучающихся встать со своих мест, принять исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.  По его команде выполниются упражнения.

Примечание: если необходимо, разминку можно провести после выступления 3-й группы.

Учитель:

Устали? Пора отвлечься от серьезных тем и улыбнуться

Встаньте, примите исходное положение: руки на поясе, ноги на ширине плеч.  

Выполняем упражнения:

Раз - улыбнуться – к  соседу  слева  повернуться.

Два - улыбнуться – к  соседу  справа  повернуться.

Три -  улыбнуться – встать прямо, потянуться.

Четыре -  улыбнуться – нагнуться, разогнуться.

Пять - улыбнуться – в ладоши три хлопка.

Шесть -  улыбнуться –   головою три кивка.

Семь -  улыбнуться – присесть.

5 мин

Название метода: «Эвристическая беседа»

Цели и задачи метода:

  1. Подвести итоги урока.

Название метода: «Мой выбор»

Цели и задачи метода:

  1. Отработать элементы самооценки обучающихся на уроке.
  1. Подвести итоги урока.

Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения: стикеры, изображающие сжатую руку с поднятым вверх большим пальцем

Предварительная подготовка:  написать на трех листах  критерии оценок:

  1. У меня есть вопросы, мне нужна помощь в этой теме.
  2. Я могу все сделать сам.
  3. Я могу все сделать сам и могу другим помочь.

Учитель инструктирует обучающихся:

  1. На доске  размещены 3 листа с критериями. 
  2. Каждому ученику выдается стикер, где он пишет свою фамилию.
  3. Каждый обучающийся размещает свой стикер на том листочке, который больше всего соответствует его знаниям и умениям, практическим навыкам по данной теме.

Примечание: Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить степень усвоения учебного материала каждым учащимся.

Варианты проведения метода: количество листочков с критериями можно увеличить. Надписи тоже можно изменить по своему желанию.

 

Учитель:

А сейчас, ребята, я хочу задать вам провокационный вопрос: зачем нужно знать порядок синтаксического разбора предложения и владеть на практике этим навыком?

Предположительные ответы:

- Если мы будем понимать, как строится предложение, то сможем сами грамотно его построить.

- Если будем знать характеристику  предложения, то имеем больше возможностей передать через предложение свои чувства и эмоции.

- Мы можем учиться у великих поэтов, потому что их предложения грамматически верно и разнообразно построены, что видно из примеров, с которыми мы работали.

- Синтаксический разбор предложения — это лишь небольшая тема в науке языка. Она связана со многоими другими.

Учитель:

Прошу показать, насколько вам понятно, как выполнять синтаксический разбор предложения. Для этого возьмите стикеры с изображением поднятого вверх большого пальца (а это обозначает, что всё здорово), напишите на нем свою фамилию и прикрепите на тот листочек, который больше всего соответствует вашим знаниям и практическим навыкам по данной теме.

Учитель:

Спасибо. Я проанализирую ваши письменные работы с разбором предложений и результаты самооценки своих знаний и практических навыков на уроке. Доложу вам на следующем уроке.

Предложите, пожалуйста,  задание на дом по итогам этого урока.

(Совместно с обучающимися формулируется домашнее задание, состоящее из теоретической части и практического задания).

Прошу обсудить в группах вклад участников в работу, внести оценки в оценочный лист.

Всем спасибо за урок! До новых встреч!


[1]        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

синтаксический разбор простого предложения

Материалы в помощь учителю при изучении темы "Синтаксический разбор простого предложения"...

Синтаксический разбор простого предложения

Урок в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"...

порядок синтаксического разбора простого предложения

Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения....

Синтаксический разбор простого предложения.

План синтаксического разбора простого предложения. Образец разбора....

Карточка-помощник,пошаговый алгоритм "Синтаксический разбор простого предложения"

В помощь 8-9-классникуКарточка-алгоритм «Синтаксический разбор простого предложения» - пошаговый помощник 8-класснику,изучающему простое предложение  и 9-класснику,уже понявшему ,что сложное пред...

Синтаксический разбор простого предложения

Презентация обобщает знания по разбору простого предложения....

"Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс

Тема     урока:  Синтаксический  разбор  простого  предложенияТип   урока:   урок  закрепления  изучаемого  материалаЦел...