Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Аллабердинская СОШ»
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Выполнила Суюндикова Минзаля Юлаевна
учитель русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...
Бернард Шоу
В наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приоритетной задачей является развитие индивидуальности каждого ученика, его творческих начал, самостоятельности в продвижении в информационном поле.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
В настоящее время в школе большое значение уделяется повышению качества учебного процесса. Напрашивается вопрос: «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?».
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9 и 11 классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.
Проектно-исследовательская деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
Цели и задачи в создании проекта:
Цель проектно-исследовательской деятельности: формирование условий для введения проектно - исследовательской деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.
Задачи:
- Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
- Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
- Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Гипотеза: управление качеством образования через технологию проектно - исследовательской деятельности создаст условия для саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.
Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобрётёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения
Модель исследовательской деятельности учащихся
- Постановка проблемы; 2. Прояснение неясных вопросов; 3.Формулирование гипотезы исследования; 4. Планирование учебных действий; 5. Сбор данных; 6. Анализ и синтез данных; 7. Подготовка сообщений; 8. Выступление с сообщениями; 9. Ответы на вопросы, корректировка; 10. Обобщения, выводы; 11. Самооценка.
Структура исследовательской работы
Структура исследовательской работы: название, план, введение, основная часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).
Проектно-исследовательская деятельность классифицируется:
по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Основные этапы
Основными этапами проектной деятельности являются:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технических операций, внесение необходимых изменений;
- Подготовка и защита презентации;
- Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Типы проектно-исследовательских работ
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические и
исследовательские.
С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников?
Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются результаты деятельности.
Степень активности учеников и учителя на разных этапах.
Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности
Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель исполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Ожидаемые результаты проектно-исследовательской деятельности:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов , проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Требования к учащимся по освоению курса:
Знать:
- Структуру проектно-исследовательской работы;
- Типы проектно-исследовательских работ;
Уметь:
- Обозначать цели и задачи проектно-исследовательской работы;
- Выдвигать гипотезу работы;
- Осуществлять поиск необходимой информации для написания работы;
- Формулировать результаты исследования;
- Оформлять проектно-исследовательскую работу
- Защищать результаты исследования посредством презентации.
Использование проектной деятельности при обучении русскому языку и литературе
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение нескольких целей: воспитание гражданина и патриота, развитие способности к социальной адаптации, освоение знаний о русском языке, овладение умениями анализа, но самое главное – это применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Вся система образования направлена на развитие у учеников самостоятельности, умения находить нужный материал, использовать его в соответствии с темой и целью работы.
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет работать над формированием всех выше перечисленных целей
С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности школьников?
Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей учащихся. На основе полученных данных создался образ класса, была спланирована дальнейшая работа. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражаются результаты деятельности.
Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Это может быть фантастическая и экспериментальная, изобретательская и теоретическая.
Как же происходит выбор темы? Сначала дети знакомятся с предложенной темой учебника. Каждый ученик вправе выбрать свою подтему. По выбранной добровольно теме дети собирают сведения. На данном этапе они учатся ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации, обрабатывать собранный материал. Учащиеся посещают музеи, выставки, библиотеки. Можно организовать встречи с интересными людьми, занимающимися наукой или имеющими какие-либо увлечения.
В процессе работы над темами учащиеся готовят мини-доклады, оформляют фотоальбомы, стенды, выставки своих работ. Они используют различные источники: книги, энциклопедии, справочники, телепередачи, документальные фильмы. Учитель выступает в роли консультанта, корректора,источника,знаний.
После этого идёт выбор проекта и организуется работа над проектами и исследованиями. При выполнении проектов дети могут работать индивидуально или группами, т.е. им предоставляется выбор. Учитель по необходимости помогает и контролирует ход деятельности учащихся. Удачные находки становятся достоянием всего класса.
Работа над проектами завершается их защитой. Формы защиты различны. Это может быть конференция, смотр-конкурс, мультимедийная презентация, сборник работ учащихся.
При изучении художественной литературы, отражающей историю нашего народа, именно в процессе исследовательской работы происходит осознание учащимися собственной сопричастности к прошлому и настоящему страны, Родины, осознание себя частью, созидательной силой, способной повлиять на ее развитие.
Приведу пример такой работы. При изучении творчества Л НТолстого группой учащихся был разработан проект «ЛН Толстой-писатель великой чистоты и святости»(по экспозициям музеев Ясная Поляна_Хамовники) .. Ребята объединились в группы, начали сбор материала об истории Ясной Поляны, о старинных зданиях, храмах. Учащиеся подготовили выставки, иллюстрации. Со своими мини-темами они выступали сначала в классе. Затем началась работа над проектом. Учащиеся под руководством учителя объединили эти мини-проекты в общий проект. На уроке литературы в 5 классе изучалась тема «Сказки». Ребятам был предоставлен выбор: объединиться в группы по интересам или выполнить индивидуально задания по сбору материала на обозначенную тему. Учащиеся составляли выступления по мини-темам «Сказки о животных», «Сказки народов мира», «Сказки о добре и зле», «Сказки о любви и дружбе» «Авторские сказки». Были подготовлены выставки книг со сказками, изготовлены поделки и рисунки любимых героев, кроссворды, вопросы к известным сказкам. Затем решили подготовить единый проект «Сказка в нашей жизни».
На своих уроках я часто применяю ИКТ. Уроки становятся «живыми», интересными, а учащиеся работают более активно.
Использование презентаций к уроку позволяет не только сделать урок наглядным, красочным, но и сэкономить время, работать с учащимися в быстром темпе, выполнять разнообразные задания.
Так совместно с учениками на уроке русского языка была разработана презентация «Обособленные члены предложения» с использованием ИКТ, где учащиеся смогли не только услышать информацию о том, что такое обособление ,но и увидеть массу иллюстраций, услышать аудиозапись.
Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.
Поэтому в процессе обучения использую такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с советом, активным поиском нового.
Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной – в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
В нашей школе на уроках русского языка и литературы вот уже на протяжении 3хлет учителями ведется работа по составлению проектов.
Учащимися старших классов созданы проекты на темы подготовки и сдачи ЕГЭ по русскому языку. С этого года ребята работают над созданием проектов, которые будут способствовать развитию навыков грамотного письма и произношения. Это проект «Говори правильно», руководителем которого является Павлова Е.В.
Руководителем проекта «Сценическое искусство» является также Павлова Е.В. Ребята сначала задались целью разобраться в понятии «сцена», «искусство», а затем стали работать над постановкой спектаклей .
Весь материал собирался, а затем уже учитель предложила создать проект, на что учащиеся охотно согласились.
Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим проектом, ученик имел возможность рассказать о показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес.
Конечно, это трудная и кропотливая работа, но она приносит свои результаты. По итогам сдачи ЕГЭ по русскому языку учащиеся нашей школы Дьяченко Юлия и Чистякова Анна набрали по 100 баллов. Ребята принимали активное участие в конференции к юбилеям А. П. Чехова, Л. Н. Толстого.
Очень уместно высказывание В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчество»
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
- Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....
Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, более тесно связана с жизнью, практикой, сти...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. (из опыта работы)
Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем ...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Сегодня время перемен: стране нужны граждане, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.Один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье описана проектно-исследовательская деятельность на уроках русского зыка и литературы и во внеурочное время...