Самостоятельная работа учащихся V-VI классов на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке - одна из коренных проблем обучения. Самостоятельная работа учащихся обеспечивает активное усвоение - программного материала и овладение соответствующими -практическими умениями и навыками. Воспитательную силу самостоятельной работы школьника для формирования творческой личности человека очень метко определил Л. Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Большое значение самостоятельная работа имеет и на уроках русского языка и литературы.
Задача учителя русского языка и литературы заключается не только в том, чтобы ученик усвоил программу, но и в том, чтобы он приобрел умение сознательно работать с книгой, последовательно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnaya_rabota_uchashchihsya_5-6_klassov_na_urokah_russkogo_yazy.docx | 140.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
учащихся V-VI классов
на уроках русского языка
ВВЕДЕНИЕ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке - одна из коренных проблем обучения. Самостоятельная работа учащихся обеспечивает активное усвоение - программного материала и овладение соответствующими -практическими умениями и навыками. Воспитательную силу самостоятельной работы школьника для формирования творческой личности человека очень метко определил Л. Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать».
Большое значение самостоятельная работа имеет и на уроках русского языка и литературы.
Задача учителя русского языка и литературы заключается не только в том, чтобы ученик усвоил программу, но и в том, чтобы он приобрел умение сознательно работать с книгой, последовательно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
■
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ВАЖНЕЙШАЯ
СТУПЕНЬ ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Метод наблюдений
Говоря, о видах самостоятельной работы учащихся на уроках русского, языка, приходится большое внимание уделять подготовке к ней, осуществляемой во время объяснения нового материала.
Учитывай это, я всегда тщательно продумываю каждый прием объяснения нового учебного материала не только со стороны эффективности усвоения определенной суммы знаний, но и со стороны его воспитательного воздействия на ученика. Вот почему ведущим методом своей работы по силе, его влияния на мышление ученика я считаю метод наблюдений, умело сочетаемый с другими приемами преподнесения новых знаний. Этот метод хорош тем, что повышает интерес учащихся к работе, развивает их внимание и любознательность, учит вдумываться в грамматический материал. Положение маленького исследователя, в которое с помощью учителя становится ученик, не только способствует сознательности и прочности усвоения знаний, но постепенно возбуждает активность мысли, повышает способность, к логическому мышлению и впоследствии облегчает выполнение любого самостоятельного задания.
Мне недавно пришлось работать в классе, в котором ребята привыкли усваивать материал исключительно со слов учителя. Я натолкнулась на отсутствие интереса к излагаемому материалу, неумение вслушиваться и вдумываться в вопросы учителя, стремление механически выполнять упражнения. Такое отношение учащихся к работе исключало контакт между мною и ими, делало скучными и однообразными уроки грамматики. Мучителен был для меня процесс перестройки, но зато сколько удовлетворения принесли те дни, когда перелом совершился, когда глаза пятиклассников засветились знакомой живой мыслью и уроки стали проходить в обычном бодром темпе. Каждый раз, когда видишь эти по особому ясные детские лица, когда ощущаешь живое биение мысли, испытываешь только, удовлетворение, но, я бы сказала, эстетическое наслаждение.
Однако для того, чтобы все шло так, как хочется, чтобы урок, проведенный по методу наблюдений, действительно явился важным звеном в воспитании у школьников логического мышления, от учителя требуется большая и вдумчивая работа.
Необходимо особенно глубоко продумать весь учебный материал, расчленить, урок на отдельные этапы, тщательно продумать каждый пример, сформулировать каждый вопрос. В примерах, на которых будет основываться процесс наблюдений, не должно быть ничего лишнего, уводящего в сторону от основной мысли. Каждый пример должен быть типичен для изучаемого правила. Всякие детали, отклонения, особые случаи будут прорабатываться позднее, когда основное содержание правила уже понято учениками. Каждый вопрос к ученикам должен быть четок, понятен, последователен, направлен к единой цели, а вся система вопросов должна неуклонно вести учащихся к нужным выводам.
Все эти стороны урока проведенного по методу наблюдений, должны быть тесно связаны с планом урока. Вот как записываю я в своем плане ту часть урока, на которой ведется объяснение нового материала по теме «Виды глагола»:
I. Сообщение темы : «Виды глагола».
II: Чтение текста на плакате:
После Великой Отечественной,
войны люди восстанавливали
города строили заводы, укрепляли
и украшали свою Родину.
За эти годы они восстановили
все города, построили, много
заводов, укрепили и украсили
Родину
III. Разбор текста.
,
1. Прочитайте текст на доске. Найдите и выпишите глаголы в два столбика.
2. Определите время каждого глагола в левом и правом столбиках.
3. Поставьте вопросы к каждому до глаголов. Запишите общий вопрос к глаголам каждого столбика.
Запись в тетрадях:
Незаконченное действие Законченное действие
восстанавливали – пр. вр. восстановили - пр, вр.
строили - пр. вр. построили - пр. вр.
укрепляли—пр. вр. укрепили - пр. вр.
украшали — пр. вр. украсили — пр. вр.
___________________ _____________________
Что, делали? Что сделали?
4. Перечитайте текст на плакате. В каком отрывке глаголы указывают законченность действий людей?
5. Какие глаголы указывают незаконченность действия?
IV. Сообщение терминов (совершенный и несовершенный вид) и подпись над столбцами:
Несовершенный вид Совершенный вид
(незаконченное действие) (законченное действие)
V. Формулировка вывода и закрепление материала. Что же мы узнали о видах глагола, сколько бывает видов?
На какой вопрос отвечает каждый вид?
Какое действие обозначает?
Расскажите все, что вы знаете о глаголах несовершенного вида.
Что вы знаете о глаголах совершенного вида?
Определите виды глаголов: ехать и приехать, читать и прочитать, встать и вставать. (Указываю, что вид надо, уметь определять в любом времени глагола).
Затем сопоставляются предложения:
Я буду учить правило. Я выучу правило
Я буду решать задачи. Я решу задачи,
VI. Самостоятельная работа; Определение вида глаголов - выписывание в два столбика: в левый—глаголы несовершенного вида, в правый - совершенного.
Даются глаголы: списывать, кончать, тратить, оспаривать, кончить, отправлять, встречать, писать, встретить, написать, тронуть, рисовать, сеять, трогать, посеять, нарисовать, списать.
VII. Ознакомление с временами - глаголов совершенного и несовершенного вида по таблице учебника; образование времен (устно) от записанных в тетрадях глаголов.
VIII. Задание на дом: выучить правила, § 20 и выполнить упражнение 58
Нельзя забывать и еще одного важнейшего условия ведения урока - это вопрос о темпе работы. Урок не должен быть растянут, необходимо вести его в достаточно быстром темпе, чтобы процесс наблюдений и соответствующий, им процесс мышления проходили одновременно.
При этих условиях метод наблюдений оказывает большое влияние на подготовку учащихся к самостоятельной творческой работе. Постепенно, из урока в урок, развивается самостоятельность мысли учащихся, умение анализировать текст, способность к выводам и обобщениям.
Урок в VII классе, отличается от урока в V классе тем, что объем наблюдений становится шире, вопросы носят более сложный характер, мышление детей самостоятельнее.
Связь между изученным и новым материалом
Непременным условием успеха при изучении нового материала я считаю тесную связь с ранее изученными разделами курса, поэтому всегда последовательно провожу в своей работе с классом указание К. Д. Ушинского о том, что «всякий шаг вперед должен опираться на повторение прежнего». При изучении новой темы я стремлюсь создавать как можно больше ассоциаций между новым и старым. Знакомя, например, учащихся с понятием о причастии, хорошо сопоставить его с именем прилагательным. Склонение причастий, правописание их окончаний сравнить со склонением и правописанием окончаний прилагательных. Изучение правописания суффикса – нн - в причастиях следует провести в сопоставлении с правописанием -нн- и -н- в суффиксах прилагательных. Таким образом, учащиеся как бы отталкиваются от уже, известного им материала, привыкают обобщать, сравнивать, находить черты сходства и различия, и в результате знания и по новым, и по старым разделам программы достаточно осознанны.
Предварительное повторение
Известно, какое большое значение имеет предварительное повторение ранее пройденного. Приступая к новому, нельзя ориентироваться на случайно сохранившиеся в памяти учащихся обрывки знаний или опираться только на сильных учеников. Помня слова К- Д. Ушинского, что «всякий след памяти есть не только след протекшего ощущения , но в то же время и сила для приобретения нового», я хочу, чтобы этой «силой для приобретения нового» владели не только лучшие, но и слабые ученики. Поэтому я всегда организованно, планово провожу повторение изученного материала.
Так, учебный год в VI классе я начинаю небольшой повторительной темой обобщающего характера. Мы повторяем самые важные сведения о словах, о фонетическом и морфологическом составе слова, о частях, речи. Пяти - шести уроков обычно бывает достаточно для того, чтобы восстановить в памяти учащихся материал V класса. После повторения основного материала прошлого года в начале первой четверти проводится повторение известного учащийся, материала, необходимого для изучения каждой новой темы. Таким образом, повторение является составной частью каждого отдельного урока при объяснении нового материала, На первом уроке по изучению причастия повторяется значение прилагательного и глагола, их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Изучая склонение причастий и правописание их родовых и падежных окончаний, учащиеся повторяют соответствующие разделы имени прилагательного, а изучая суффиксы причастий настоящего времени, повторяют спряжения глагола, правописание, их личных окончаний. Продуманное задание на дом по повторению уже изученного материала, беседа или практическая работа в классе, объяснение новой темы на основе хорошо повторенного старого материала способствуют более глубокому усвоению новой темы, создают условия для организации самостоятельной работы учащихся при закреплении и повторении.
Другие приемы объяснения нового материала
Повторив старый материал, я стараюсь, чтобы уже в процессе объяснения новой темы учащиеся работали по возможности самостоятельно.
Объяснив, что причастия склоняются и пишутся так же, как прилагательные, я предлагаю устно просклонять два - три причастия, а остальное время урока , посвящаю самостоятельной письменной работе по склонению причастий. Уже в процессе этой самостоятельной работы знакомлю учеников со склонением возвратных причастий.
В тех случаях, когда новый материал не связан с изученным, я провожу объяснение дедуктивным способом. Так я поступаю, например, при изучении склонения - существительных на - мя в V классе и обособленных дополнений в VII классе.
Иногда при усвоении правила самостоятельная работа проводится по тексту учебника. Подобрав материал, сравнительно не трудный для усвоения, я вместо объяснения предлагаю ученикам прочитать соответствующий параграф учебника, перечислить, какие правила в нем содержатся, рассказать, в чем заключается каждое из них, выделить в тексте этого параграфа примеры, подобрать свои примеры, иллюстрирующие это правило.
Когда подытоживаются и сопоставляются сведения, полученные на ряде уроков, которые носят уже обобщающий характер, тогда беседа, предваряющая тренировочные упражнения, бывает отлична от той, которая проводится при объяснении нового материала.
Большую роль при объяснении нового играет работа с различного рода таблицами и картинами, конкретизирующими материал и сокращающими время на его разбор.
Изучение трудного вопроса о сложном и раздельном написании отрицательных местоимений, с частицами не и на хорошо проходит с помощью раздвижной таблицы. Сначала пятиклассникам показывается слитное написание частиц и делается вывод, что местоимения эти пишутся слитно. А затем заложенная в таблице складка раздвигается, и наглядно показывается, при каком условии написание становится раздельным. Таблица эта выглядит так:
никем ни за кем
никого ни у кого
ничему ни к чему
некому не к кому
нечем не с чем
нечего не для чего
ЗАНАЧАНИЕ ВЫВОДОВ И ОБОБЩЕНИЙ ПО
НОВОМУ МАТЕРИАЛУ
Для успешного привития ученикам практических навыков, важна не только их активность на первых этапах восприятия нового материала, но и вдумчивая работа над теми выводами и обобщениями, которые основываются на этом восприятии.
В сложном и трудном материале всегда следует выделять отдельные логически законченные части поэтому целесообразно предварительные выводы делать по каждой из таких частей и лишь потом обобщить. При вопросо - ответной беседе, надо тщательно формулировать каждый вопрос и следить за логической последовательностью всех вопросов, неизбежно ведущих к нужному заключению. Очень важно правильно составить схемы и таблицы, чтобы они наглядной формой облегчали понимание правила.
При обобщении сведений по более крупным разделам курса составляются сводные таблицы, к их составлению привлекаются и учащиеся.
Составленная таким образом, таблица образования причастий записывается на двух страницах тетради (см. 118).
В VI классе составлять такую таблицу самостоятельно учащиеся еще н могут. В VII классе дети уже могут самостоятельно составить по данной им форме сводную таблицу, например обособленных членов предложения, которая тоже занимает две страницы тетради. Часть этой таблицы см. на стр.12
Учащиеся любят пользоваться схемами, особенно при повторении, и в старших классах.
Левая сторона тетради Правая сторона тетради
Разряд причастий | Основа от которой образуется причастие | С помощью каких суффиксов | В каком случае пользоваться данным суффиксов | примеры |
Действительные причастия настоящего времени Действительные причастия прошедшего времени Страдательные причастия настоящего времени Страдательные причастия прошедшего времени | Основа настоящего времени Основа прошедшего времени Основа настоящего времени Основа прошедшего времени | - ущ, - ющ, - ащ, - ящ, - вш - - ш – -ем – - ам – - ин- - енн – - т - | При образовании причастий от глаголов I спряжения При образовании причастия от глаголов II спряжения Если снова оканчивается на гласную Если снова оканчивается на согласную Если глагол I спряжения Если глагол II спряжения Если основа заканчивается на - а, - я, - е Если глаголы оканчиваются на - ить, - ти, - чь Если основа односложная, производная от нее или оканчивается на - о, - у, | Несущий, читающий Говорящий, видящий Рисовавший Принесший Организуемый Руководимый, Видимый Задержанный, посеянный, увиденный Скошенный, вынесенный Расколотый, вынутый, вымытый, измятый, перевитый |
Левая страница тетради Правая страница тетради
Какие члены предложения обособляются | Какими частями речи они выражаются | Какие определения обособляются | Примеры |
Определения | Прилагательными, причастиями | 1. Распространенное согласованное определение, стоящее после существительного
2. Два или несколько нераспространенных определений, стоящих после существительного, уже имеющего определение. Если перед определяемым словом нет определения, они могут не обособляться. 3. Определения, относящиеся к личным местоимениям | Поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз Южный ветер, теплый и свежий, дул с моря целый день На морем синем, спокойном белел одинокий парус Молодой и красивый, он подошел к столу |
Подбор примеров учениками в процессе усвоения грамматического правила является одним из средств связи теории с практикой на уроках русского языка. Для учеников это начало самостоятельной работы по теме, для учителя - способ проверки правильности и глубины усвоения материала учениками. К этой ступени учебного процесса, знаменующей переход к практическому овладению приобретенными знаниями, нельзя относиться формально, считая ее второстепенной деталью урока. Если ученик не в состоянии дать примера на объясненное правило, значит, материал преподнесен учителем недостаточно четко.
Необходимо заранее продумывать, какими способами лучше закрепить правило в памяти учащихся, прежде чем перейти к самостоятельной тренировочной работе. Например, получив первое понятие о причастии, ученики выполняют ряд небольших устных заданий:
1. Как назвать человека, который в данный момент работает или отдыхает, идет или сидит, плачет или смеется; как назвать птицу, которая поет; собаку, которая лает; мальчиков, которые читают?
2. Образовать причастия, от данных глаголов: плачут, идут, рисуют, смеются, разговаривают.
3. Найти причастия в предложениях: Мы увидели парящего в неб ястреба. Побледневшее небо стало синеть.
4. Придумать примеры с причастиями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Самостоятельная работа учеников на уроках русского языка при закреплении нового материала является той: тренировкой, которая рассчитана на выработку прочного навыка. Для учителя она представляет своеобразный экзамен проверяется успешность работы на предваряющих ее частях урока.
Правильная постановка всех разделов урока, направленных на ознакомление с новой темой, проявится в успешном выполнении детьми тренировочных работ. Но этого мало. Надо, чтобы к самих этих работ было достаточно.
Борясь за повышение грамотности школьника, необходимо как можно больше выполнять тренировочных упражнений. Поэтому я планирую изучение какой - либо темы и каждый урок в отдельности так, чтобы времени для закрепления вновь изученного материала было достаточно. '
Иногда я целые уроки отвожу для работы по закреплению и повторению вновь изученного.
Необходимо строить урок так, чтобы было меньше фронтальных упражнений с применением доски, а больше – самостоятельного выполнения учащимися заданий учителя.
Все формы самостоятельной работы требуют предварительной подготовки, четкого разъяснения, показа образца, выполнения. Допустим, я хочу добиться от учащихся полной самостоятельности в грамматическом разборе сложного предложения. Для этого сначала, знакомлю со схемой разбора.
Вот эта схема.
С х е м а р а з б о р а с л о ж н о г о п р е д л о ж е н и я
1. Из скольких простых предложений оно состоит?
2. Какая связь между простыми предложениями (сочинительная или подчинительная)?
3. Если связь между ними подчинительная, то найдите главное и придаточное предложения и поставьте вопрос к последнему.
4. Определите вид придаточного предложения и объясните, что оно обозначает.
5. Какое место занимает придаточное предложение по отношению к главному и каким союзом или союзным словом с им связано?
6. Расставьте и объясните знаки препинания.
После записи схемы в тетради я показываю ученикам на конкретном примере, как следует выполнять работу по этой схеме. Затем учащиеся повторяют разбор этого же примера. Следующее предложение разбирается в порядке фронтального опроса, и верь ход разбора записывается в тетради.
На дом даётся предложение для письменного разбора, которое предварительно устно было разобрано в классе.
Роль учителя во время самостоятельных работ не может сводиться к тому, чтобы следить в это время за дисциплиной класса, за самостоятельностью в работе. Не в этом главное. Важно то, что учитель в этот момент должен наблюдать за процессом работы учащихся. Никогда мне не удастся так глубоко выявить основные недостатки, трудности в работе ученика, как в это время. И никогда я не смогу так своевременно помочь ученику.
Наблюдая за выполнением работы, я вижу, чего ученик не понимает и в чем затрудняется. Исправляя орфографическую ошибку, я объясняю непонятное или забытое правило.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
ПРИ ЗАКРЕПЛЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Каше же виды самостоятельных работ использую я при закреплений нового материала на уроке и дома? Это письменные работы с заданиями орфографического или пунктуационного характера: различные формы списывания, диктанты, работы с элементами анализа, творческие задания. Особое место занимают упражнения стилистического характера рассчитанные главным образом на обогащение речи учащихся, но, несомненно, играющие большую роль и в повышений грамотности. В работе над грамотностью и развитием речи имеют значение и упражнения по словоизменению и словообразованию, с одной стороны, и различные виды грамматического разбора, с другой стороны. Остановлюсь на некоторых видах самостоятельной работы учащихся.
Сознательное списывание
Очень часто для закрепления материала используется списывание. Я не считаю эту форму закрепления самой продуктивной и применяю ее главным образом в качестве домашней работы. Но в V классе, а при изучении некоторых вопросов — в VI и VII, частично применяю списывание и на уроке.
Большим злом в такой работе является увлечение механическим переписыванием, без достаточного осмысливания материала, особенно, когда такие упражнения проводятся изо дня в день. Необходимо, чтобы во время списывания работала мысль ученика. Поэтому упражнения типа списывания я обычно осложняю такими заданиями, которые требуют от учащихся самостоятельной работы. Там, где ученик должен вставить пропущенную букву в корне, я предлагаю ему написать рядом проверочную форму слова. Если речь идет об окончании слова, он указывает в скобках те грамматические формы, которыми оно обусловлено. Например, записав глагол пишет, помечает, что это глагол I спряжения, стоит в третьем лице единственного числа; или, подставив окончание существительного, указывает его падеж и склонение.
Очень полезным считаю выборочное списывание, когда перед учеником встает задача отобрать лишь строго определенные грамматические формы. Например, из упражнения выписываются только страдательные причастия или слова в определенных падежах. Если выборочное списывание соединяется с подстановкой окончания, то рядом дается объяснение. Например, выписывая прилагательные, дети заполняют такую схему:
Имя прилагательное | Определяемое существительное | Род | Число | Падеж |
в сырую конная | полночь эстафета | жен. жен. | ед. ед. | 'вин. им. |
Когда мне надо, чтобы ученик отличал одни формы от других, выписывание ведется дифференцированно. Так, выделяя степени сравнения прилагательных, ученик заполняет три колонки:
П о л о ж и т е л ь- С р а в н и т е л ь- П р е в о с х о д н а я
н а я с т е п е н ь н а я с т е п е н ь н а я с т е п е н ь
спелая теплее тончайший
широкая ярче главнейший
Для того чтобы лучше проверить умение самостоятельно выполнять задания, во время фронтальной работы вызываю одного или двух учеников к доске и даю им особые упражнения на то же правило. Например, когда класс выполняет упражнение на вставку пропущенных з и с в словах с приставками на -3, вызванный ученик выписывает слова на это же правило из другого текста. В течение месяца работы я могу таким приемом индивидуально проверить большинство учащихся класса.
Работы по определению звукового состава слова
Очень большое значение я придаю самостоятельным работам, рассчитанным на развитие у школьников речевого слуха, умения различать звуки, сопоставлять их с, буквами. Сюда относятся упражнения на разбивку слов на слоги, на выделение ударных слогов, подчеркивание букв, не соответствующих обозначаемым звукам, определение количества звуков и букв в слове. Особенно полезны упражнения, связанные с определением мягких и твердых звуков в словах, в которых мягкость согласные звуков обозначается условным написанием букв е, я, ё, ю, а также в словах, в которых мягкость ничем не обозначается (кантик, кончик, ночник, каменщик и др.).
Подобные упражнения заставляют учащихся вслушиваться в собственное произношение, расчленять слова на звуки, лучше понимать правила орфографии.
Работы по словообразованию и словоизменению
Большие возможности для самостоятельной работы учащихся дают работы по словоизменению и словообразованию.
Особенно много упражнений по словообразованию связано, с изучением значимых частей слова. Дети анализируют его состав и находят однокоренные слова. Анализ состава слова я провожу двумя способами. Во-первых, учащиеся заполняют таблицу состава слова:
Части слова | |||||
Слова | приставка | корень | суффйкс | окончание | Однокорен - ные слова |
переброска | пере- | -брос- | -к- | -а | бросить |
разносчик | раз- | нос- | -чик- | — | поднос |
городской | — | город- | -ск- | -ой | городок |
гора | — | гор- | - | -а | горный |
осветить | О- | -свет- | - ить | светлый |
Во-вторых, определяют состав слова с помощью условных знаков: окончание подчеркивают одной чертой, корень - двумя; над приставкой и суффиксом пишутся в скобках буквы «п» и «с»; соединительная - гласная в сложных словах заключается в квадратные, скобки; возвратная частица помечается скобками, с буквами «В. Ч.», а отрицательная – буквами «О. ч.». Запись ведется через строчку, чтобы все надписи были сделаны отчетливо.
Работа проводится фронтально, когда всему классу дается одинаковое задание, или по двум вариантам, по особой карточке для каждого, ученика.
Работа по анализу состава слова сочетается иногда со списыванием связного текста. Такой вид работы я практикую для тех учеников, которые плохо усваивают новый материал.
Упражнения в подборе однокоренных слов носят довольно разнообразный характер; ученики находят однокоренные слова в связном тексте, подбирают группы однокоренных. слов из специально подобранного списка, выделяют группы однокоренных слов среди слов с совпадающим по звукам корнем (пенки, пена, пень, пенек, опенок и т. д), сами подбирают к данному слову родственные слова.
Орфографический анализ текста
Грамматический разбор
Элементы анализа имеются во многих формах списывания, в работах по словоизменению и словообразованию. Но постепенно я ввожу специальные упражнения по объяснению встречающихся в словах трудных орфограмм. Уже в V классе приучаю школьников не только давать устное объяснение таких написаний, но и делать краткую запись:
рассказ — приставка рас -, перед глухой согласной — с звонкая согласная в конце слова (рассказы);,
городок — безударные гласные (город, иногородний);
опушка рощи — окончание: существительного I склонения- в родительном падеже;
видит — окончание 3 - го лица ед. числа глагола II спряжения.
Работа эта проводится постепенно, по мере изучения отдельных частей речи.
Некоторые орфограммы могут анализироваться только в контексте, требуя установления синтаксической связи между - словами. Это относится, например, к правописанию частиц не и ни. Я давала для орфографического анализа такие, например, предложения:
1. Я не выношу незаслуженных упреков (отрицание не перед глаголом, причастие без пояснительных слов).
2. Ни красной, ни черной смородины мы не нашли, сколько ни бродили по лесу (усиление при отрицании, отрицание перед глаголом, усилительный оборот).
Для повторения ранее пройденных разделов хорошо проводить разбор разных орфограмм. В этом следует делать ссылку на параграф учебника, приводить свои примеры на правило.
Постепенно ученики приучаются делать запись коротко, в связи с этим меняется и форма записи: слева пишется текст, справа—объяснения.
Свежая зелень пробивается сквозь - прошлогоднюю траву.
Свежая — окончание прилагательного женского
рода в именительном падеже ед.
числа;
зелень — безударная гласная (зелёный); мягкая
согласная в конце слова;
пробивается — приставка про-; безударная гласная
(пробить); окончание глаголав 3-ем
лице;
сквозь — звонкая согласная (сквозит) ; мягкость
согласной в конце слова;
прошлогоднюю — безударная гласная (прошлый); соеди-
нительная гласная о; окончание
прилагательного женского рода в
винительном падеже, ед. ч;
жёлтую — гласная ё после шипящих (желтеть);
окончание прилагательного вин. п.,
жен. р., ед. ч.
траву — безударная гласная (травка).
Так же проводится работа над ошибками в письменных работах.
Работа над ошибками
В школе часто наблюдается разрыв между знанием правил и практическим их применением. Постепенно складывающийся навык, объяснить свою ошибку, связать написание слова с изученным правилом медленно, но верно повышает грамотность ученика, приучая в конце концов анализировать слово и в момент его написания. Поэтому я стремлюсь как можно раньше приучать пятиклассников к самостоятельности в работе по объяснению ошибок, чтобы они умели вглядываться и вдумываться в написание, связывать теорию с практикой. Выработке этого навыка способствует хорошо поставленная работа; при проведении предупредительных, и объяснительных диктантов, особенно упражнения в орфографическом и пунктуационном анализе текста. Тем не менее необходима и специальная система, обучения этому умению.
Большое значение для правильного выполнения, задания имеет, показ и анализ образца, систематичность работы. Я не сторонница разных форм анализа ошибок в младших и старших классах. Поэтому порядок работы с ошибками и здесь и там, по-моему, должен быть единый, а различаться лишь тем, что старшеклассник самостоятельно разбирается, в любом сложном материале, в то время как младшие школьники еще учатся вести эту работу и проводят ее большей частью выборочно под наблюдением учителя.
Пятиклассников с порядком анализа ошибок я знакомлю постепенно. Параллельно с изучением новых грамматических тем дети получают и установку как работать с соответствующей группой ошибок.
Вот мой первый урок обучения самостоятельной работе над ошибками. Только что проведен контрольный
Давая ученикам образцы объяснения ошибок и упражняя их в орфографическом анализе слов, я постепенно по мере ознакомления с новыми правилами, требую самостоятельного объяснения допущенных ошибок. Так как еще не все учащиеся могут объяснить ошибки, я помогаю им найти те, которые они могут объяснить. Для этого на полях к обычному условному обозначению ошибки добавляется буква «о». Моя пометка «о» означает, что выполнив очередную домашнюю работу, ученик даст письменное объяснение ошибок. Я регулярно проверяю эту очень важную для повышения грамотности работу ученика. Если объяснено несколько ошибок и работа занимает около страницы, я оцениваю ее отметкой, которую выставляю в журнал и принимаю во внимание при выведении четвертной отметки.
Самое главное условие успеха этой работы заключается в регулярном ее проведении и высокой требовательности учителя к качеству выполнения. Ни одной такой работы я не оставляю без тщательной проверки и оценки.
Самостоятельная работа при проведении диктантов
Я считаю, что диктанты как форма закрепления и повторения материала должны занять гораздо большее место, чем это принято там, где на первый план выдвигается списывание упражнений с учебника или доски. Предупредительный и объяснительный диктанты приучают к анализу материала, поэтому огромное значение для развития самостоятельной мысли ученика имеет правильная методика проведения этих диктантов.
Очень высоко оцениваю я выборочный диктант. Самый момент выборочности требует от ученика большого внимания, здесь не может быть механической работы. Такой диктант содействует развитию внимания и в то же время позволяет за короткий срок разобрать большое количество примеров на изучаемое правило чтобы еще больше активизировать мысль учащихся, применяются разнообразные формы записи при выборочном диктанте. Так, изучая окончания существительных склонения, дети в процессе выборочного диктанта записывают имена существительные в три колонки:
Р о д и т е л ь н ы й Д а т е л ь н ы й и С у щ е с т в и
п а д е ж п р е д л о ж н ы й т е л ь н ы е н а - ия
п а д е ж и
у речки по дорожке на станции
ветка вишни дала подруге читает Марии
При усвоении правила употребления о и ев окончаниях существительных после шипящих и ц запись ведется такая:
о е
врачом, саранчой, птицей, сторожем,
овцой, ключом и т, д. рощей-, солнцем и т. д.
Выбирая в диктуемых мною предложениях имена прилагательные вместе с определяемыми существительными, ученики записывают их столбиком, подчеркивают окончания и указывают род, число и падеж.
оранжевую зарю. — вин. пад., ед. ч.., жен. р.
красным пламенем — твор. пад., ед. ч., ср. р.
в синем, небе — пр. пад., ед. ч., ср. р.
зловещие признаки — вин. пад., мн. ч., муж. р.
Глаголы с безударными личными окончаниями записываются в отдельные колонки по спряжениям, а рядом ученики самостоятельно пишут неопределенную форму, подчеркивая суффиксы:
I спряжение И спряжение
вспашет (вспахать) косим (косить)
тает (таять) видим (видеть)
колется (колоться) дышит (дышать)
борешься (бороться) строят (строить)
При изучении страдательных причастий в выборочном диктанте, проводимом с целью усвоения правописания суффиксов причастий и безударной гласной перед ними, ученики выбирают из текста причастия, а рядом записывают соответствующие глаголы, причем, гласные перед суффиксом причастий подчеркиваются:
рассеянной бури — рассеять;
затопленная печь — затопить;
взволнованным, взглядом — взволновать;
засеянные холмы, — засеять;
в просмотренном фильме — просмотреть.
Одной из важных форм работы, активизирующей мысль ученика, является также контрольный диктант. В это время мысль ребенка работает особенно целенаправлению и напряженно. Помня обучающую роль контрольного диктанта, я иногда практикую небольшие, минут на 15 - 20, контрольные диктанты по только что пройденному разделу. Такие диктанты являются хорошей формой не только контроля, но и закрепления знаний.
Но более эффективным я считаю диктант комбинированный. Ознакомив детей с новым правилом, например с употреблением -о и -а та конце наречий с при-i ставками, закрепление материала провожу, с помощью предупредительного диктанта, когда каждое слово на данное правило предварительно анализируется. Это способствует запоминанию правила и учит, правильно использовать его. Записав с детьми несколько примеров, перехожу к объяснительному диктанту, который значительно повышает ответственность каждого ученика, требуя от него большей самостоятельности в работе; при проверке учитываются не только ошибки, но и поправки в тексте. Последние предложения записываются уже без пояснений и представляют собой небольшой контрольной диктант. При систематичности проведения комбинированный диктант является хороши стимулом для повышения внимательности ученика, на всех этапах работы: зная, что на этом же уроке придется «держать ответ» за усвоение правила: - ученики работают гораздо активнее, сосредоточеннее, чем обычно; и в результате усваивают материал - значительно; лучше. Последний этап урока является уже в полном смысле слова самостоятельной работой.
Контрольные работы по грамматике
Говори о контрольных диктантах, я не хочу сказать, что они являются единственной формой проверки и самостоятельной работы. Я широко применяю и другие формы учета знаний различные контрольные работы по грамматике. Например ученику предлагается просклонять ряд существительных или прилагательных, составить сводную таблицу спряжения глагола или образовать от неопределенной формы те или иные формы глагола. Такие работы являются средством не только контроля, но и обучения.
Большую группу работ такого, характера составляют разнообразные, формы грамматического разбора. Например, ученикам дается задание разбить предложение на парные словосочетания, поставить вопросы ко всем членам предложения и определить их как части речи. Учитель разъясняет задание и записывает на доске общую схему. Каждый получает карточку с предложением и самостоятельно выполняет работу.
К о н т р о л ь н ы й с и н т а к с и ч е с к и й р а з б о р п р е д л о ж е н и я
На берегу стройная осинка глухо шептала что-то трепетными листьями.
Вопросы | Парные сочетания слов | Члены предложения |
Что делала осинка? Какая осинка? Где шептала осинка? Как -шептала осинкйУ Чем шептала осинка? Какими листьями? Что шептала осинка? | осинка осинка шептала стройная осинка шептала на берегу шептала глухо шептала листьями трепетными листь ями шептала что-то | подлежащее сказуемое определение обстоятельство места обстоятельство образа действия дополнение, определение дополнение |
Иногда разбор ведется в виде связного рассказа.
Р а з б о р с л о ж н о п о д ч и н е н н о г о, п р е д л о ж е н и я
Насекомые, оживленные зноем, корились в воздухе, производя, отдаленную музыку, которая, казалось, еще сильнее давала чувствовать красоту природы.
Это предложение состоит из двух предложений. Первое предложение: Насекомые, оживленные знаем, носились в воздухе, производя отдаленную музыку. В нем есть распространенное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного насекомые: оживленные зноем. Кроме того, есть распространенное обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который тоже выделяется запятой: производя отдаленную музыку.
Второе предложение: которая, казалось, еще сильнее давала чувствовать красоту природы. Во втором предложении есть вводное слово казалось, которое выделено запятыми.
Второе предложение зависит от первого и поясняет его.
Все это предложение сложноподчиненное. Первое предложение — главное, второе — придаточное. Придаточное относится к слову музыку и отвечает на вопрос: какую музыку ? Это определительное придаточное предложение. Оно стоит после главного, соединяется с ним союзным словом которая, отделяется запятой. Союзное слово которая является в придаточном предложении подлежащим.
Конечно, такой разбор показывает знания ученика, его умение самостоятельно работать.
В некоторые контрольные работы, по грамматике входят комбинированные задания по разбору и словообразованию. Например, ученик получает карточку с таким заданием:
1. Выпишите и разберите причастия и деепричастия из предложения:
Озаренный солнцем лес медленно ронял на замерзающую землю пожелтевшие листья, и они, сверкая золотом, кружились в воздухе.
2. Образуйте причастия и деепричастия от глаголов: раскрывать, раскрыть, списать.
Виды контрольных работ по грамматике могут быть очень разнообразными: Они являются до некоторой степени экзаменом и для учителя, потому что успешно проходят лишь в том случае, если являются завершающим звеном в хорошо продуманной системе самостоятельных работ по закреплению знаний учащихся.
Проводя контрольные работы по грамматике, необходимо добиваться наибольшей самостоятельности каждого учёника. Для этого я, каждому ученику даю особый текст или составляю на класс восемь вариантов. Карточки с текстом раздаю так, чтобы на одной парте варианты не повторялись.
Работы по развитию речи учащихся
Перечень самостоятельных работ будет далеко не полон, если не остановиться на тех из них, которые включают в себя задания по развитию речи. Я имею в виду главным образом упражнения, рассчитанные на обогащение речи учащихся. Работа над развитием речи требует специальных упражнений. Упражнения данного характера необходимы, ибо в жизни надо уметь свободно и сознательно излагать свой мысли. Такой вид самостоятельной работы дается школьнику нелегко. Не случайно ученик, хорошо выполняющий грамматические упражнения и вполне удовлетворительно пишущий диктант, оказывается иногда недостаточно подготовленным к работе над изложением и сочинением. Для этого изучение грамматики должно сопровождаться постоянной работой по обогащению речи школьника. С этой точки зрения я продумываю каждый урок я русского языка и литературного чтения. Этой задаче служат очень многие упражнения, связанные с изучением грамматического материала. Некоторые из них рассчитаны на расширение словарного запаса, другие должны оказать влияние на синтаксический строй речи. Многие из таких упражнений непосредственно связаны с изучаемым материалом, другие имеют свои, специфические задачи.
Интересны и разнообразны упражнения на подбор синонимов - определений, выраженных прилагательными.
Смелый—храбрый, отважный, бесстрашный...
Трусливый—боязливый, робкий,..
Большой—огромный, громадный, гигантский, колоссальный...
Маленький — небольшой, крошечный, карликовый, миниатюрный...
Самостоятельно учатся дети подбирать синонимы - глаголы, например, со значением речи или движения. Работа над синонимами – глаголами со значением «говорить» прекрасно увязывается с изучением литературных произведений. Например, дети получают задание самостоятельно выписать глаголы со значением «говорить» из рассказа И. С. Тургенева - «Муму» (разговор дворецкого с Капитаном): проговорил Гаврила; подумал про себя ; продолжал с укоризной; повторил; подумал опять про себя; начал; возразил; с досадой прервал его; с жаром продолжал; проговорил; перебил; крикнул; возразил.
Удачно проходит работа по подбору синонимов при изучении слов, в состав которых входит частица не, придающая им новое значение: недруг — враг, несчастье — горе, недалеко — близко, неглубокий — мелкий и т. д.
Параллельно с изучением грамматического; материала развертывается и работа над антонимами. Так, дети подбирают пары глаголов с противоположным значением при изучении приставок: вошёл—вышел, взлетел-слетел, подъехал—отъехал, прибавил—отбавил и т,- д. Такая же работа проходит при изучении имен прилагательных (смелый — трусливый), глаголов {поднялся — опустился), частицы не (не друг; а враг; не плохо, а хорошо)
Интересна для ребят работа над использованием многозначности слов. Хорошо предложить и, например, составить предложения со словом язык. Ученики с некоторой помощью учителя составляют следующие предложения:
Врач велел больному показать язык.
На обед подали язык с горошком.
Мой товарищ владеет тремя иностранными языками.
Командир допрашивал «языка».
Из окон вырвались языки пламени.
Сочинение написано хорошим языком.
Вполне естествен интерес ребят к словам - омонимам. Самостоятельно составляли предложения со словами коса, ключ, гнезда, консервы, пила, затопила.
Отсюда открыт путь к еще (более интересной, работе над прямым и переносным значением слов. После объяснения этого материала учащиеся очень оживленно придумывают свои предложения со словами искорка, золотой, кудрявый, смеется и т. д.
Полезна самостоятельная работа по подбору эпитетов к данным словам. Давая описание природы, учащиеся подбирают эпитеты.
1. Ночь - синяя, голубая, светлая, ясная, прозрачная, темная мрачная, безмолвная, немая, великолепная.
2. Звезды золотые, лучистые, ясные, мерцающие, чистые, крупные, прекрасные.
3. Заря румяная, алая, золотая, огненная, янтарная, ясная, пламенеющая, яркая.
Так же подбираются глаголы: листва шумит, шелестит, шепчет; наречия: листья шепчутся глухо, сердито, таинственно, весело; уныло; птички поют радостно, заливисто, мелодично, громко, задумчиво, весело, серебристо.
Самостоятельная работа учащихся проводится и в целях обогащения синтаксического строя речи. По мере изучения грамматического материала предлагаю ряд заданий по перестройке предложений. Например, заменить распространенное предложение нераспространенным; из нескольких простых предложений составить сложное или заменить сложное предложение простыми; перестроить предложение, заменив обособленные определения необособленными; изменить место обобщающих слов по отношению к однородным членам предложения; заменить придаточные предложения обособленными оборотами, прямую речь — косвенной и т. д.
Особенно большое практическое значение имеют такие самостоятельные упражнения для учеников, которые недостаточно усвоили какой – нибудь раздел программы.
Например, ученику, допускающему неправильную постановку запятой перед союзом и, соединяющим однородные члены и простые предложения, я после соответствующих разъяснений даю карточку:
«Допишите данные предложения дважды так, чтобы первый раз союз и связывал однородные члены, а второй раз - части сложно сочиненного предложения.
Образец:
О д н о р о д н ы е ч лен ы Сл о ж н о с о чинёны ы е
п р е д л о ж е н ия.
На мгновение вспыхнула На мгновение вспыхнула
молния и белым светом молния, и в комнате
озарила комнату. стало светло.
Сильный ветер промчался лесом...
Листья кружились воздухе...
Птицы собирались в стаи...
Дорога была песчаная…
Ночь настала темная…
В комнате было холодно...
Путешественник поднялся на вершину горы…»
Потом можно предложить задание — составить предложения обоих типов, по данным словам. Это помогает ученику практически усвоить трудные для него правила.
Такого же рода специальное задание получает ученик, плохо усвоивши причастные обороты: включить в предложение данный причастный оборот; вставить в текст причастный оборот, образовав при этом причастие от записанного в Карточке глагола, самому составить несколько предложений причастными оборотами.
Анализируя структуру предложения, учащиеся составляют схемы к ним или проводят очень интересную работу по составлению предложений к данным схемам.
Полезным для развития речи учеников является и упражнение, заключающееся в составлении полных ответов на данные вопросы. Такие упражнения довольно часто встречаются в учебниках, но, к сожалению, не всегда используются учителем.
Большую роль в повышении грамотности учащихся играет работа с деформированным текстом, составление предложений или , целых рассказов по данным словам. Так, изучая правописание слов с непроизносимыми согласными, ребята получают задание написать сочинение по труппе таких слов. Слова можно дать следующие: праздник, поездка, окрестность, чудесный, солнце, сердце, участник, гигантский, объездчик. Вот одна из таких работ пятиклассницы:
П р о г у л к а
Я с нетерпением ждала праздника. Мы решили в этот день в сем звеном совершить поездку в окрестности своего города. День был чудесный. На небе ярко сияло солнце. Радостное чувство охватило меня во время прогулки. От волнения и быстрой ходьбы сердце у меня сильно билось. Все участники прогулки решили пойти в лес. В лесу мы захотели, отдохнуть на лесной полянке. Вокруг этой полянки росли гигантские деревья. Когда мы обедали под их тенью, к нам подъехал лесной объездчик. Он расспросил, кто мы и куда держим путь. Мы все об этом рассказали. Объездчик показал нам путь к озеру, и мы отправились купаться. Около озера шелестел густой тростник. Вскоре наступили сумерки, и мы поехали домой. В город мы вернулись поздно, когда небо уже было звездное.
Иногда я провожу творческие диктанты. Читаю, например, текст с пропущенными определениями. Записывая его под диктовку учителя, каждый ученик самостоятельно подбирает эти определения. Вот один из текстов для такой работы.
П о с л е б у р а н а
Ночью был (страшный, сильный, ужасный) буран. (Дикий, бешеный, стремительный) ветер мчался над (широкою, пустынною, снежною, необъятною) степью. Он гнал и кружил целые облака (сухого, колючего, холодного) снега. С (пугающим, диким, тревожным, унылым) воем бросался буран на стены нашего (маленького, уютного, ветхого) домика.
Утром выглянуло (багровое, яркое, красное) солнце. Оно окрасило все (розовым, нежным, красивым) блеском. (чистый, пушистый, нетронутый) снег переливался (алмазными, яркими, разноцветными, мерцающими) звездочками (и т. д.).
Полезно предлагать учащимся менять форму слов, имеющихся в тексте. Например, изменить время глаголов (прошедшее на настоящее) в следующем отрывке:
Весна приближалась с каждым днем. Все чаще веял теплый ветерок. Сильнее грело солнце, и снег таял на крышах и, южных склонах. В ложбине слышалось журчанье первых ручейков. На по дорогам важно шагали белоносые грачи, а на березе у школы суетились первые скворцы.
С большим подъемом работают учащиеся над сочинением после изучения того или иного раздела грамматики. Естественно, что при этом дети самостоятельно, без специальных заданий используют изученные ими части речи, синтаксические конструкции.
В VII классе ребята включают в свои сочинения уже сложные предложения и обособленные члены предложения. Эти сочинения помогают глубже осознать грамматическую теорию и обогащают речь учащихся.
К числу работ, которые обогащают речь в лексическом и синтаксическом отношении, относятся прежде всего сочинения по картине большое, внимание следует уделять выбору картины. Тщательно должен быть продуман каждый этап урока по разбору картины. В предварительный урок необходимо включить, работу над изобразительными средствами языка, а после проверки сочинений — подробно проанализировать их в классе.
Большое значение для развития речи имеют различные виды изложений, а также сочинения, основанные на личных впечатлениях или связанные с литературным материалом. Такие работы должны проводиться регулярно, ибо только при этом условии, они дадут нужный эффект. Поэтому я обязательно провожу раз в неделю в V и VI классах какую - нибудь занимающую весь урок самостоятельную работу по развитию речи: сочинение, изложение, свободный или творческий диктант, сочинение по опорным словам, по картине и т. п. Кроме того, иногда предлагается учащимся написать домашнее сочинение. В VII классе я провожу в течение месяца три классные и одну домашнюю творческую работу.
Однако дело не только, в количестве самостоятельных работ учащихся. Успех зависит и от последовательности проведения этих работ, от их взаимосвязи. Поэтому, разрабатывая тему или какой-нибудь важный вопрос, программы, я обязательно планирую ориентировочно и самостоятельные работы с какого вида работ лучше начать и какими закончить выработку определенного навыка (каждая работа должна подготавливать последующую). Одновременно надо стремиться и к тому, чтобы при выборе организационных форм работы тоже соблюдалась известная последовательность. Здесь я предпочитаю идти от фронтальных коллективных упражнений под руководством учителя к совершенно самостоятельным работам каждого ученика. Конечно, выбор вида упражнений зависит и от специфики материала.
Таким образом, на уроках грамматики я использую самостоятельную работу ученика преимущественно при закреплении изучаемого материала. Степень самостоятельности работы школьника из года в год возрастает, но руководство учителя его должно быть постоянным.
ПОЯСНИЕТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Х. К. Гамзатова относится к числу творчески работающих учителей русского языка и литературы. Гергебильский СОШ №1. Она является участницей почти всех научно - практических конференций, доклады ее опубликованы в сборниках. Эти статьи носят дидактический характер и дают учителю интересный и полезный материал для правильной организации урока и применения в процессе преподавания русского языка общих принципов обучения.
В сборнике «Самостоятельной работы уч- ся V- VII классов на уроках русского языка» опыт работы автора получил несколько новое освещение и обобщение в свете тех идей, которые положены в основу модернизации обучения в школе в целях придания ему большой практической направленности, укрепления связи с жизнью.
Свои уроки Х. К. Гамзатова стремиться строить ток, чтобы на каждом их этапе обеспечивался максимум возможностей для самостоятельной работы уч- ся.
Объяснение нового материала проводиться Гамзатовой Х. К. преимущественно по методу наблюдений, активизирующему внимание учащихся, который наблюдает факты и явления языка, приводит, анализирует их, сопоставляет, а затем обобщает и делает выводы во время объяснения нового материала все это осуществляется с помощью учителя, но далее во время тренировочных учреждений самостоятельность уч – ся постепенно увеличивается, и наконец, работа проводиться ими в полне самостоятельно хотя и под постоянным наблюдением учителя.
Большое значение придается учительницей самостоятельному придумыванию уч – ся примеров, а также работа по карточкам.
Виды самостоятельных работ предлагаемых учительницей очень разнообразны. Это письменный грамматический или орфографический разбор, и работа по словообразованию, специальные задания, связанные с изучением какой - либо грамматической темы, народное образование от данных глаголов возможных форм причастий.
Большое внимание Хадижат Кагировна уделяет работам творческого характера: подбору синонимов, составлению предложений указанного вида, сочинениям, при написании которых имеется в виду использование тех или иных частей речи в определенной форме и синтаксических конструкций.