Тест по орфоэпии 10 кл.
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Тест предназначен для итогового повтроения темы, зачета, подготовки к экзаменам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfoepiya_fonetika._russkiy_yazyk._10_klass.doc | 32.5 КБ |
podgotovka_k_ege_orfoepiya_grammatika_leksika.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс Зачет № 1. Русский язык
«Разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия» Вариант 1.
- Дайте определения терминов: лингвистика, фонетика, морфология, этимология, орфография, аллитерация.
- Спишите, поставьте ударение: баловать, диспансер, договор, дозвонишься, каталог, коклюш, красивее, облегчить, средства, танцовщица, столяр, ходатайствовать, исчерпать, щавель, закупорить, курящий, памятуя, соврала, взялась, склады, украла, постлала, свекла.
- Используя прием выборочной транскрипции, укажите мягкость/твердость выделенного согласного звука: тенденция, дефиле, дефицит, деликатесы, фланель, кортеж, интервью, шинель, декольте, термин, скворечник, яичница, нарочно, афера.
- В каком ряду во всех словах совпадает количество звуков и букв?
А)лестный, бьющийся, подстричь
Б)июньский, маячить, прелестное
В)придаешь, поющие, местность
Г)яростные, вскользь, разъяренный
- Запишите транскрипцию: бульон, антенна, чудесного, расческа, занимается, в Петербурге, визжать.
- Охарактеризуйте звуки: [ш] [ц] [э]
- Произведите фонетический разбор: девчонка, вновь
- Запишите предложение в соответствии с правилами орфографии и пунктуации
- Сделайте транскрипцию, не списывая строки.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом… М.Ю. Лермонтов
- Какой прием звукописи использован А.С. Пушкиным и с какой целью?
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу.
10 класс Зачет № 1. Русский язык
«Разделы лингвистики. Фонетика. Орфоэпия» Вариант 2.
- Дайте определения терминов: орфоэпия, морфемика, синтаксис, пунктуация, редуцированный звук, ассонанс.
- Спишите, поставьте ударение: хвоя, оптовый, начался, цемент, кухонный, августовский, приструнить, мастерски, избалован, принудить, неправа, шарфы, феномен, торты, красивейший, соткала, сладка, жалюзи, иначе, украинский, апостроф, крала, сабо.
- Используя прием выборочной транскрипции, укажите мягкость/твердость выделенного согласного звука: декада, партер, компьютер, депо, стенд, лотерея, свитер, термин, крем, тезис, гротеск, контейнер, шоссе, менеджер.
- В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?
А)непреложные, алюминиевые, грустный
Б)юридический, вьетнамская, предыдущим
В)предъявление, яростный, вальсировать
Г)Япония, воюющий, юбиляр
- Запишите транскрипцию: компаньон, в шинели, широкого, расчет, открывается, испечься, из Сочи.
- Охарактеризуйте звуки: [ж] [д] [о]
- Произведите фонетический разбор: скворчонок, вплавь
- Запишите предложение в соответствии с правилами орфографии и пунктуации
- Сделайте транскрипцию, не списывая строки.
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня… М.Ю. Лермонтов
- Какой прием звукописи использован В.В.Маяковским и с какой целью?
Марш!
Чтоб время
сзади
ядрами рвалось.
К старым дням
Чтоб ветром
относило
Только
путаницу волос.
Предварительный просмотр:
ЗАЧЕТ ПО ОРФОЭПИИ, ГРАММАТИЧЕСКИМ И РЕЧЕВЫМ НОРМАМ, СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ, ПАРОНИМАМ 11 класс 1 вариант
I.Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой
А) Костер распалялся все больше и больше, пылал. | 1.Употребление служебных частей речи без учета их семантики |
Б) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. | 2. Лексическая несочетаемость слов |
В) Человек ведет праздничную жизнь. | 3. Употребление многозначного слова приводит к двоякому пониманию смысла предложения. |
Г) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. | 4. Употребление слова в несвойственном ему значении |
Д) Все гости получили памятные сувениры | 5. Неправильное употребление паронимов |
6. Неверный выбор синонима | |
7.Плеоназм (лишнее слово) |
II. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой
А) Руководители настроены на деловой настрой. | 1. Употребление слов-паразитов |
Б) В небольших уютных кафе, ну, куда ходят люди из этого квартала, обычно нет свободных мест. | 2.Неверное употребление фразеологизма. |
В) Достоинство Куприна в том, что нет ничего лишнего | 3.Ошибочное формообразование |
Г) Пора тебе уже взяться за свой ум. | 4.Ошибочное словообразование |
Д) Договора были подписаны всеми членами коллектива. | 5. Употребление рядом однокоренных слов |
6.Неверное построение предложения с причастным оборотом. | |
7. Неполнота высказывания, пропуск слова. |
III. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой
А) Мы были шокированы прекрасной игрой футболистов. | 1.Употребление слов в несвойственных им значениях |
Б) Писатель ярко описывает события того дня. | 2.Ошибочное формообразование |
В) Анна Сергеевна и князь поехали венчаться в загс. | 3. Искажение фразеологизма |
Г) Мы взяли автограф у самого знаменитейшего певца современности | 4.Неверное формообразование числительного |
Д) В двух тысяча пятом году мы были приглашены на отдых в Испанию. | 5.Смешение слов разных исторических эпох |
6. Ошибочное словообразование | |
7.Повторение однокоренных слов |
IV.Выпишите слова, в которых ударение поставлено неверно:
1)свЁкла, тортЫ, прИняла, ждалА, клАла
2)пломбировАть, завИдно, щАвель, факсимилЕ, включИшь
3)катАлог, диспансЕр, вероисповЕдание, обеспЕчение, сосредоточЕние
V. В каком предложении слово употреблено неверно?
1) По инициативе экологического центра на территории заповедника прошёл однодневный ПРАКТИЧЕСКИЙ семинар, посвящённый вопросам экологии.
2) Первое НАПОМИНАНИЕ об «Изборнике 1076 года» как об историческом и литературном источнике было связано с именем князя М. М. Щербатова, известного историка XVIII века.
3) Пользоваться новой сервисной службой очень просто, с этим под силу разобраться любому АБОНЕНТУ.
4) Каждый БУДНИЙ день после обеда в колледже начинается время отдыха, которое, как правило, посвящается занятиям спортом.
VI. В каком предложении слово употреблено неверно?
1) Чтобы получить льготы на санаторно-курортное лечение, необходимо ПРЕДСТАВИТЬ документы, перечисленные ниже.
2) Сильный прибой и КАМЕНИСТЫЙ берег сделали пляж непригодным для купания.
3) В усадьбе сохранились уникальные липовые аллеи, ВЕКОВЫЕ дубы и высаженные в прошлом веке сибирские кедры.
4) Как специалист-технолог, Николай рассчитывал устроиться на одном из фарфоровых или СТЕКЛЯННЫХ заводов региона.
VII. В каком предложении слово употреблено неверно?
1) Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.
2) Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для КОМФОРТНОГО состояния пилота.
3) Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ дисциплине.
4) Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась группа всадников.
VIII. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) разъехайтесь
2) почти в ста странах
3) банка сардин
4) длиннее
5) лазиет везде
6) легчайшее пёрышко
IX. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько полотенец
2) разожжёт костер
5) пятидесятью рублями
4) современные госпитали
3) наиболее безобидный
6) опытные тренера по дзюдо
X. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) полки для кухонь
2) красивее дочери
3) мощные компьютера
4) в тысяча девятисотом год
5) кратчайший путь
6) более выше
XI. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны. |
1) Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
2) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.
3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
XII. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели. |
1) Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие.
2) Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух.
3) Когда дно пологое, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, оказываются на мели и погибают.
4) Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.
ЗАЧЕТ ПО ОРФОЭПИИ, ГРАММАТИЧЕСКИМ И РЕЧЕВЫМ НОРМАМ, СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИНОНИМИИ, ПАРОНИМАМ 11 класс 2 вариант
I, Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой
А) Их сильная, закаленная в жизненных обстоятельствах дружба была замечена. |
|
Б) Совершив оплошку, он сразу стал ее исправлять. |
|
В) Вчера мне было печально. |
|
Г) Экипаж находится в отличном состоянии. |
|
Д) Он уже распелся. |
|
| |
|
II. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой
А) Родные пенаты манят меня все больше и больше. | 1. Нарушение норм согласования. |
Б) Ныне в университете был день открытых дверей. | 2. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом |
В) На моё день рождения пришло много гостей. | 3. Плеоназм (лишнее слово) |
Г) Он постоянно сидит сложив руки. | 4. Употребление омонима приводит к двоякому пониманию смысла предложения. |
Д)Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. | 5.Искажение фразеологизма |
6. Употребление служебных частей речи без учета их семантики | |
7.Неуместное употребление устаревших слов. |
III. Найдите соответствие между предложением и речевой или грамматической ошибкой
А)Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии науки. | 1. Нарушение норм управления |
Б)Я скучал по вам все это лето. | 2. Нарушение норм управления при однородных сказуемых. |
В)Заведующая кафедры рекомендовала новую методическую литературу. | 3. Искажение фразеологизма |
Г) Мы любим и увлекаемся футболом. | 4. Неуместное употребление устаревших слов. |
Д)Это была книга, написанная братом и которую он подарил мне. | 5.Ошибочное образование падежной формы местоимения |
6. Употребление омонима приводит к двоякому пониманию смысла предложения. | |
7.Ошибка в построении предложений с причастным оборотом. |
IV.Выпишите слова, в которых ударение поставлено неверно:
1)краИвее, мозАичный, дОговор, Оптовый, принУдить
2)слИвовый, дозвонИмся, нАчалась, облЕгчить, срЕдства
3)тигрОвый, исчерпАть, осведомИться, заселЕнный, сОгнутый
V. В каком предложении слово употреблено неверно?
1) Сегодня встречаются молодые люди, которые воспринимают себя не как звено в непрерывной цепи поколений, а как ВЕНОК творения.
2) ОБИДНЫЙ промах привёл теннисиста к поражению в матче.
3) Правила хорошего тона и ТАКТИЧНОСТЬ в отношении деятелей искусства неукоснительно соблюдаются на страницах известного издания.
4) Военные создали новое оружие, в котором электромагнитное излучение используется для создания ощущения НЕСТЕРПИМОГО жара.
VI. В каком предложении слово употреблено неверно?
1) Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.
2) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.
3) Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.
4) Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.
VII. В каком предложении слово употреблено неверно?
1) Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.
2) Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ.
3) КОНСЕРВАЦИЯ старинной постройки должна предотвратить её дальнейшее разрушение.
4) Вскоре обнаружились его ЖУЛЬНИЧЕСКИЕ операции с недвижимостью
VIII. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) несколько полотенец
2) их тетради
3) из полтора метров материи
4) самый молодой
5) поклади на стол
6) шестьюдесятью годами
IX. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) с двух тысячи первого года
2) смелее всех
3) жаждет славы
4) на обоих берегах
5) домашняя туфля
6) по приезде в город
X. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) поезжай
2)свыше четырёх тысяч метров
5) несколько яблок
6) обгрызанный
3) ехай вперёд
4) в две тысячи пятом году
XI. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Хотя фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной лапой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, зато помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. Он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, поэтому моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат орлом. |
1) Фрегат по своему строению и повадкам больше похож на сокола или орла, чем на морскую птицу, поэтому моряки называют его морским соколом или фрегат-орлом.
2) Хотя фрегата причисляют к пеликанам, он по своему строению и повадкам мало напоминает эту неуклюжую, похожую на домашнего гуся птицу.
3) Нижние конечности фрегата оканчиваются острыми когтями, что позволяет ему крепко вцепляться в добычу.
4) Фрегат не способен держаться на воде, поскольку его лапы не похожи на перепончатые конечности водоплавающих птиц.
XII. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. Но такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно. |
1) От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей России и всех россиян.
2) Поступления в бюджет от экспорта углеводородов позволяют повышать пенсии и зарплату работникам бюджетной сферы.
3) Состояние экономики России зависит от экспорта углеводородов, что несёт в себе постоянную угрозу нового экономического спада.
4) Состояние экономики Росси зависит от экспорта углеводородов, а высо- кие цены на нефть и газ способствуют быстрому экономическому росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по орфоэпии(ЕГЭ)
Тесты по орфоэпии+ответы....
Тест по орфоэпии
Подготовка к ЕГЭ А 1...
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕСТ Фонетика. Орфоэпия
РЕСУРС МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН ДЛЯ РАБОТЫ В ДРУГИХ КЛАССАХ ПРИ ПОВТОРЕНИИ УКАЗАННОЙ ТЕМЫ, А ТАКЖЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА...
тесты по орфоэпии
тесты максимально приближены к самым распространенным заданиям части" А" ЕГЭ...
Подборка тестов по орфоэпии
Тесты по орфоэпии дают возможность отработать навык постановки ударения в словах, удобны в работе...
Тест по орфоэпии для учащихся 11 класса
Тренажер по орфоэпии закрепляет орфоэпические нормы, предназнчен для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса...
Тест по орфоэпии 10 класс
Методический материал содержит задания по орфоэпии в форме ЕГЭ 10 вариантов...
- Мне нравится (1)