Конспект урока "Сложноподчинённые предложения" 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Авдонькина Ирина Анатольевна

Материал урока обобщает знания учащихся по теме "Сложноподчинённые предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Приваленская СОШ»

Азовский ННР, Омская область

Конспект урока по теме «Сложноподчиненные предложения»

11 класс

Учитель: Авдонькина Ирина Анатольевна

Тема урока: Сложноподчиненные предложения.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:
  • закрепить полученные знания о СПП;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
  1. Развивающие задачи:
  • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  1. Воспитательные задачи: 
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
  • воспитывать такие нравственные качества, как порядочность, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – индивидуальные карточки, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»

Ход урока

1. Оргмомент.  Желаю доброго дня всем присутствующим сегодня на нашем уроке. Надеюсь, что все пришли в класс с хорошим настроением и положительным настроем на урок.

2. «Повторяй-ка»

Как обычно, начнём с повторения.

Задание 1 (на доске): Расставьте ударение в словах: агЕнт, баловАть, договОр, звонИт, каталОг, коклЮш, красИвее, некролОг.

Задание 2 (на доске): Расставьте ударение в словах: обеспЕчение, облегчИть, принУдить, слУчай, столЯр, тамОжня, ходАтайствовать, щавЕль.

Задание 3 (на слайде  2 и 3): Укажите правильное объяснение пунктуации в предложениях:

Лесные запахи набегали волнами ( ) и очень трудно было определить эти запахи.

  • Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Живая природа должна уметь постоять за себя ( ) и в этом отношении она удивительно изобретательна.

  • Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  • Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
  • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Проверка заданий 1 и 2:    (Слайды 4 и 5)

Молодцы, с работой справились. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

  1. Постановка темы и цели урока: (Слайд 6)

Тема урока: Сложноподчиненные предложения.

Цель нашего урока сегодня:

Повторить и углубить знания о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

     На предыдущих уроках мы  повторили, что такое сложное предложение, какие виды сложных предложений существуют. Сегодня мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, это позволит вам не только проверить, насколько прочно вы усвоили материал по теме в 9 классе, но и получить хорошие оценки за сегодняшний урок.

 4. Работа по теме урока:  (Слайд 7)

   Итак, дайте определение сложноподчиненного предложения, приведите свой пример. (Слайд 7)

 Сравним ваш ответ с информацией учебника. (Слайд 8:

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза
чтобы.)

Визуально представим это так: (Слайд 9)

Ещё один важный момент, на котором нужно остановиться:  место расположения придаточной части в СПП. (Слайд 10)

Запишите в тетрадь данные (на слайде 11) предложения, расставив недостающие знаки препинания, начертите схемы предложений.

  • Вчера мы до того были утомлены что даже не осмотрелись как следует.
  • Когда рассвело море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
  • Там где растут розы растут и шипы.

Проверьте себя  (Слайд 12 и 10)

  • [ … ], ( что … ).
  • (Когда  … ), [ … ].
  • [ …, (если  … ), … ].

А теперь я хочу напомнить вам  типы  придаточных предложений. Посмотрите на экран (Слайд 13). Сформулируйте ответ на вопрос: На какие группы делятся СПП?

(СПП делятся на 3 группы:

  • СПП с придаточными определительными,
  • СПП с придаточными изъяснительными,
  • СПП с придаточными обстоятельственными.

Давайте вспомним опознавательные признаки всех групп СПП. (Слайды 14, 15, 16)

5. Закрепление материала:    Раздать таблицы «Виды придаточных предложений»

Задание 1.

Работа с учебником: Упр.462, стр. 313 (1, 2, 3, 4, 5 предложения) – можно: по группам 1,2; 3,5, а 4 вместе устно –СМ.по времени.

Списать, расставив знаки препинания, определить вид придаточного предложения.

(1 (вопреки чему?) - СПП с придаточным обстоятельственным уступки; 2 (как?) – СПП с придаточным обстоятельственным образа действия; 3 (о чём?) -  СПП с придаточным изъяснительным; 4 (почему?) - СПП с придаточным обстоятельственным  причины;          5 (какого?)- СПП с придаточным определительным).

Задание 2. Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте знаки препинания. Спишите. (Слайд 17)

  • Человек должен быть наделен фантазией, (чтобы) творить.
  • Я наблюдал свысока, (как) волны головы ломают.
  • Живешь в заколдованном диком лесу, (откуда) уйти невозможно.
  • Все равно я отсюда тебя заберу во дворец, (где) играют свирели.
  • Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, (если) терем с дворцом  кто-то занял.
  • Мне теперь не понять, (кто) же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя.
  • Мне не стало хватать его только сейчас, (когда) он не вернулся из боя.          

В. Высоцкий

(Проверка устно)

Задание 3. Цифровой диктант     (Слайд 18)

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0".  Проверьте свои ответы, сравнив их со слайдом, разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что: 

  1. Союзы что, если, где – подчинительные? Да - 1
  2. Определение не отвечает на вопрос чей? Нет-0
  3. Предложение – это синтаксическая единица? Да-1
  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа? Да- 1
  5. Союз однако – подчинительный? Нет 0
  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? Нет - 0
  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? Да - 1
  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? Нет -0
  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения. Да-1

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».      (Слайд 19)

6. Итог урока.

Итак, подведём итоги:

  1. Что такое СПП?
  2.  (На доске - Устно)  Заполните "слепую" схему.

?

определительные

?

обстоятельственные

? 

падежные вопросы

?

Можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

7. Рефлексия:

Ваши отзывы о сегодняшнем уроке и пожелания на следующий вы можете сообщить мне на перемене.

8. Домашнее задание. (Слайд 20)

  • § 84-85;
  • Решить кроссворд;
  • Написать сочинение – миниатюру на тему: «Наша школа», используя сложноподчиненные предложения.

9. Результаты работы учащихся. (слайд 21)

Оценки учащимся за урок:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за урок!

Дополнительные задания к уроку:

Задание №1

  1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
  2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
  3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
  4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии 
  5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда? 
  6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как... 
  7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени? 
  8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
  9. Отвечают на вопрос с какой целью? 
  10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? 
  11. Присоединяются союзом так что.
  12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)

Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?

  1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
  2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
  3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
  4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии 
  5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда? 
  6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как... 
  7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени? 
  8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
  9. Отвечают на вопрос с какой целью? 
  10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? 
  11. Присоединяются союзом так что.
  12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)

  1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
  2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
  3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
  4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии 
  5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда? 
  6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как... 
  7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени? 
  8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
  9. Отвечают на вопрос с какой целью? 
  10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? 
  11. Присоединяются союзом так что.
  12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)

Подчинительные союзы

Союзные слова

простые

составные

Относительные местоимения

Местоименные наречия

Что

Как

Когда

Чтобы

Пока

Будто

Словно

Если

Точно

Раз

Едва

лишь

Оттого что

Как будто

Потому что

Оттого что

Так как

Так что

С тех пор как

В связи с тем что

Лишь только

С тем чтобы

Ввиду того что

Вследствие того что

Что

Кто

Какой

Который

Каков

Чей

сколько

Где

Как

Когда

Куда

Откуда

почему

Виды придаточных предложений

вид

вопросы

союзы

Союзные слова

Указательные слова

определительные

Какой?

Чей?

            _________

Какой, который, каков, чей, кто,что, где

Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой

изъяснительные

Вопросы падежей

Что, чтобы, как, будто, как будто,словно

Кто, что,чей, как,отчего, зачем, почему, где,когда

То, тот

Обстоятельственные:

места

Где?

Куда?

Откуда?

         _____________

         

Где, куда, откуда

Там, туда,оттуда,везде, всюду

Времени

Когда?

Когда, пока, как только, едва, прежде чем, покамест

 

Тогда, до тех пор

Сравнения

Как?

Насколько?

Как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем-тем

      ________________

Так, настолько

Образа действия и степени

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, как, как будто, словно, точно

Как, насколько

Так, такой, таким образом, настолько

Цели

Зачем?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы

       ______________

Для того, затем, с тем

Условия

При каком условии?

Если, когда, кабы, ежели, коли, как скоро

        ______________

В том случае, тогда

Причины

Почему?

Потому что, оттого что, так как, ибо, затем что

        ______________

Потому, оттого, ввиду того, вследствие того

Следствия

Что из этого следует?

Так что

       ______________

        ____________                                      

уступки

Несмотря на что?

Хотя, несмотря на то что, что, пусть

        _____________

           ___________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения Учитель: Авдонькина Ирина Анатольевна МБОУ «Приваленская СОШ» Март, 2017

Слайд 2

А 21: Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Живая природа должна уметь постоять за себя ( ) и в этом отношении она удивительно изобретательна. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 3

А 21. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Лесные запахи набегали волнами ( ) и очень трудно было определить эти запахи. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Слайд 4

агЕнт, баловАть, договОр, звонИт, каталОг, коклЮш, красИвее, некролОг.

Слайд 5

обеспЕчение , облегчИть, принУдить, слУчай, столЯр, тамОжня, ходАтайствовать, щавЕль .

Слайд 6

Тема: Сложноподчиненные предложения Цель урока: Повторить, углубить, закрепить

Слайд 7

Определение сложноподчиненного предложения.

Слайд 8

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия. Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией , 2. чтобы творить. (В. Высоцкий) Первая часть – главная, а вторая – зависимая(называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы .

Слайд 9

Одно предложение зависит от другого , что И так наивна песня зимняя, что грех певицу обижать Как?

Слайд 10

Обратите внимание на место расположения придаточной части в СПП: [ … ] , ( что … ). ( Когда … ), [ … ] . [ …, ( если … ), … ] .

Слайд 11

Спишите, расставив знаки препинания. Начертите схемы предложений. Вчера мы до того были утомлены что даже не осмотрелись как следует. Когда рассвело море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. Там где растут розы растут и шипы.

Слайд 12

Спишите, расставив знаки препинания. Начертите схемы предложений. Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует. Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. Там, где растут розы, растут и шипы.

Слайд 13

ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬ- СТВЕННЫЕ

Слайд 14

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Относятся к существительным Отвечают на вопрос какой? Присоединяются союзными словами: относительными местоимениями и наречиями который, какой, что, где, куда, откуда. Мы отправились к озеру , где была расположена база отдыха. Какому?

Слайд 15

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ Относятся к глаголу (часто со значением речи) Отвечают на вопросы что, чего, кого, чему, кому, чем, кем, о ком, о чём (т.е. вопросы косвенных падежей) И тут я понял , что успеть к отходу поезда мне не удастся. Что?

Слайд 16

Обстоятельственные Образа действия и степени Времени Причины Уступки Цели Места Следствия Сравнения Условия Когда? Как? Где? Зачем? Вопреки чему? При каком условии? Почему? Что из этого следует?

Слайд 17

Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте знаки препинания. Человек должен быть наделен фантазией ________творить. Я наблюдал свысока ____волны головы ломают. Живешь в заколдованном диком лесу ________ уйти невозможно. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец _____ играют свирели. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше ____ терем с дворцом кто-то занял. Мне теперь не понять ____ же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя. В. Высоцкий

Слайд 18

Верно ли утверждение, что: Союзы что, если, где – подчинительные? Определение не отвечает на вопрос чей ? Предложение – это синтаксическая единица? Местоимение себя не имеет именительного падежа? Союз однако – подчинительный? Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? [ …], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

Слайд 19

Цифровой диктант 101 100 101

Слайд 20

Осмысление урока Я сегодня повторил(а)..…… Что понравилось на уроке…………….. Что не понравилось…………………….. Над чем урок заставил задуматься? На какие размышления навел? Ответьте на вопрос сложноподчиненным предложением, записав его в тетрадь.

Слайд 21

Домашнее задание. 1. § 84-85; 2. Решить кроссворд; 3. Написать сочинение – миниатюру на тему «Наша школа», используя сложноподчиненные предложения.

Слайд 22

Спасибо за урок! Если ты хочешь быть грамотным, будь им! Всё в твоих руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...