корни с чередованием
консультация по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Корни с чередованием гласных в безударном положении
никогда не проверяются путём подбора родственных слов,
где гласный будет под ударением.
- Е//И в корнях:
-бер- // -бир-
-дер- // -дир-
-мер- // -мир- (со значением «состояние»); нет чередования «мИр, дружба», «мЕрить что-либо»
например: примИрять ребят = заключать мИр; примЕрять костюм = совершать примЕрку
-пер- // -пир-
-тер- // -тир-
-стел- // -стил-
-блест- // -блист-
-чет- // -чит- искл.: сочЕтание, сочЕтать
-жег- //-жиг-
Например: собИрАть, собЕру, зажигАть, блИстАтельный, блЕснуть, выстИлАть, выстЕлить
- И//А (Я) в корнях:
-ним- // -ня- : занИмАть, занять; понИмАть, понять;
-мин- // -мя- : помИнАть, память; вынИмАть, вынуть;
-жим- // -жа- : зажИмАть, зажать; выжИмАть, выжать;
-
- О//А в корнях:
- Выбор орфограммы зависит от ударения:
-гОр- // -гар- искл.: выгАрки, пригАрь
-клОн- // -клан-
-твОр- // -твар- искл.: утвАрь
- зАр- // -зОр- искл.: зОревать, зОрянка
Например: загОрать, пригОреть; склОниться, поклОняться;
стихотвОрение, твОрить; зАрница, зАря.
- Выбор орфограммы зависит от последующего согласного:
-рАст- / - рАщ- // -рОс(л)-
искл.: РОстов, РОстислав, рОстовщик, рОсток, вырОстковый; отрАсль.
Примечание: подрОстковый – О ударный.
Например: рАстение, вырАщенный, срАстись, зарОсли, возрАст.
-скАк- // - скОч- искл.: скачОк, скАчу
Например: подскОчить, скАкалка, заскАкал, наскОчить.
-лАг- // -лОж- искл.: полОг
Например: слОжение, слАгаемое, предлОжение, предлАгать, излОжить, предлАгать
- Выбор орфограммы зависит от суффикса -А:
- кос- // -кАс-А только со значением «касаться, затрагивать кого-либо или что-либо»
Например: кОснуться (темы), кАсАтельная (линия), соприкОснуться, соприкАсАться
- Выбор орфограммы зависит от лексического значения корня:
-рАвн- : «равный, одинаковый» Исключение: рОвесник
-рОвн- : «ровный, гладкий, прямой» Исключение: рАвнина
Например: подрОвнять (чёлку), урАвнение, рАвняйсь!, срАвнение, урОвень, зарОвнять (грядки)
-мАк- : «опустить в жидкость» - обмАкнуть, мАкать
-мОк-: «способность впитывать жидкость» - смОчить, непромОкаемый, промОкашка
-плОв-: «тот, кто сам плывёт» - плОвец, плОвчиха, плОвцы
-плАв-: все остальные – поплАвок, плАвник, плАвуны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Корни с чередованием
таблица корней с чередованием...
Правописание корней с чередованием Е-И
Презентация к уроку русского языка в 5 классе....
Е-и в корнях с чередованием
Данная тема изучается в 5 классе, и далее учащиеся постоянно встречаются с этой орфограммой при формировании навыков грамотного письма. Очень важно на начальном этапе изучения научить ребят виде...
Гласные в корнях с чередованием
На уроке отрабатываются правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием, формируется умение учитывать лексическое значение корней при выборе гласной, закрепляются теоретические и практич...
«Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-».
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- - -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...