Урок по русскому языку в 11 классе
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
1-ый урок по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_ssp.docx | 59.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пунктуация в сложносочиненном предложении (ССП) ( 2 урока)
Структура 1-го урока обобщенного изучения пунктуации в ССП
1-ый этап. Подготовка учащихся к активному восприятию материала по теме.
- Анализ структуры языковой темы как основы будущего обобщения.
- Выявление содержания каждого структурного элемента темы.
- Отработке таких понятий, как ССП, сочинительные союзы.
- Схематическая фиксация строения СП.
2-ой этап.
- Отработка таких понятий, как простое предложение (ПП)
- Ввод практического задания (тестирование А19)
- Выработка алгоритма решения задания
3-й этап.
- Устный опрос о знаках препинания в ССП
- Схематическая фиксация знаков препинания в ССП
- Ввод упражнения на обобщение материала ( постановка запятой, точки с запятой и тире в ССП)
4-ый этап.
- Устный опрос учащихся об условии отсутствия запятой в ССП
- Ввод упражнения на обобщение материала (отсутствие запятой в ССП, постановка запятой, точки с запятой и тире в ССП)
- Подведение итогов урока
Цель: 1) расширение и углубление знаний о ССП; усвоение алгоритмических образцов рассуждения;
Задачи: 1) отработать умение постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении;
2) выработать умение видеть в тексте сложносочиненные предложения c отсутствием запятой в сложносочиненном предложении;
3) отработать умение работать с КИМами ЕГЭ (А 19).
Методы: использование теоретических и наглядных опор на всех этапах урока, обощающая беседа, решение познавательных задач по алгоритму.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (КИМы, тексты, схемы, учебник Г.ф. Хлебинской (11-ый класс, профильный уровень), доска с записью групп сочинительных союзов.
Ход урока
1-ый этап. На доске представлена модель «чистой» схемы, которую учащиеся должны заполнить в ходе опроса.
Сложное предложение
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что вы знаете о сложном предложении? Как можно заполнить представленную таблицу? | СП – это предложение, имеющее в своем составе не менее 2-х грамматических основ. В зависимости от наличия или отсутствия союзов СП делятся на 2 группы: союзные и бессоюзные. Предложения с союзами делятся на ССП с сочинительными союзами и СПП с подчинительными союзами и союзными словами. |
Расскажите о сложносочиненном предложении | ССП – это такие СП, предикативные части которых связаны между собой интонацией и сочинительными союзами. Предикативные части не зависят друг от друга: от одной части нельзя поставить вопрос к другой. Связаны между собой сочинительной связью. |
Какие сочинительные союзы вы знаете? | Учащиеся называют союзы, после ответа открывается запись с группами сочинительных союзов на доске для проверки. |
Заполненная таблица- схема Сложное предложение союзное бессоюзное сложносочиненное сложноподчиненное [ ] , и [ ] Сочинительные союзы 1) и, да = и, ни…ни, также, тоже 2) а, но, да = но, однако, зато 3) или, либо, то…то
2-ой этап | |
Какие предложения мы называем простыми? | Простые предложения (ПП) – это предложения, имеющие в своем составе одну грамматическую основу. Она может состоять из подлежащего и сказуемого или иметь один главный член – подлежащее или сказуемое. |
Работа с КИМами (А 19), вырабатывается алгоритм решения вопроса. Предлагаются 2 теста - с простыми предложениями и сложносочиненными. | Учащиеся выделяют грамматическую (ие) основу(ы) предложения, что помогает определить – простое оно или сложное, отбрасывают ненужные ответы и выбирают из 2-х оставшихся и т. д.). |
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Язык – это основа национальной памяти ( ) и его надо беречь.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая
А19.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Язык – это основа национальной памяти, и его надо беречь. 1) это предложение сложное, т.к. в нем 2 грамматические основы,1-ое предложение двусоставное с грамматической основой язык – основа, 2-ое предложение односоставное безличное с грамматической основой надо беречь. 2) это ССП, т.к. предикативные части соединены сочинительным союзом И, они не зависят друг от друга. 3) следовательно, выбираем между 2-ым и 3-им ответом. 4) в ССП предикативные части должны отделяться запятой, если нет общего второстепенного члена предложения, относящегося к обеим частям. В этом предложении нет такого второстепенного члена, значит, запятая нужна. Разбор 2-го теста по такому же алгоритму |
Ввв вывод Опрос учащихся: какие предложения мы рассмотрели, в чем разница постановки запятой или ее отсутствия в них? | Были даны ПП и ССП. В простых предложениях с однородными членами перед союзом И запятая не нужна, а в сложносочиненных предложениях с союзом И ставится запятая между предикативными частями. |
3-ий этап. Какие знаки препинания, кроме запятой, могут ставиться в СПП? | Тире и точка с запятой |
При каких условиях ставятся эти знаки препинания? | Если части ССП связаны сочинительными одиночными или повторяющимися союзами, то ставится запятая. При быстрой смене событий или их внезапности ставится тире. Если части ССП самостоятельны или значительно осложнены, то ставится точка с запятой
|
На экране схема знаков препинания в сложносочиненном предложении, например:
Знаки препинания в ССП
, - ;
части связаны быстрая смена части ССП
сочинительными событий или их самостоятельны
одиночными или внезапность, результат, или значительно осложнены
повторяющимися противопоставление
союзами
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Запишите под диктовку пример для каждого знака препинания. Выделите грамматические основы в предложениях. Объясните правила постановки знаков препинания. | 1) И снова властвует Багдад, и снова странствует Синдбад. Это ССП, части его связаны одиночным сочинительным союзом, следовательно, ставим запятую. 2) Крикнул – а в ответ тишина. Это ССП, во 2-ой части – результат, следовательно, ставим тире. 3) Он никогда не плакал; зато по временам находило на него дикое упрямство. Это ССП, части его самостоятельны, следовательно, ставим точку с запятой. |
Выполните упражнение самостоятельно: запишите предложения, выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. | 1) Она глядит и сердце в ней забилось чаще и сильней. 2) Одни кузнечики дружно трещат словно озлобленные и утомителен этот непрестанный, кислый и сухой воздух. 3) Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет И рассыпались далёко От них новые в ответ. |
Учащимся предлагается сделать вывод после выполнения упражнения | В сложносочиненном предложении между предикативными частями ставятся или запятая, или точка с запятой, или тире. |
4-ый этап. Опрос учащихся: когда в ССП между предикативными частями не ставится запятая? Приведите пример. | Если в нем есть общий второстепенный член, относящийся к обеим частям предложения, например: На небе горели звезды и светила луна. |
Выполнение упражнения № 224 (по учебнику Г.Ф. Хлебинской), проговаривая правила постановки знаков препинания. Ориентируясь по времени на уроке, это задание можно дать на дом. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Подведение итогов урока. Опрос учащихся: 1) какие правила о пунктуации в ССП повторили на уроке? 2) когда в ССП между предикативными частями не ставится запятая? 3) какие знаки препинания, кроме запятой, могут ставиться в СПП? 4) при каких условиях ставятся точка с запятой и тире в ССП? 5) как различить в тексте ПП с однородными членами, соединенными союзом И и ССП с этим же союзом? Выставление оценок. | Устные ответы учащихся на все заданные вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...