Методические рекомендации по преподаванию дисциплины Русский язык
методическая разработка по русскому языку на тему
В методических рекомендациях указываются особенности преподавания русского языка в свете современных требований. Предназначены для преподавателей русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_prepodavaniyu_distsipliny.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Мичуринский филиал
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»
Методические рекомендации
по преподаванию
дисциплины Русский язык
Брянск, 2016
74.57
М 54
Рассмотрено: ЦМК общеобразовательных дисциплин Протокол № ______ от «___»_______20__ г. Председатель ЦМК: _________________Сивкова А.А. | Утверждаю: Зам. директора по учебной работе _______________ Панаскина Л.А. «___»_________20__ г. |
М 54
Методические рекомендации по преподаванию дисциплины Русский язык / Сост. В.В.Елаш. – Брянск: ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»; Мичуринский филиал, 2016. – 28 с.
В методических рекомендациях указываются особенности преподавания русского языка в свете современных требований. Предназначены для преподавателей русского языка.
74.57
© Елаш В.В., 2016
© Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Общие методические рекомендации по преподаванию дисциплины Русский язык | 7 |
9 | |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся Методические рекомендации по проектной деятельности | 15 16 |
Методические рекомендации по оценке и контролю знаний обучающихся | 20 |
Интернет-ресурсы | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина Русский язык изучается в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы (ООП) СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Согласно учебным планам количество учебных часов на изучение русского языка составляет 117 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 78 часов; самостоятельная работа обучающегося – 39 часов, предусмотрена одна контрольная работа. Изучение дисциплины завершается экзаменом.
Преподавателю необходимо ознакомиться с профессиональными компетенциями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной профессии (специальности) и, в соответствии с ним, определить наиболее профессионально значимые темы учебной программы по дисциплине. Русский язык предполагает высокий уровень обучения и усвоения учебного материала. Характерным является развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, развитие навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности с ориентацией на будущую профессиональную деятельность. Профильная направленность в обучении русскому языку, прежде всего, достигается подбором дидактических единиц, непосредственным образом связанных с конкретной профессией (специальностью).
В целях формирования культуры устной и письменной речи рекомендуем преподавателям русского языка:
- проводить на учебных, факультативных занятиях специальную работу, направленную на полноценное восприятие обучающимися учебного текста и слова преподавателя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи;
- использовать выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи, как средство эмоционального и логичного осмысления текста;
- учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, цитируемый материал, составлять тезисы, конспекты, списки литературы;
- проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучающихся, ознакомлению с лингвистической терминологией;
- формировать умения составлять схемы, обобщающие таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;
- следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;
- повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляются обучение и воспитание в учреждении образования.
В процессе преподавания русского языка необходимо руководствоваться следующим минимумом документов: программой, календарно-тематическим планом, контрольно-измерительными материалами.
В результате изучения дисциплины Русский язык обучающийся должен:
знать/понимать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Обучение же русскому языку направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
Успех в преподавательской деятельности напрямую связан с серьезной психологической, педагогической и методической подготовкой преподавателей, их глубоким знанием специфики предмета и характера профессиональной деятельности выпускников.
Одной из основных форм передачи обучающимся базовых и современных знаний в области русского языка по-прежнему является чтение лекций. Лекции дополняют материал, изложенный в учебнике, систематизируют его в соответствии с учебной программой, позволяют акцентировать внимание обучающихся, изучающих дисциплину, на узловых моментах, необходимых для формирования специалиста, способствуют стимуляции активной познавательной деятельности, формированию творческого и профессионального мышления.
Во время лекции необходимо использовать различные дополнительные мультимедийные средства для демонстрации учебного материала, и одновременно устно излагать и комментировать материал. Для чтения лекций также может быть использован компьютерный класс, а мониторы – как техническое средство индивидуального обучения.
Преподавателям, читающим дисциплину Русский язык, рекомендуется иметь полный текст фондовых лекций, а также регулярно проводить открытые лекции с целью передачи знаний молодым преподавателям. Это позволит повысить качество учебного процесса и возможность контроля над объемом, ракурсом материала и его строгим соответствием требованиям федерального государственного образовательного стандарта, а также даст возможность постоянно совершенствовать материал.
Отдельные проблемные лекции лучше проводить в форме беседы, т.е. с элементами обратной связи. Данная форма предполагает такую обстановку, при которой преподаватель и обучающиеся могут друг другу задавать уточняющие вопросы, касающиеся особенностей рассматриваемой проблемы или ситуации, и позволяет усилить активность обучающихся, сконцентрировать их внимание на предлагаемом материале, укрепить контакт лектора с аудиторией.
При работе с обучающимися необходимо помнить и о воспитательном значении лекций, в ходе которых необходимо приводить примеры, связанные с этическими нормами и принципами поведения работников в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей, а также воспитывать чувство ответственности, связанное с выбранной профессией. Преподавателю следует учитывать, что воспитывает все: обращение к обучающимся, глубокое знание предмета, общая эрудиция, методика изложения материала, внешний вид, манера поведения, мимика.
Активной формой работы преподавателя с обучающимися являются практические занятия, на которых обучающиеся имеют наибольший контакт с преподавателем для отработки умений и навыков практической деятельности.
В целях совершенствования учебного процесса, активизации самостоятельной работы обучающихся, повышения их интереса к изучаемому предмету, а также для получения дополнительной информации, занятия целесообразно проводить в активных формах, в виде выполнения тренировочных заданий, моделирования проблемной ситуации.
Системное моделирование в учебном процессе в конечном итоге способствует формированию умений, практических навыков и профессионального мышления, так необходимого современному выпускнику.
Рекомендуется использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.
Руководство работой обучающихся включает следующее:
- Требование конспектировать и контроль за выполнением. Обучение обучающихся методике записи и помощь в этом: темп, медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание таблиц.
- Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.
- Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, ораторские приемы.
- Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).
Методика практических занятий может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась дидактическая цель.
Для вовлечения в образовательный процесс обучающихся рекомендуется подготовка обучающимися сообщений, включающих в себя наряду с исследованием конкретного теоретического вопроса обзоры прессы, Internet и др.
Виды, содержание и объём обучающих работ определяются преподавателем на основе учебных программ, а также заданий из учебников, учебных пособий, дидактических материалов и учебно-методических пособий с учётом требований образовательного стандарта учебного предмета Русский язык.
При выполнении обучающих работ на учебных занятиях записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой записана дата.
Между видами работ в тетради пропускаются 4 строки (для выставления отметки или словесной оценки учебных достижений обучающегося).
При выполнении различных видов работ обучающиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета. При выполнении рисунков, таблиц, схем обучающиеся могут использовать простой и цветные карандаши.
Итоговые проверочные работы проверяются к следующему занятию (при большом количестве тетрадей – через один-два занятия) у каждого обучающегося, отметки выставляются в журнал учебной группы.
Обучающие работы проверяются выборочно, однако они должны быть проверены у каждого обучающегося не менее одного раза в месяц.
При проверке обучающих и проверочных работ преподаватель зачёркивает ошибку, надписывает правильный вариант выполнения задания ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные обучающимися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки.
По результатам проверки тетрадей, по усмотрению преподавателя, может быть выставлена отметка в тетрадь, журнал учебной группы.
На занятиях русского языка проверяется уровень сформированности лингвистической компетенции (знание о языке и умение ими пользоваться в речевой практике), языковой компетенции (владение самим языком: словарным запасом, грамматическим строем, нормами литературного языка), коммуникативной компетенции (умение строить высказывание в соответствии с речевой ситуацией). Поэтому, выбирая формы текущего и промежуточного контроля на занятиях русского языка, предпочтение должно отдаваться заданиям, проверяющим разные компетенции обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Общие сведения о языке
Преподавателю следует обратить внимание на:
- выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей;
- установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка;
- сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Материал должен подаваться корректно, с акцентом на роль русского языка как языка межнационального общения.
Нужно формировать у обучающихся положительное отношение к многообразию языков, подчеркивая их самобытность, не допускать оценочной характеристики языков, так как это может создать отрицательную мотивацию к изучению русского языка.
Обучающиеся должны знать основные признаки текста и уметь составлять тексты любого стиля и жанра, используя соответствующие средства всех языковых уровней: лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.
Полезным будет составление текстов определенного стиля по образцу или заданным параметрам, а также сравнение текстов разных стилей, но одной тематики с целью выявления различий (например, «Лес в жизни человека»).
Изучение особенностей жанров нужно ориентировать на практическое применение: подготовить доклад, написать статью в газету, рецензию на фильм, объяснительную записку и т.п.
При изучении языка художественной литературы особое внимание уделять изобразительно-выразительным средствам языка, тропам и стилистическим фигурам.
Раздел 2. Лексика и фразеология
Изучение лексики невозможно без одновременной работы над грамматикой и фонетикой и должно быть подчинено задаче развития речи (как устной, так и письменной), поэтому лексическое значение слов легче усваивается в ситуациях, предложениях и текстах.
Необходимо довести до сведения обучающихся осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств и эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон; знание дифференциации лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности, происхождения; умения оценки своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Преподавателю следует обратить внимание на проведение лексического разбора.
Обучающийся должен уметь извлекать необходимую информацию из словарей и использовать ее в различных видах деятельности; наблюдать над использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Работу по различению однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения, омонимов, антонимов, синонимов целесообразно проводить на материале текстов, что позволит выявить и возможности сочетаемости, и стилистические особенности.
Обучающиеся должны научиться употреблять слова с учетом сферы и ситуации общения, для чего необходимо моделировать на занятии различные ситуации, использовать тексты разных функциональных стилей, использовать словари (толковые, синонимов, антонимов, фразеологический и др.).
Особо обращать внимание на ошибки:
-в лексической сочетаемости (наступила война);
- в употреблении паронимов (далёкий-дальний).
При изучении фразеологических оборотов находить пары (нейтральные и стилистически окрашенные), толковать их значение; активно использовать художественные тексты.
Уместны будут задания творческого характера типа: объяснить значение фразеологизма и проверить по фразеологическому словарю.
При изучении лексикологии и фразеологии обучающийся должен уметь:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
При изучении разделов «Фонетика» и «Орфоэпия» обучающийся должен уметь:
- правильно произносить слова в соответствии с нормами литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм;
- применять фонетико-орфоэпические нормы в собственной речевой практике;
- вести наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
При изучении раздела «Графика» студент должен осознать значение письма в истории развития человечества; сопоставлять звуковой и буквенный состава слова; овладеть звуковым и буквенным анализом слова; использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках и т.п.
При изучении фонетики русского языка следует обратить внимание на характеристику гласных и согласных звуков; на особенности произношения:
- шипящих и Ц;
- мягких сонорных и заднеязычных;
- сочетаний ЧТ, ЧН, ЖД и др.
Акцент на слова и формы с подвижным и разноместным ударением (рекА-рекИ/Р.п./ - рЕки/мн.ч./; зАмок – замОк).
Преподаватель должен корректировать произношение и ударение при чтении вслух.
Раздел 3, 4, 5. Орфография
При изучении данного раздела обучающиеся овладевают орфографической зоркостью; учатся соблюдать основные орфографические нормы письменной речи, опираясь на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Преподаватель должен работать над типичными орфографическими ошибками:
- правописание корней с чередованием;
- непроизносимые и удвоенные согласные;
- НЕ с разными частями речи;
- -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных;
- правописание производных предлогов.
При изучении орфографии обучающийся должен уметь:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография
При изучении данного раздела преподавателю следует обратить внимание на трудности, возникающие при рассмотрении следующих вопросов:
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка, осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
- Выделение исходной основы и словообразующей морфемы, определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек, проведение словообразовательного анализа.
- Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания, использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении учебных задач. Наблюдение над использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
Словообразование является сквозной темой и изучается в тесной связи с грамматикой и лексикой: преподавателю рекомендуется сделать акцент на соотношение словообразовательных моделей и частей речи, словообразовательных элементов и грамматических категорий; расширение лексического запаса через изучение словообразовательных моделей.
При изучении состава слова особо обратить внимание на роль окончаний для выражения смысловой связи слов.
Работать над синонимичными суффиксами (например, для обозначения действующего лица: чертежник, носильщик, учитель, летчик, лифтер, гитарист) и префиксами, чтобы избежать ошибок типа чертитель, лифтник, негранично = безгранично и т.п.
Сложность представляют:
- словообразовательные цепочки;
- слова, в которых непроизводная основа не вычленяется (принять, поднять);
- сложносокращенные слова (определение рода, согласование с ними прилагательных и глаголов в прошедшем времени, правильное произношение и употребление в речи).
С целью развития речи подбирать определенные ситуации, требующие использования определенных словообразовательных моделей; обращать внимание на выразительные возможности словообразования.
Раздел 5. Морфология и орфография
Преподаватель должен обратить внимание на выработку навыков распознавания частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; проведения морфологического разбора слов разных частей речи; употребления форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; применения морфологических знаний и умений в практике правописания.
При изучении морфологии обучающийся должен уметь:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация
На занятиях рассматривается проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов; анализ синтаксических конструкций и правильное их употребление в речи, оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций; использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; применение синтаксических знаний и умений в практике правописания; наблюдение над использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Преподаватель должен обратить внимание обучающихся на нарушения норм сочетаемости при согласовании и управлении, на критерии выбора формы зависимого слова: управление беспредложное и предложное, выбор предлога и синонимичные предлоги (у дома - при доме - около дома - возле дома и т.п.); выбор падежной формы (вершить судьбами/судьбы); падежная форма при глаголах с отрицанием; управление при синонимичных словах и при одном управляющем слове (знать/что? о чем?).
При изучении простого предложения учить пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями и правильно их интонировать в зависимости от смысла. Обращать особое внимание на синонимичные конструкции и их использование в тексте.
Создавать ситуации для коротких диалогов и полилогов с заданиями.
При изучении сложного предложения работать над ошибками в их построении: разнотипность частей, смешение конструкций, плеонастическое употребление союзов, повтор и нагромождение частиц и союзов, неправильный порядок слов и др.
Учить создавать предложения по моделям с последующей заменой синонимичными конструкциями.
Активно использовать тексты разных функциональных стилей с целью выявления различий в синтаксических конструкциях, в способах передачи заданного смысла.
Работать над ошибками, связанными с неправильным оформлением чужой речи: Он сказал, что я не приду; Он думал, что как все хорошо!
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм письменной речи.
Работать над типичными орфографическими и пунктуационными ошибками:
- тире между подлежащим и сказуемым и в сложносочиненном и бессоюзном предложении;
- знаки препинания при однородных членах;
- знаки препинания в сложноподчиненном предложении при наличии сложного союза и однородных придаточных;
- двоеточие в бессоюзном сложном предложении;
- знаки препинания в конструкциях с прямой речью;
- сочетание знаков препинания и факультативные знаки.
Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
При изучении синтаксиса и пунктуации обучающийся должен уметь:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
При изучении раздела программы «Речь и речевое общение» следует обратить внимание на следующее.
Обучение речевой деятельности предполагает, с одной стороны, развитие автоматизированных навыков владения языком, а с другой – развитие творческих речевых умений и «чувства языка». Слабое владение языком порождает страх, нежелание разговаривать, поэтому преподаватель должен моделировать ситуации, в которых у обучающихся возникает настоятельная потребность использовать русский язык в естественном общении, стимулировать самостоятельную речевую деятельность на занятии с помощью, например, ситуативных упражнений, имитирующих реальные ситуации общения, требующие составления диалогов разного вида. Как элемент занятия может быть использована игра, которая, с одной стороны, создает эмоциональный фон, а с другой – позволяет тренировать и закреплять фонетические, лексические и грамматические явления.
Особого внимания требуют нормы речевого поведения. Работа над структурой, содержанием и языковыми средствами речевых высказываний должна сопровождаться работой над интонацией, типом речи, мимикой и т.д.
Развитию устной речи способствуют также:
- составление развернутого плана или аннотации;
- составление списка словосочетаний по теме, подбор синонимичных/антонимичных сочетаний;
- завершение предложения по началу;
- составление диалогов, разыгрывание микросценок.
- характеристика героев, описание их внешности (монологическая речь) и т.п.
Учить создавать устные и письменные диалогические и монологические высказывания на образцах из классической художественной литературы и живой разговорной речи, устанавливая при этом различия в использовании языковых средств в зависимости от цели, темы, ситуации общения и т.п.
При работе с текстом слушание должно предшествовать чтению, чтобы обучающиеся могли воспринимать звучащую речь и не были привязаны к печатному тексту. Чтение же должно помочь уже детально проанализировать текст, т.е. понять надо услышанное, а не прочитанное.
Из всех форм передачи содержания в письменном виде особое внимание следует уделить изложению.
Работа с текстом должна быть направлена в первую очередь на обучение написанию сочинений и сжатых изложений. Обучающиеся должны четко представлять структуру текста, уметь использовать лексические и грамматические средства связи, формулировать тему и микротемы, выделять главную и второстепенную информации, определять позицию автора и комментировать ее, владеть приемами свертывания/развертывания текста.
Обучающиеся должны знать особенности разных типов речи и точки зрения содержания и композиции и уметь создавать собственные тексты с использованием средств выразительности, характерных для каждого типа речи.
При изучении грамматики целесообразно использовать предметный путь – грамматические категории привязываются к реальным предметам; глагольный путь – грамматические категории изучаются в серии обычных стандартных действий; ситуативный путь – ситуативные диалоги иллюстрируют определенную грамматику.
Упражнения, нацеленные на овладение грамматическими формами, должны в первую очередь формировать у обучающихся понимание взаимозависимости между употреблением этих форм и конструкций и их функциями и задачами.
Необходимо дать перечень типичных речевых ошибок, приводящих к нарушениям правильности и точности речи, чистоты и уместности речи, требований к богатству и выразительности речи.
Орфоэпические, лексические, грамматические и т.д. нормы должны рассматриваться при изучении соответствующих разделов курса русского языка.
На занятиях русского языка преподаватель должен использовать тексты малых форм на краеведческую тему, насыщенные языковыми средствами, обеспечивающими межкультурное общение, а также тексты-информаторы, знакомящие обучающихся с явлениями истории и культуры России.
Для формирования социокультурной компетенции обучающихся актуальными будут интегрированные уроки (литература, история, музыка, живопись, деловое производство и др.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Под самостоятельной работой следует понимать деятельность обучающихся как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Задания выполняются обучающимися без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством.
В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы обучающихся:
1. Осознание полезности выполняемой работы. Если обучающийся знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
2. Творческая направленность деятельности обучающихся. Участие в научно-исследовательской, проектной работе для ряда обучающихся является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.
3. Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.
4. Участие в научно–практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам.
5. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки обучающихся по дисциплине.
Чтобы развить положительное отношение обучающихся к самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание обучающимися, знакомить обучающихся с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у обучающихся навыков по самоорганизации познавательной деятельности.
Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, шоу-проекты и т.д. Какое место занимает проект в современном среднем специальном образовании? Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. На сегодняшний день проектная деятельность является обязательной частью учебной деятельности обучающихся по ФГОС СОО.
В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Преподаватель тщательно координирует всю деятельность обучающихся в процессе работы над проектом.
Проектная деятельность – это особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Включение обучающихся в проектную деятельность является одним из требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы, в том числе по социальному проекту, могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Существуют различные классификации проектов. Так, Е.С. Полат предлагает шесть основных критериев, по которым различают типы проектов:
1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
- исследовательские,
- творческие,
- ролевые, игровые,
- информационные,
- практико-ориентированные (прикладные),
- поисковые,
- ознакомительно-ориентировочные.
2. По признаку предметно-содержательной области:
- монопроекты (в рамках одной области знания),
- межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
- внутриаудиторные
- внутритехникумовские;
- региональные,
- международные.
4. По количеству участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
5. По продолжительности проекта:
- краткосрочные,
- средней продолжительности,
- долгосрочные.
6. По результатам:
- доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
- макет, схема, план-карта;
- видеофильм;
- выставка; и др.
Главными особенностями индивидуального проекта является то, что тема проекта подобрана таким образом, что она соответствует особенностям и интересам личности обучающегося. Также следует отметить то, что в результате реализации проекта формируются чувства ответственности, дисциплинированности и инициативности. Такой проект чаще всего может быть выполнен односторонне. В свою очередь, групповой проект направлен на формирование чувства коллективной ответственности и навыков сотрудничества. Тема данного проекта выбрана в соответствии с интересами коллектива обучающихся. Такие проекты выполнены разносторонне.
Но независимо от типа проекта, все они:
- в определенной степени неповторимы и уникальны;
- направлены на достижение конкретных целей;
- ограничены во времени;
- предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Проанализировав различные подходы к выделению этапов работы над проектом, мы решили взять за основу наиболее заинтересовавший нас подход, разработанный профессором В.В. Гузеевым, который включает в себя 6 стадий работы над проектом.
Стадия первая – «Подготовка». На данном этапе необходимо познакомить обучающихся с предназначением и структурой необходимой документации.
Содержанием работы на данном этапе будет определение темы, цели и задачей проекта. Деятельность преподавателя заключается в том, что он вводит в курс проектного метода и помогает с определением темы, постановкой цели проекта. На данном этапе обучающихся следует проинформировать по поводу того, как правильно обосновать актуальность работы, четко обозначается структура и план работы.
Стадия вторая – «Планирование». Здесь осуществляется определение источников информации, способов сбора и анализа информации, форм отчета, а также выяснение критериев оценки результатов и распределение ролей участников проекта. Преподаватель на данной стадии предлагает идеи, а обучающиеся определяют задачи и составляют план.
Стадия третья – «Исследования». На данной стадии происходит сбор информации и решение промежуточных задач. Обучающиеся осуществляют опросы, интервью или наблюдения, а преподаватель консультирует обучающихся, не давая готовых ответов, а лишь направляя их по мере возникшей необходимости. Во время обсуждения на консультации обучающийся может вносить изменения и дополнения в план проекта.
Стадия четвертая – «Результаты и выводы». Она включает анализ всей информации, полученной в ходе исследования, и на основании этого формулирование соответствующих выводов. Обучающиеся занимаются анализом и обработкой информации, а преподаватель наблюдает и дает советы.
Стадия пятая – «Представление или отчет». На данной стадии обучающиеся представляют отчет (результаты исследования, демонстрируют пути решения поставленной проблемы), происходит активное обсуждение с преподавателем, где тот в свою очередь задает соответствующие вопросы. Затем осуществляется защита проекта, которая направлена на формирование навыков публичного выступления, а также дает возможность самореализации. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более двух страниц) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
От преподавателя требуется создание необходимых условий для оформления результатов проектной деятельности и презентации продукта, а также стимулирование обучающихся-участников, чтобы они задавали вопросы. Таким образом, у руководителя проекта будет возможность оценить коммуникативные способности выступающего. Если проект не индивидуальный, то преподаватель должен обеспечить публичное выступление и возможность отвечать на вопросы для каждого обучающегося.
Стадия шестая – «Оценка результатов и процесса». Преподаватель оценивает результаты и сам процесс по соответствующим критериям, обучающиеся также участвуют в обсуждении.
Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и задач проектной деятельности. Индивидуальный проект оценивается по следующим критериям:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В процессе работы над индивидуальным проектом и его защитой обучающиеся научатся:
• планировать и выполнять индивидуальный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценивания устного ответа:
Оценка «отлично» ставится, если:
1) обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал или обучающийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.
Критерии оценивания диктанта:
Оценка | Число ошибок (орфографических / пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 1/0, 1/1, 1/2, 2/1, 2/2, 1/3, 0/4; 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 3/0, 3/1, 3/2, 4/4, 3/3, 3/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если ошибки однотипные или негрубые) |
«2» | 5/9, 6/8, 7/7, 8/6 |
Примечание.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Критерии оценивания карточки:
оценка «отлично» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда обучающийся обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении грамматического задания;
оценка «хорошо» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и правильно выполнил не менее ¾ заданий;
оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в грамматическом задании правильно выполнил не менее ½ работы;
оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Критерии оценивания теста:
Выполненное задание | Отметка |
100 – 95% | отлично |
94 – 80% | хорошо |
79 – 50% | удовлетворительно |
Менее 50% | неудовлетворительно |
Критерии оценивания сообщения:
1. Соответствие содержания работы теме.
2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы
3. Исследовательский характер.
4. Логичность и последовательность изложения.
5. Обоснованность и доказательность выводов.
6. Грамотность изложения и качество оформления работы.
7. Использование наглядного материала.
Оценка «отлично» ставится, если учебный материал освоен обучающимся в полном объеме, если обучающийся легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, Интернет-ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).
Оценка «хорошо» ставится, если по своим характеристикам сообщение обучающегося соответствует характеристикам отличного ответа, но обучающийся может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся за неподготовленное сообщение, либо за подготовленное по одному источнику информации сообщение, либо за сообщение, не соответствующее теме.
Критерии оценивания презентации:
Параметры | Оценка в баллах |
Содержательность, информативность | 0 - 5 |
Информативный материал, библиографические справки | 0 - 5 |
Иллюстративность | 0 - 5 |
Выразительность формы проведения презентации | 0 - 5 |
Оригинальность | 0-5 |
ИТОГО: | 25 |
Оценка «отлично» - 20-25 баллов
«хорошо» - 10-19 баллов
«удовлетворительно» - ниже 10 баллов
Критерии оценивания конспекта:
- содержательность конспекта, соответствие плану;
-отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
- ясность, лаконичность изложения мыслей обучающегося;
-графическое выделение особо значимой информации;
- соответствие оформления требованиям;
- грамотность изложения;
- конспект сдан в срок.
Критерии оценивания изложения:
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«отлично» | 1) Содержание работы полностью соответствует теме. | Допускается: 1 орфографическая или 1 |
«хорошо» | 1) Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). | Допускается: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок. |
«удовлетво рительно» | 1) В работе допущены существенные отклонения от темы. |
|
«неудовлет ворительно» | 1) Работа не соответствует теме. | Имеется более 7 орфографических, пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
Критерии оценки индивидуального проекта:
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |
Базовый | Повышенный | |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована |
способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. | ||
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. |
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы. | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. |
Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 2 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 5-6 первичных баллов (отметка «хорошо») или 7-8 первичных баллов (отметка «отлично»).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Приводим перечень электронных средств обучения, рекомендуемых для использования в образовательном процессе:
Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) – http://rusgram.narod.ru
Грамота.ру – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка – http://slova.ndo.ru
Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке – http://www.ruscorpora.ru
Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы – http://www.lrc-lib.ru
Русский язык – ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы – http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку -http://www.rusjaz.da.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно – ресурс о культуре письменной и устной речи – http://www.gramma.ru
Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности – http://character.webzone.ru
Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина -http://pushkin.edu.ru
Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) -http://www.ruslang.ru
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) – http://www.ropryal.ru
Словари.Ру – ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка – http://www.slovari.ru
Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку – http://www.slovo.zovu.ru
Центр развития русского языка – ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами -http://www.ruscenter.ru
Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://language.edu.ru
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru
Филологический портал Philology.ru http://www.philology.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Значение суффиксов имён существительных". Методические рекомендации к уроку русского языка в 5 классе
Данный ресурс включает план урока, презентацию....
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.
Игра - очень важный вид деятельности младших школьников при их успешном обучении.Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаетс...
Комплекс определённых требований для написания сочинения-рассуждения. (Методические рекомендации для учителей русского языка, работающих в 10-11 классах.)
Методические рекомендации, рассматриваемые в данной заметке, помогут учителю-предметнику подготовить обучающихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку(...
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы Игра как метод обучения.
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературыИгра как метод обучения.Игра практически с древних времён ...
Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка
В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...