РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса разработана на основе Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова).-М.: Мнемозина, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv-9-rya.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 12 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс
Составитель: Петрова Н.П. учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 12
Калининград, 2014 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса разработана на основе Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И. Львова).-М.: Мнемозина, 2012.
Авторская программа, рассчитанная на 70 часов, адаптирована для учащихся 9 класса.
При составлении рабочей программы учителем выбраны вопросы орфографии и пунктуации, вызывающие у них наибольшее затруднение. На изучение орфографии планируется 18 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой), на пунктуацию-16 часов (вместо 35 часов по программе С.И.Львовой). На систематизацию и повторение пройденного выделен 1 час.
Вначале планируется изучение вопросов орфографии, затем пунктуации. Такой подход предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
В связи с уменьшением времени на изучение курса планируется объединение тем без сокращения дидактических единиц.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью курса является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме дает информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности обучающихся.
Содержание программы учебного курса
№ п/п | Раздел, темы | Количество часов по программе С.И.Львовой | Количество часов по рабочей программе в 9 классе |
1 | Особенности письменного общения | 2 | 1 |
2 | Орфография | 32 | 16 |
Орфография как система правил правописания | 2 | 1 | |
Правописание морфем | 18 | 9 | |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 | 5 | |
Написание строчных и прописных букв | 2 | 1 | |
3 | Речевой этикет в письменном общении | 2 | 1 |
4 | Пунктуация | 32 | 16 |
5 | Систематизация и обобщение пройденного | 2 | 1 |
Итого | 70 | 35 |
Особенности письменного общения (1 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) — слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) — чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: в устной речи и в письменной речи.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография (16ч)
Орфография как система правил правописания (1ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже — через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой — нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (9ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем — ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- // -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, -тир-//тер-, -стил- / / -стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а); 2) -раст-//-рос-,-скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар-//-твор-, -клан- // -клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере// ре, ело// ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска — дощатый, очки — очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т. п.),
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с — фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) — морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -онък- (-енък-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, ирова-, -ича-, -ану- и др. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева) и -ыва-(-ива-). Написание суффикса -е-или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть — обезлесить); -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять — посеявший — посеянный).
Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ .
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (5ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий — много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (1ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Речевой этикет в письменном общении (1ч)
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т. п. в письменной речи.
Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.
Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.
Пунктуация (16ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (1ч)
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации — расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Разделы русской пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2) знаки препинания внутри простого предложения;
3) знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания при передаче чужой речи;
5) знаки препинания в связном тексте. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.
6)Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.
Знаки препинания в конце предложения (1ч)
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение ее на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения (6ч)
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов. Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же) и др.
Знаки препинания между частями сложного предложения (4ч)
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи (2ч)
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте (2ч)
Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Систематизация и обобщение пройденного (1 ч)
Тематическое календарно-поурочное планирование планирование
предпрофильного элективного курса «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка»
9 класс, базовый уровень, 2014-2015 учебный год
34 часа, 1 час в неделю
Учитель – Петрова Н.П.
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | План. сроки | Факт. сроки | Оборудование урока |
1 | Особенности письменного общения. | 1 | |||
2 | Орфография как система правил правописания. | 1 | Мультимед. Презентация. Таблица «Русская орфография» | ||
3 | Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | 1 | Таблица «Русская орфография» | ||
4 | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Группы корней с чередованием гласных. | 1 | Мультимед. Презентация «Чередование гласных в корнях слов» | ||
5 | Обозначение на письме согласных корня. | 1 | Таблица «Русская орфография» | ||
6 | Правописание приставок. | 1 | Тесты с заданием ГИА | ||
7 | Правописание суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных, прилагательных, глаголов и их написание. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1 | Мульмед.през. «Занимательная орфография» | ||
8 | Правописание н и нн | 1 | Мультимед. Презентация. « Таблица «Н и НН в суффиксах прилаг.» | ||
9 | Правописание падежных окончаний имён существительных, прилагательных, причастий, личных окончаний глаголов. | 1 | Тесты с заданием ГИА | ||
10 | о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ . | 1 | Таблица «Русская орфография» | ||
11 | Правописание согласных на стыке морфем. Употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | 1 | |||
12 | Слитные, дефисные и раздельные написания . Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. | 1 | Тесты с заданием ГИА | ||
13 | Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). | 1 | |||
14 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | 1 | Мультимед. Презентация «Правописание приставок» | ||
15 | Особенности написания производных предлогов. Правописание союзов. | 1 | Тестовые задания | ||
16 | Образование и написание сложных слов. | 1 | Тестовые задания | ||
17 | Написание строчных и прописных букв | 1 | Тестовые задания | ||
18 | Речевой этикет в письменном общении. | 1 | Мультимед. Презентация | ||
19 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания . История русской пунктуации. Принципы русской пунктуации. | 1 | Мультимед. Презентация «Знаки препинания» | ||
20 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | |||
21 | Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений. | 1 | Тексты для комплексного анализа | ||
22 | Знаки препинания между однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения. | 1 | Мультимед. презентация | ||
23 | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами | 1 | Занимательная игра «Рассыпанные строчки» | ||
24 | Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения. | 1 | Занимательная игра «Рассыпанные строчки» | ||
25 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. | 1 | Тексты для комплексного анализа | ||
26 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов | 1 | |||
27 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений. | 1 | Тестовые задания ГИА | ||
28 | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | 1 | Тестовые задания ГИА | ||
29 | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения. | 1 | Тестовые задания ГИА | ||
30 | Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания. | 1 | |||
31 | Знаки препинания при передаче чужой речи. Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. | 1 | Тексты для анализа | ||
32 | Разные способы оформления на письме цитат | 1 | Тексты ГИА | ||
33 | Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста. | 1 | Тексты ГИА | ||
34 | Систематизация и обобщение пройденного. | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения элективного курса по русскому языку учащиеся должны:
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и
письменным текстам различных жанров,
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных задач,
- создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст,
аудирование и чтение
- понимать информацию, воспринимаемую на слух в нормальном темпе,
- пользоваться словарями разных типов, справочной литературой, извлекать информацию из различных источников,
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости,
- создавать тексты различных стилей и жанров,
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,
- соблюдать нормы русского речевого этикета,
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты,
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект учителя.
- Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы : нестандартные задания, рекомендации, уроки/авт.-сост. Н.М.Сулицкая.- Волгоград: Учитель,2012..
- Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
- Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.
- Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
- Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
- Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. — М., 1976.
- Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
- Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — М., 1983.
- Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
- Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
- Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2000.
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
- Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
- Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
- Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М., 1996.
- Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. — М., 1970.
- Семенова Г.М. Типичные ошибки старшеклассников. Практикум по русскому языку для поступающих в вузы. В 2 ч.-М.: знание.1992.
Учебно-методический комплект учащихся.
- Демидова Н.И. Русский язык: Орфография:А5-А7:9-й класс.-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012
- Демидова Н.И. Русский язык: Пунктуация:В4, В5, В7:9-й класс-М.:Астрель;Владимир:ВКТ,2012
- Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
- Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
- Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
- Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.
- Панов М. В. Занимательная орфография. — М., 1984.
- Панов М. В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. — М., 1964.
- Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
- Розенталъ Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
- Цыбулъко И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Словари:
- Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
- Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
- Тихонов А. Я. Морфемно-орфографический словарь. — М., 2002.
- Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
- Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу по алгебре и началам анализа, 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Кузьмичевой Татьяны Владимировны по элективному курсу по алгебре и началам анализа, 11 класс....
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Рабочие программы по элективным курсам по математике 5,6 и 8 классы
Элективные курсы "Текстовые задачи" для 5 и 6 классов и "Геометрия вокруг нас" для 8 класса....
Рабочая программа по элективному курсу "Функции помогают уравнениям" для 10-11 классов
рабочая программа...
Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность на уроках английского языка"
Программа курса «Проектная, научно – исследовательская деятельность на английском языке» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся...
Рабочая программа по элективному курсу «внеурочная деятельность» «ПРОЕКТИРУЕМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»
Программа элективного курса «Учимся проектировать на английском языке» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта осно...