Дидактический материал по теме "Приставки ПРИ- и ПРЕ-"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Материалы к урокам по правописанию приставок при- и пре-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pre_i_pri_knizhka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Заполните таблицу «Гласная  в приставке при-» словами в соответствии  с условиями выбора буквы и.

Присоединение

Приближение

Близость

Неполное действие

Приазовский, прибавлять, прибалтийский, прибежище, прибедняться, приберегать, прибивать, приближаться, приободриться, прибытие, привал, привертеть, привинчивать, привлекать, приводить, привозной, привокзальный, привскочить, привязать, пригладить, приглядеться, пригнать, пригнуться, пригородный, приготовить, пригубить, придвигаться, придержать, придорожный, прийти, приварить, прижимать, приземляться, призывать, прикасаться, прикосновение, прилуниться, примерзать, приноровиться, прислониться, прицепиться, прищуриться.

2.Заполните таблицу «Гласная в приставке пре-» словами в соответствии с условиями выбора буквы е.

Сходство в значении со словом ОЧЕНЬ

Сходство в значении с приставкой ПЕРЕ-

Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, предавать, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолеть, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, претерпеть, преувеличение, преподнести.

3. Какие слова можно образовать с приставками пре- или при-? Запишите их.

Гостиница у вокзала; соединить с помощью клея; очень хороший; слегка обгорелый пирог; лес у Оки; очень старый; сощурить глаза на солнце; степь около Днепра; очень скучная повесть; слегка затупиться.

4. Заполните таблицу «Гласные в приставках пре- и при-».

Неясное значение приставки 

Ясное значение приставки 

пре- 

при- 

пре-                       при- 

Пр..готовить, пр..уменьшить, пр..вратить, пр..обрести, пр..-выкать, пр..хорошенький, пр..вести, пр..образовать, пр..смотреться, пр..льнуть, пр„кратить, пр..следователь, пр..ободриться, пр..-одолеть, пр..рываться, пр..горок.

5. Запишите слова группами: а) с ясным значением приставок пре- и при-, б) с неясным их значением, в) с пре- и при-, являющимися частью корня.

Пр..мирять, пр„кращение, пр..выкать, пр„ветствовать, пр..-одолеть, пр..родный, превратиться, пр..огромный, пр..дожить, пр..пятствие, преобразовать, пр..обрести, пр..следователь, пр..-усадебный, пр..зирать, пр..ятный, пр..сутствовать, пр..возноситься, пр..уныть.

6. Пользуясь орфографическим словарём, проверьте, правильно ли вы вставили буквы е и и в приставках пре- и при- в следующих словах.

Пр..кращение доста..ки, пр..гласить на станц..ю, пр..вратить пустыню в цв..тущий сад, пр..мерить к..стюм, преобразовать ур..внение, пр..сутствовать на собрани.., пр..думать простое р..ше-ние, пр..глушить звук, пр..великий мастер.

*   Назовите виды орфограмм на месте пропусков в остальных случаях.

7. В левый столбик выпишите слова с неясным значением приставки пре-, в правый — с неясным значением приставки при-.

Пр..зрительно, пр„готовление, пр..способление, пр..ображать, пр..обретение, пр..крещение, пр..годиться, пр..подать, пр..смотреться, преодолеть, пр..вычка, пр„секать.

8. В левый столбик выпишите слова с орфограммой «гласные в приставках пре- и при-», а в правый — со всеми остальными, обозначая условия выбора правильных написаний на месте пропусков.

Пр..интересный ра(сс,с)каз, пр..швартоваться у пристан.., пр..держиваться за ствол акац..и, пр..остановить дв..жение, пр..рывать изл..жение, пр..уральское р..стение, пр..ставить ле(ст,с)ницу, преобразовать ме(ст, с)ность, пр..мчаться на автомобил.., пр..йти за товарищ..м, пр..одолеть прит..жение земли, пр..лестный цвет ш..лка, пр..дорожная к..нава, пр..спустить зн..мена, пр..-школьные участки, пр..восходные р..зультаты, пр..прыгать на одной н..ге, пр..поднять тяж..лый шкаф.

9. Подберите и запишите слова к каждому из указанных значений приставок: присоединение, близость, неполное действие,

сходство в значении со словом очень, сходство в значении с приставкой пере-.

Претерпевать, пришпилить, преподнести, прививать, прекрасный, пришкольный, прерывистый, привокзальный, приотстать, приплывать, преотличный, приготовиться, приглушить, прискакать, преспокойный, приамурский, пригрозить, прилететь.

10. Замените слова и словосочетания словами-синонимами с

приставками ПРИ- и ПРЕ-.

Воплотить в жизнь, затруднения, первое представление спектакля, легенда , человек, нарушивший закон.

11. Во многих случаях, чтобы выбрать приставку, следует различать значения слов.

Запись в «Словарь трудных слов».

Прибыть (приезжать)        — пребывать (находиться где-

нибудь)

приёмник (аппарат для приема       — преемник (продолжатель
сигнала)        дела)

призреть (приютить)        — презирать (не уважать)

приступить (начать)        — преступить (закон)

притворить (закрыть)        .    — претворить (осуществить)

придать (добавить)        — предать (предал, выдал)

приходящий (кто приходит)        — преходящее (временное)

12. Запишите, выбрав нужную гласную (объяснить выбор приставки).

 1) Отец пр..зрел сироту. 2) Не пр..зирай совета ничьего. (И; Крылов.) 3) Не хлопай дверью, пр..твори ее. 4) Очень важно суметь пр..творить в жизнь свои планы. 5) Поезд пр..бывает вовремя. 6) Во время своего пр..бывания в городе мы посетили многие его достопримечательности. 7) Он пр..давал большое значение умению говорить точно.

Гласные в приставках

При-   Пре-

(задания и упражнения)

Дидактический материал

для 6-х классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...