Тест по орфоэпии 10 кл.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Тест предназначен для итогового повтроения темы, зачета, подготовки к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

10 класс Зачет № 1. Русский язык

«Разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия»     Вариант 1.

  1. Дайте определения терминов: лингвистика, фонетика, морфология, этимология, орфография, аллитерация.
  2. Спишите, поставьте ударение: баловать, диспансер, договор, дозвонишься, каталог, коклюш, красивее, облегчить, средства, танцовщица, столяр, ходатайствовать, исчерпать, щавель, закупорить, курящий, памятуя, соврала, взялась, склады, украла, постлала, свекла.
  3. Используя прием выборочной транскрипции, укажите мягкость/твердость выделенного согласного звука: тенденция, дефиле, дефицит, деликатесы, фланель, кортеж, интервью, шинель, декольте, термин, скворечник, яичница, нарочно, афера.
  4. В каком ряду во всех словах совпадает количество звуков и букв?

А)лестный, бьющийся, подстричь

Б)июньский, маячить, прелестное

В)придаешь, поющие, местность

Г)яростные, вскользь, разъяренный

  1. Запишите транскрипцию: бульон, антенна, чудесного, расческа, занимается, в Петербурге, визжать.
  2. Охарактеризуйте звуки: [ш] [ц] [э]
  3. Произведите фонетический разбор: девчонка, вновь
  4. Запишите предложение в соответствии с правилами орфографии и пунктуации

  1. Сделайте транскрипцию, не списывая строки.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…                                               М.Ю. Лермонтов

  1. Какой прием звукописи использован А.С. Пушкиным и с какой целью?

Взложу на тетиву тугую, 
Послушный лук согну в дугу, 
А там пошлю  наудалую, 
И горе нашему врагу.

10 класс Зачет № 1. Русский язык

«Разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия»     Вариант 2.

  1. Дайте определения терминов:  орфоэпия, морфемика, синтаксис,  пунктуация,  редуцированный звук, ассонанс.
  2. Спишите, поставьте ударение: хвоя, оптовый, начался, цемент, кухонный, августовский, приструнить, мастерски, избалован, принудить, неправа,  шарфы, феномен, торты, красивейший, соткала, сладка, жалюзи, иначе, украинский, апостроф, крала, сабо.
  3. Используя прием выборочной транскрипции, укажите мягкость/твердость выделенного согласного звука: декада, партер, компьютер, депо, стенд, лотерея, свитер, термин, крем, тезис, гротеск, контейнер, шоссе, менеджер.
  4. В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?

А)непреложные, алюминиевые, грустный

Б)юридический, вьетнамская, предыдущим

В)предъявление, яростный, вальсировать

Г)Япония, воюющий, юбиляр

  1. Запишите транскрипцию: компаньон, в шинели, широкого, расчет, открывается, испечься, из Сочи.
  2. Охарактеризуйте звуки: [ж] [д] [о]
  3. Произведите фонетический разбор: скворчонок, вплавь
  4. Запишите предложение в соответствии с правилами орфографии и пунктуации

  1. Сделайте транскрипцию, не списывая строки.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня…                                                 М.Ю. Лермонтов

  1. Какой прием звукописи использован В.В.Маяковским  и с какой целью?

Марш!

Чтоб время

сзади

ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

относило

Только

путаницу волос.



Предварительный просмотр:

ЗАЧЕТ ПО ОРФОЭПИИ, ГРАММАТИЧЕСКИМ И РЕЧЕВЫМ НОРМАМ, СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ, ПАРОНИМАМ  11 класс    1 вариант

I.Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой        

А) Костер распалялся все больше и больше, пылал.

1.Употребление служебных частей речи без учета их семантики

Б) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2. Лексическая несочетаемость слов

В) Человек ведет праздничную  жизнь.

3. Употребление многозначного слова приводит к двоякому пониманию смысла предложения.

Г) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4. Употребление слова в несвойственном ему значении

Д) Все гости получили памятные сувениры

5. Неправильное употребление паронимов

6. Неверный выбор синонима

7.Плеоназм (лишнее слово)

II. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой        

А) Руководители настроены на деловой настрой.

1. Употребление слов-паразитов

Б) В небольших уютных кафе, ну, куда ходят люди из этого квартала, обычно нет свободных мест.

2.Неверное употребление фразеологизма.

В) Достоинство Куприна в том, что нет ничего лишнего

3.Ошибочное формообразование

Г) Пора тебе уже взяться за свой ум.

4.Ошибочное словообразование

Д) Договора были подписаны всеми членами коллектива.

5. Употребление рядом однокоренных слов

6.Неверное построение предложения с причастным оборотом.

7.  Неполнота высказывания, пропуск слова.

III. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой        

А) Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов.

1.Употребление слов в несвойственных им значениях

Б) Писатель ярко описывает события того дня.

2.Ошибочное формообразование

В) Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс.

3. Искажение фразеологизма

Г) Мы взяли автограф у самого знаменитейшего певца современности

4.Неверное формообразование числительного

Д) В двух тысяча пятом году мы были приглашены на отдых в Испанию.

5.Смешение слов разных исторических эпох

6. Ошибочное словообразование

7.Повторение однокоренных слов

IV.Выпишите слова, в которых ударение поставлено неверно:

1)свЁкла, тортЫ, прИняла, ждалА, клАла

2)пломбировАть, завИдно, щАвель, факсимилЕ, включИшь

3)катАлог, диспансЕр, вероисповЕдание, обеспЕчение, сосредоточЕние

V. В каком предложении слово употреблено неверно?

1) По инициативе экологического центра на территории заповедника прошёл однодневный ПРАКТИЧЕСКИЙ семинар, посвящённый вопросам экологии.

2) Первое НАПОМИНАНИЕ об «Изборнике 1076 года» как об историческом и литературном источнике было связано с именем князя М. М. Щербатова, известного историка XVIII века.

3) Пользоваться новой сервисной службой очень просто, с этим под силу разобраться любому АБОНЕНТУ.

4) Каждый БУДНИЙ день после обеда в колледже начинается время отдыха, которое, как правило, посвящается занятиям спортом.

VI. В каком предложении слово употреблено неверно?

 1) Чтобы получить льготы на санаторно-курортное лечение, необходимо ПРЕДСТАВИТЬ документы, перечисленные ниже.

2) Сильный прибой и КАМЕНИСТЫЙ берег сделали пляж непригодным для купания.

3) В усадьбе сохранились уникальные липовые аллеи, ВЕКОВЫЕ дубы и высаженные в прошлом веке сибирские кедры.

4) Как специалист-технолог, Николай рассчитывал устроиться на одном из фарфоровых или СТЕКЛЯННЫХ заводов региона.

VII. В каком предложении слово употреблено неверно?

1) Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

2) Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для КОМФОРТНОГО состояния пилота.

3) Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ дисциплине.

4) Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.

VIII. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) разъехайтесь

2) почти в ста странах

3) банка сардин

4) длиннее

5) лазиет везде

6) легчайшее пёрышко

IX.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько полотенец

2) разожжёт костер

5) пятидесятью рублями

4) современные госпитали

3) наиболее безобидный

6) опытные тренера по дзюдо

X. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) полки для кухонь

2) красивее дочери

3) мощные компьютера

4) в тысяча девятисотом год

5) кратчайший путь

6) более выше

XI. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

 1) Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

2) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

4) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

XII. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели.

1) Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.

2) Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.

3) Когда дно пологое, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, оказываются на мели и погибают.

4) Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.

ЗАЧЕТ ПО ОРФОЭПИИ, ГРАММАТИЧЕСКИМ И РЕЧЕВЫМ НОРМАМ, СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ, ПАРОНИМАМ  11 класс   2 вариант

I, Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой

А) Их сильная, закаленная в жизненных обстоятельствах дружба была замечена.

  1. Лексическая несочетаемость слов

Б) Совершив оплошку, он сразу стал ее исправлять.

  1. Употребление многозначного слова приводит к двоякому пониманию смысла предложения.

В) Вчера мне было печально.

  1. Употребление слов иной стилевой окраски

Г) Экипаж находится в отличном состоянии.

  1. Неверный выбор синонима

Д) Он уже распелся.

  1.  Употребление служебных частей речи без учета их семантики

  1.  Неправильное употребление паронимов

  1. Употребление омонима приводит к двоякому пониманию смысла предложения.

II. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой        

А) Родные пенаты манят меня все больше и больше.

1. Нарушение норм согласования.

Б) Ныне в университете был день открытых дверей.

2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

В) На моё день рождения  пришло много гостей.

3. Плеоназм (лишнее слово)

Г) Он постоянно сидит сложив руки.

4. Употребление омонима приводит к двоякому пониманию смысла предложения.

Д)Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

5.Искажение фразеологизма

6. Употребление служебных частей речи без учета их семантики

7.Неуместное употребление устаревших слов.

III. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой        

А)Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии науки.

1. Нарушение норм управления

Б)Я скучал по вам все это лето.

2. Нарушение норм управления при однородных сказуемых.

В)Заведующая кафедры рекомендовала новую методическую литературу.

3. Искажение фразеологизма

Г) Мы любим и увлекаемся футболом.

4. Неуместное употребление устаревших слов.

Д)Это была книга, написанная братом и которую он подарил мне.

5.Ошибочное образование падежной формы местоимения

6. Употребление омонима приводит к двоякому пониманию смысла предложения.

7.Ошибка в построении предложений с причастным оборотом.

IV.Выпишите слова, в которых ударение поставлено неверно:

1)краИвее, мозАичный, дОговор, Оптовый, принУдить

2)слИвовый, дозвонИмся, нАчалась,  облЕгчить, срЕдства

3)тигрОвый, исчерпАть, осведомИться, заселЕнный, сОгнутый

V. В каком предложении слово употреблено неверно?

1) Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.

2) ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.

3) Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.

4) Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.

VI. В каком предложении слово употреблено неверно?

1) Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

2) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

3) Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

4) Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

VII. В каком предложении слово употреблено неверно?

1) Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.

2) Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ.

3) КОНСЕРВАЦИЯ старинной постройки должна предотвратить её дальнейшее разрушение.

4) Вскоре обнаружились его ЖУЛЬНИЧЕСКИЕ операции с недвижимостью

VIII. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) несколько полотенец

2) их тетради

3) из полтора метров материи

4) самый молодой

5) поклади на стол

6) шестьюдесятью годами

IX.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 

1) с двух тысячи первого года

2) смелее всех

3) жаждет славы

4) на обоих берегах

5) домашняя туфля

6) по приезде в город

X. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 

1) поезжай

2)свыше четырёх тысяч метров

5) несколько яблок

6) обгрызанный

3) ехай вперёд

4) в две тысячи пятом году

XI. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной лапой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, зато помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. Он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, поэтому моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат орлом.

1) Фрегат по своему строению и повадкам больше похож на сокола или орла, чем на морскую птицу, поэтому моряки называют его морским соколом или фрегат-орлом.

2) Хотя фрегата причисляют к пеликанам, он по своему строению и повадкам мало напоминает эту неуклюжую, похожую на домашнего гуся птицу.

3) Нижние конечности фрегата оканчиваются острыми когтями, что позволяет ему крепко вцепляться в добычу.

4) Фрегат не способен держаться на воде, поскольку его лапы не похожи на перепончатые конечности водоплавающих птиц.

XII. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. Но такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.

 1) От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей России и всех россиян.

2) Поступления в бюджет от экспорта углеводородов позволяют повышать пенсии и зарплату работникам бюджетной сферы.

3) Состояние экономики России зависит от экспорта углеводородов, что несёт в себе постоянную угрозу нового экономического спада.

4) Состояние экономики Росси зависит от экспорта углеводородов, а высо- кие цены на нефть и газ способствуют быстрому экономическому росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по орфоэпии(ЕГЭ)

Тесты по орфоэпии+ответы....

Тест по орфоэпии

Подготовка к ЕГЭ А 1...

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ Фонетика. Орфоэпия

РЕСУРС МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ В ДРУГИХ КЛАССАХ ПРИ  ПОВТОРЕНИИ УКАЗАННОЙ  ТЕМЫ, А ТАКЖЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА...

тесты по орфоэпии

тесты  максимально приближены к самым распространенным заданиям части" А"  ЕГЭ...

Подборка тестов по орфоэпии

Тесты  по орфоэпии дают возможность отработать навык постановки ударения в словах, удобны в работе...

Тест по орфоэпии для учащихся 11 класса

Тренажер по орфоэпии закрепляет орфоэпические нормы, предназнчен для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса...

Тест по орфоэпии 10 класс

Методический материал содержит задания по орфоэпии в форме ЕГЭ 10 вариантов...