Инфинитив
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infinitiv.docx40.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 114

Дата урока

Тема урока: Инфинитив. §76

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: Познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формой; формировать умение употреблять Ь после Ч в неопределенной форме и умение правильно писать безударные суффиксы в инфинитиве.

Планируемые результаты

Предметные

Знать, какая форма является глагола начальной. Опознавать неопределенную форму глагола в тексте. Знать правописание неопределенной формы глагола

метапредметные

Уметь дифференцировать написание, использовать аргументацию

личностные

Уметь аргументировать свое мнение; уметь планировать и прогнозировать свою деятельность

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Добрый день. Начинаем наш урок. Давайте вспомним тему прошлого урока.

Запишите слова с объяснением орфограммы:  выдирать, забирать, запереть, блистать, заблестеть, уберу, расстилается, постелить  (помните про принцип ИРА)

Решение перфокарт на оценку.

 

Запишите эпиграф к теме сегодняшнего урока: Бороться и искать, найти и не сдаваться. (В Каверин)

- Как вы понимаете эпиграф к уроку.

- В какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе героя В.Каверина? (в неопределенной, начальной)

- Найдите в учебнике на стр. 218 синоним этому термину.

- Почему, по-вашему, персонаж романа «Два капитана» выразил свое жизненное кредо - правило, используя инфинитив? (В инфинитиве нельзя определить время, лицо, число.  Использование данной формы глагола  - это своего рода обобщение, стремление подчеркнуть всеохватность понятия, вневременность его)

Игра «4-й лишний»

Запишите глаголы, назовите лишнее: сиять, мечтать, открыть, согреть. (отличаются вопросом)

Значит,  инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Демонстрируют готовность к уроку.

Вспоминают изученное правило, решают перфокарты.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Какова тем нашего урока?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Игра «Кто самый внимательный»

Я зачитываю слова, среди которых есть слова разных частей речи. Запишите только в инфинитиве: ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в инфинитиве. Назовите их. На что оканчиваются глаголы в инфинитиве? (имеют ОКОНЧАНИЯ –ть, -ти и оканчивается на –чь. Ь сохраняется и перед СЯ.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

- упр. 618 (письменно у доски)

Игра «Будь внимателен». Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

зарубить на носу (запомнить)

клевать носом (дремать)

пропустить миом ушей (прослушать)

вставлять палки в колеса (мешать)

делать из мухи слона (преувеличивать)

обвести вокруг пальца (обмануть)

держать язык за зубами (молчать)

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы учителя, делают выводы

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

§ 76, упр. 620.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Сегодняшнее исследование глагола заканчивается. Что нового вы сегодня узнали?

- На какие вопросы отвечают глаголы в инфинитиве?

-  Какие окончания имеют глаголы в этой форме?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают ни время, ни число)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфинитив (The Infinitive).

В статье дана информация о формах и  употреблении инфинитива. Представлены правила употребления, таблицы, огромное количество глаголов и предложений с переводом. Материал может быть использован п...

Инфинитив

Укучыларны инфинитив төркемчәсе белән таныштыру. Ааларны башка фигыльләрдән аера белүләренә ирешү; балаларның бәйләнешле сөйләм телен, фикерләү сәләтен үстерү. Хезмәтне яратырга, тырыш булу омты...

Грамматический материал по теме "Инфинитив и герундий"

INFINITIVEAdvise + object +toAffordAgreeAimAllow + object +toAppearApplyArrangeAskAttempt +Be accustomed to +Be about toBe able toBe afraid toBe certain +Be gladBe going toBe happyBe interested toBe ...

Презентация, правила по татарскому языку. Инфинитив.

Презентация, правила по татарскому языку. Инфинитив. (Неопределённая форма глагола)....

тестовый контроль учащихся старших классов по теме "Инфинитив"

Тест направленный на тренировку и контроль знаний учащихся старших классов  по темам "Употребление инфинитива с to или без to", "Сложное дополнение" и "Сложное подлежащее"....

"Инфинитив и герундий"

Проверочная работа по теме...