Как писать сочинение по картине
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сочинение- одно из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса.
Анализ картины. 1. Жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт). 2. Кто и что изображены? 3. Настроение, вызываемое этим произведением. 4. Основные микротемы картины. 5. Изобретательно-выразительные средства (формат, композиция, свет, цвет, колорит). 6. Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.
Подготовительные упражнения. 1. Рассмотрите внимательно картину, определите ее тему. Составьте предложения на тему этой картины. Художник (живописец, автор) обратился К какому-либо изображению… К какому-либо эпизоду… К какой-либо сказке…
2. Назовите признаки предметов на этой картине (цвет, форма, объем, размер). Составьте с этими словосочетаниями предложения, а затем объедините их в связный текст. Художник (живописец, автор) выделил Какую-либо фигуру… Какой-либо предмет.. (каким –либо цветом…, композиционно...)
3. Опишите предметы на переднем плане картины, на заднем плане, справа, слева. Слева от… виднеется… Прямо перед нами изображены… На переднем плане художник пишет… Задний план занимает… Вдалеке открывается…
4. Опишите ситуацию , изображенную на картине. только что свершилось… недавно случилось… лишь только отшумела… как только закончилась.. после какого-либо события произошло… скоро появится.. еще не случилось, но уже…
5. Опишите главного героя картины: его лицо, волосы, руки, одежду, позу, состояние.
Художник (живописец, автор) добивается какого-либо настроения… точности изображения… ясности композиционного построения… (противопоставлением каких-либо цветов… благодаря какому-либо контрасту…) 6. Выразите свое отношение к герою, к картине. Опишите чувства, которые вызывает у вас картина.
7. Составьте план описания картины. 8. Соберите материал в соответствии с вашим планом.
Значение изобразительно-выразительных средств . Используемые словосочетания Колорит (сочетание цветовых оттенков) Спокойный,напряженный,холодный Блеклый, глубокий, глухой, мощный, нежный, радостный, сильный, сияющий, тусклый Колорит произведения строится на контрастах. Колорит построен на взаимодействиии тонов. Колорит помогает художнику раскрыть смысл картины, передать ее настроение. Свет Голубой, золотистый, кремовый, розоватый, серебристый, окрашенный Ослепительный, сияющий, яркий, слабый. Беспокойный, волшебный, деликатный, живой, зыбкий, мягкий, неуловимый, подвижный, тревожный Противопоставление света и тьмы. Мягкие перехолы от света к тени. Озарено светом. Пронизано светом. Рассеян по картине. Радует, излучает свет, способен передать мир в своем великолепии.
Тень Голубые, коричневые, сиреневатые, серые, фиолетовые, теплые, холодные Безликие, воздушные, глубокие, густые, легкие, мягкие, прозрачные, сочные, колеблющиеся, скользящие Тень падает… Восхищаться тенями…, Выделено тенью…, Тень лишена прозрачности…, Мягкая легкая тень…, окутать тенью… Цвет Багровый, алый, бирюзовый, вишневый, Жемчужный, голубой, бурый, васильковый, золотистый, изумрудный, каштановый, кирпичный, кумачовый,лазурный,лимооный, перламутровый, сливовый, шоколадный, однотонный Блистающий, густой, интенсивный, мрачный, насыщенный, плотный, приглушенный, прозрачный, сияющий, сумрачный, темный, яркий, Горячий, звонкий, мерцающий, нарядный, нежный, строгий, тяжелый чистота, нежность, богатство, гармоничность; видеть что-либо благодаря цвету,передать что-либо с помощью цвета; цвет создает настроение, эмоционально воздействует на зрителя
Словарь настроений и чувств Чувства Настроение и состояние Радость Восторг,восхищение,лег Кость,очарование,безза ботность, удовольствие Хорошее, приподнятое, праздничное, игривое, задорное, миролюбивое Таинственность Загадочность, завороженность,скрытность, фантастичность Необъяснимое, оживленное, приподнятое, странное Спокойствие Добродушие, наивность, непринужденность,покорность,равнодушие Спокойное,умиротворенное, мечтательное, просветленное, созерцательное Грусть Печаль, тоска, хандра, Уныние, жалость, страдание, горечь, сожаление Плохое, грустное, болезненное, горестное, слезливое, тягостное, сокрушенное, безысходное, трагическое Страх Испуг, боязнь, тревога, беспокойство, робость, смятение, малодушие, растерянность,стыдливость Испуганное, боязливое, робкое, смятенное, тревожное Злость Гнев, злоба, недовольство,досада, раздражительность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, неукротимость Тяжелое, надменное, злобное, ужасное, сердитое, грозное Удивление Изумление, недоумение Чудесное, необыкновенное, небывалое, чудное, изумительное, исключительное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение по картине В.М. Васнецова "Аленушка"
В этой работе я представляю, как скучный урок по подготовке к написанию домашнего сочинения можно разнообразить. Детям нравится такая работа, этот вариант работы можно применять и к другим темам. Кром...
Как писать сочинение по картине
Алгоритм написания сочинений по картине. Привитие умения читать картину, рисунок....
УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)
Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Презентация к уроку русского языка как писать сочинени-описание по картине. 5 класс.
Презентация .Как писать сочинение по картине. Основные этапы подготовки ....
Презентация "Учимся писать сочинение по картине.Пейзаж".
Данная презентация может быть использована на уроках развития речи в 5-6 классах. Она позволяет учащимся детально рассмотретьт картину, разделенную на фрагменты. Использование анимационных эффектов сп...
Как писать сочинение-очерк. Сочинение-очерк «Мой современник»
Конспект урока...