Обобщающий урок по теме "Имя числительное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщающий урок по теме « Имя числительное»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений
Цели: закрепить и обобщить изученное об имени числительном; развивать навыки монологической речи; совершенствовать орфографические навыки; прививать интерес к изучению русского языка.
Задачи:
предметные: распознавать числительные разных разрядов по значению, употреблению и строению, правильно употреблять числительные в письменной и устной речи.
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом ( для чего?)
метапредметные: уметь адекватно воспринимать информацию; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста.
Межпредметные связи: литература, математика, география
I. Организационный момент
- Приветствие, подготовка учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
1)Какая часть речи называется именем числительным?
2)Назовите разряды имени числительного?
3)На какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные?
4)Назовите разряды количественных числительных.
5)Что обозначают порядковые числительные?
6)Каким членом предложения могут быть имена числительные? (ответы учащихся)
III. Обобщение и систематизация
Работа с текстом. Задание на карточке №1. (Карточки заготовлены на каждого ученика).
Брянск ра(з,с)п...ложен на 380 км южнее Москвы. Наш город основан в 985 году. В (древне)русских летоп...сях Брянск упоминает(?)ся 36 раз, при этом встречает(?)ся 16 вариантов пр(а,о)воп...сания названия города. В 1246 году было образовано Брянское княжество. Первым брянским князем стал Роман Михайлович. В 1356 году, после 104 лет самост...ятельного существования, Брянское княжество почти на полтора века пер...шло под власть литовских феодалов. Через 147 лет брянцы прис...гнули на верность Москве.
- Прочитайте текст, чётко проговаривая числительные.
- Кто хотел бы пойти к доске и выписать слова с пропущенными буквами, графически обозначая условия их выбора?
Все работают с текстом.
- Докажите, что это текст.
-Как его можно озаглавить? (История города)
- С какой целью употребляются в тексте числительные?
- На какие группы можно распределить числительные, встретившиеся в данном тексте?
- Назовите словосочетания «количественное числительное + существительное».
(на 380 километров; 36 раз; 16 вариантов; после 104 лет; на полтора века; через 147 лет)
- Расскажите о количественных числительных по плану, который есть у вас на столах.
(1. Что обозначают? 2. На какой вопрос отвечают? 3. Как изменяются? 4. Какими членами предложения являются?)
-Какова синтаксическая роль числительного 104?
- Назовите словосочетания «порядковое числительное + существительное»
(в 985 году; в 1246 году; первым князем; в 1356 году)
- Расскажите о порядковых числительных по плану.
- Какова синтаксическая роль числительного первым?
- Подумайте, по какому ещё признаку можно разделить данные числительные?
( простые – составные)
- Назовите простые количественные числительные. ... составные.
- Назовите простые порядковые числительные. ... составные.
- Вспомните, как склоняются порядковые числительные? ( как прилагательные.)
- Просклоняйте устно числительное 985-ый.
- В чём особенность склонения составных порядковых числительных?
- Просклоняйте числительные: 36, 360, 144
Доп. вопросы:
-В чём особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
- Сколько падежных форм имеют числительные 40,90,100?
-В чём особенность склонения составных количественных числительных?
- Мы очень многое вспомнили о числительном, а теперь давайте вспомним единственное орфографическое правило, связанное с правописанием этой части речи.
-В каких числительных пишется ь в середине? Приведите примеры из текста.
(80, 900, 50)
− А сейчас проверим ваше умение применять данное правило на практике. У вас на партах лежат таблички. Внизу подпишите фамилию, имя. Я буду называть числительные, а вы в соответствии с их порядковым номером указываете знаком (+), где пишется мягкий знак в этом слове в нужной графе: в середине, в конце или без мягкого знака.
№ | Ь в середине | Ь в конце | Нет Ь | Числительные |
1 | + |
|
| Шестьсот |
2 | + |
|
| пятьдесят |
3 |
|
| + | сорок |
4 |
|
| + | триста |
5 |
| + |
| двенадцать |
6 |
| + |
| семнадцать |
7 | + |
|
| восемьсот |
8 |
| + | пятнадцать | |
9 |
|
| + | девяносто |
10 |
| + |
| девятнадцать |
(Собрать работы).
Торфяные запасы Брянщины в 1,5 раза больше запасов таких областей, как Орловская, Калужская, Тульская и Курская вместе взятых.
Мощность морских отложений на Брянщине достигает в ряде мест 150 метров.
-Назовите числительные. (Как по-другому можно прочитать эти числительные?
К какой группе количественных числительных относятся числительные полтора, полтораста?
- Просклоняйте: 1 вар-т – полтораста метров; 2 вар-т – полтора раза. Проверка.
Исправьте ошибки в употреблении числительных, объясните свое решение.( Карточки заготовлены для каждого ученика)
1. Книга издана с восьмидесяти тремя иллюстрациями.
2. Мороз достигал двадцать восемь градусов.
3. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.
4. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде.
5. В спектакле задействованы двое новых героинь.
6. Метель не утихала в течение троих суток.
7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
8. Обои девочки были очень хорошенькие.
IV. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Упражнение 1.
Запишите текст, определите разряд числительных.
22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
Упражнение 2.
Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах.
365 дней (р.)
297 карандашей (дат.)
143 посылки (пр.)
777 цветов (тв. )
1945 год (тв. )
2005 год (род., пр. )
Упражнение 3.
Просклоняйте количественное числительное 974
Просклоняйте порядковое числительное 498
Упражнение 4.
Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).
Упражнение 5.
Задание учащимся записать предложения, определив синтаксическую роль числительных.
- Три — нечетное число. 2) Семь и семь — четырнадцать. 3) Эти картины нарисовал один художник. 4) У кромки проруби сидели три медвежонка. 5) Семеро ребят отправились в поход. 6) Солнце всходит на Венере всего лишь два раза в году. 7) Первый луч солнца разбудил девочку.
Рефлексия.
- С какими орфограммами мы познакомились при изучении темы « Имя числительное»?
- С какими трудностями вы столкнулись при изучении темы?
- Какие разделы темы вам показались особенно интересными.
-Заполните таблицы, которые лежат у вас на партах.
Утверждение | Поставь знак «+» или «-« |
Я закрепил знания об имени числительном | |
Я достиг цели урока | |
Я умею правильно писать имена числительные и употреблять их в речи | |
Мне необходимо поработать над… |
8.Домашнее задание.
1.Составить небольшой рассказ о себе и своей семье (классе), включив числительные.
2 .Найти 10 пословиц с числительными.
1.
Брянск ра(з,с)п...ложен на 380 км южнее Москвы. Этот город основан в 985 году. В (древне)русских летоп...сях Брянск упоминает(?)ся 36 раз, при этом встречает(?)ся 16 вариантов пр(а,о)воп...сания названия города. В 1246 году было образовано Брянское княжество. Первым брянским князем стал Роман Михайлович. В 1356 году, после 104 лет самост...ятельного существования, Брянское княжество почти на полтора века пер...шло под власть литовских феодалов. Через 147 лет брянцы прис...гнули на верность Москве.
2.
№ | Ь в середине | Ь в конце | Нет Ь | Числительные |
1 | + |
|
| Шестьсот |
2 | + |
|
| пятьдесят |
3 |
|
| + | сорок |
4 |
|
| + | триста |
5 |
| + |
| двенадцать |
6 |
| + |
| семнадцать |
7 | + |
|
| восемьсот |
8 |
| + | пятнадцать | |
9 |
|
| + | девяносто |
10 |
| + |
| девятнадцать |
3.
Торфяные запасы Брянщины в 1,5 раза больше запасов таких областей, как Орловская, Калужская, Тульская и Курская вместе взятых.
Мощность морских отложений на Брянщине достигает в ряде мест 150 метров.
4.
Исправьте ошибки в употреблении числительных, объясните свое решение.
1. Книга издана с восьмидесяти тремя иллюстрациями.
2. Мороз достигал двадцать восемь градусов.
3. По обоим сторонам дороги росли высокие деревья.
4. Пятеро девушек из нашей группы летом работали в стройотряде.
5. В спектакле задействованы двое новых героинь.
6. Метель не утихала в течение троих суток.
7. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.
8. Обои девочки были очень хорошенькие.
_________________________________________________________________
Контроль
1.Запишите текст, определите разряд числительных.
22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт в Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
Упражнение 2.
Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах.
365 дней (р.)
297 карандашей (дат.)
143 посылки (пр.)
777 цветов (тв. )
1945 год (тв. )
2005 год (род., пр. )
Упражнение 3.
Просклоняйте количественное числительное 974
Просклоняйте порядковое числительное 498
Упражнение 4.
Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята).
Упражнение 5.
Определите синтаксическую роль числительных.
- Три — нечетное число. 2) Семь и семь — четырнадцать. 3) Эти картины нарисовал один художник. 4) У кромки проруби сидели три медвежонка. 5) Семеро ребят отправились в поход. 6) Солнце всходит на Венере всего лишь два раза в году. 7) Первый луч солнца разбудил девочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...
Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"
Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...
Обобщающий урок Биология растений 6 класс Урок-игра: «Биологические раскопки»
(игра проводится после изучения семейств растений классов однодольные и двудольные)...
Мастер - класс. Обобщающий урок "Основы динамики". 9 класс
Методическая разработка урока...
Урок по теме: Обобщающий урок по ФСУ 7 класс
Этот урок можно использовать перед контрольной работой, как проверку готовности к ней....
Презентация для 9 класса. Обобщающий урок химии в 9 классе по теме "Металлы"
Данный материал поможет в занимательной форме повторить и обобщить знания по теме “Металлы” в 9 классе....