олимпиадные задания на школьный тур по русскому языку с 7 по 11 кл.
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему

Материал может пригодиться и на уроках русского языка, и на олимпиадах школьного тура

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimp_r.ya_7-11_kl.docx55.4 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания  по русскому языку 7 класс.(2013г.)

Школьный тур

1. Сделайте  фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля.

2. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:   зазеленели,   подземные,   пароходный,   соединение.

4.Подберите к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову.

5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калика

6.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к..  роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава, искус .. ный, ис.. ку .. тво, вследстви ..,   вымп.. л, комб .. нат.

8. Составьте предложения с данными словами: варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый. Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие — к причастиям?

9. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене. 2) Подходящие к перрону поезда. 3) Блестящие на солнце стёкла. 4) Отраженный свет луны. 5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный рефлектором свет лампы. 7) Уважаемый Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый товарищ. 9)   Обычные текущие дела.   10) Текущие в ущельях реки.

10. Объясните значение слов: абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

11. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, го есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику:  Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

13.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

14. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

    В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

            Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.        (По Г.А. Скребницкому)

 

 

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс. (2013 г.)

Школьный тур

1. Что такое [туш]? Дайте орфографическую запись толкуемого слова.

2. Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много».

3. Что такое топонимы? Есть ли в русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их, если они вам известны. Приведите примеры топонимов.

4. Найдите в пословице устаревшие  формы. Укажите  соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы.

 Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.

 5. Понаблюдайте за порядком слов в следующих фрагментах:

1) «Ветер заносил дорогу, но резвые кони летели, как молния, ноздри их дымились, пар вился столбом, и пушистый снег от копыт их подымался вверх облаками» (Н.М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»);

2) «Наконец генерал, выслушав все мнения, вытряхнул пепел из трубки и произнёс следующую речь:

– Государи мои! должен я вам объявить, что с моей стороны я совершенно с мнением господина прапорщика согласен: ибо мнение сие основано на всех правилах здравой тактики, которая всегда почти наступательные движения оборонительным предпочитает»(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»);

3) «По первому снегу я его выследил. Хитёр зверина!» (В. Песков, разг. речь).

1. Укажите, как в каждом примере нарушен прямой порядок слов.

2. Объясните, какие члены предложения какое не свойственное им место заняли.

3. С чем связано изменение прямого порядка слов в каждом из приведенных случаев? Выберите правильный ответ из вариантов: выделение главной мысли, стилизация речи персонажа, подчёркивание ритма.

6. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный  (палец), покупец, затужить(пояс).

7. Найди правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал. Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

 8.Переведите две сербские поговорки. Учтите, что корень rad- значит «труд», «работа». Ne radi – rad ubija.  Rad donosi bolest – ne umri mlad.

9.Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.

Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.  

10.В каком слове три мягких согласных? 

 Спешить, осень,  печники, каменщик.

11.Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

    …гоизм,  ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

12.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

13.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятак, впятером, в-пятых.

14. Исследовательское задание

Расскажи о слове или выражении, которое имеет узкое распространение, например, употребляется только в твоей семье, или в среде твоих друзей, или в кругу профессионалов и пр. Выскажи гипотезу о причине узкого распространения описываемого слова или выражения.

Объем текста должен составлять от 70 до 150 слов.

Имей в виду, что оценка будет выставляться в соответствии с критериями:

Правильный выбор выражения 0-1

Указание условий употребления 0-1

Объяснение происхождения 0-2  Примеры употребления 0-2   Грамотность 0-2

Композиция работы 0-1   Объем 0-1         Максимум -10 баллов

 

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса (2013 год)

Школьный тур

1. Поставьте ударение в следующих словах:  включат, газопровод, жалюзи, иконопись,   красивее, кулинария, некролог,  обеспечение, столяр, щавель.2.

2. Закончите формулировку.

Звук [й] на письме может передаваться: 1……2…….

3. Придумайте два предложения, состоящие не менее чем из пяти знаменательных слов, в которых а) все согласные звуки являются глухими б) все согласные звуки являются звонкими.

4.  Названия детенышей животных часто образуются с помощью суффикса -енок, например: тигренок, совенок. Среди данных ниже пяти слов одно образовано по общему правилу, а другие — с некоторым отклонением, общим для всех четырех слов. Укажите слово, образованное по общему правилу.

  ягненок; теленок;  поросенок; цыпленок; гусенок

5. Определите способ словообразования следующих слов: наводнение, оплата, обрывок, многоступенчатый, мороженое, съезд, бездорожье, впустую.

6.  Все перечисленные ниже слова означают противоборство. Но одно из них по значению существенно отличается от остальных. Что это за слово?

бой; битва; дуэль; сражение; баталия.

7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: тщетно, денница, рудомёт, граять.

8. Напишите пословицу или поговорку, соответствующую латинскому крылатому выражению:

Otiumpostnegotium. – «Отдых после занятий».  Festinalente. – «Спеши медленно».

Plenusventernonstudetlibenter. – «Полный живот неохотно учится».

Alienavitiainoculishabemus, atergonostrasunt. – «Чужие пороки у нас на глазах, а свои за спиной».  Verbavolant, scriptamanent. – «Слова улетают, написанное остаётся».   AutCaesar, autnihil. – «Или Цезарь, или ничто».

9. Определите, какой частью речи могут быть следующие словоформы. Выделите финальную морфему,  определите, какие грамматические значения она может выражать в зависимости от принадлежности слова к определённому морфологическому классу: 

  Вой, летом, моя

10. Даны пары омонимичных существительных:

1) колода (кусок дерева) — колода (карт);2) ласка (зверек) — ласка (нежность);

3) косяк (двери) — косяк (птиц); 4) кол (заостренная палка) — кол (оценка).

В каких из этих пар между омонимами имеются различия в склонении?

11. Сравните две стихотворные цитаты; обратите внимание на выделенные части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везет, не слезет с облучка. (А.С. Пушкин. Телега жизни)

Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,

Был невыносим мне. Он крался бок о бок

И думал: «Ребячья зазноба. За ним,

К несчастью, придется присматривать в оба». (Б.Пастернак. Марбург)

Одинаково ли синтаксическое и смысловое строение выделенных частей?

12. Придумайте 5 предложений, демонстрирующих разные синтаксические роли инфинитива (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

13.  Какие из приведенных ниже сложных прилагательных не могут быть в названии словаря? Укажите их номера, свой ответ аргументируйте

1) Русско-японский. 2) Русско-канадский. 3) Русско-австрийский. 4) Русско-бельгийский. 5) Русско-кубинский. 6) Русско-бразильский.

14. Восстановите порядок слов и знаки препинания в стихотворении    А.С. Пушкина. Дайте синтаксическую характеристику предложений текста. Назовите изобразительные средства языка, которые использовал поэт.

тебя, обманет, если, жизнь,

сердись, не, не печалься,

уныния, день, в, смирись,

настанет, веселья, день, верь,

живет, сердце, будущем, в,

уныло, настоящее,

пройдет, все, мгновенно, все,

будет, то, что, мило, пройдет.

 

Олимпиадные задания по русскому языку  10 класс (2013 г.)

Школьный тур

1. Расставьте ударение в следующих словах.

  Апостроф, бутик,  вероисповедание,  догмат, донельзя, древко, дремота, знамение, избалованный, клала,   новорожденный, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, сливовый, созыв, украинский,  ходатайствовать, юродивый.

2. Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, Москва, место.

3. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный?

4.  Какими частями речи являются выделенные слова?

Сколько раз я просила его помочь!

В окно тихо стукнули: раз, два, три…

Как-то раз я уже приходила в этот парк.

Разя люблю тебя, то ты должен мне доверять.

 5.Выберите правильные словосочетания из предложенного списка:

Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос

6. Фитоним, гидроним, топоним, антропоним… Что обозначают эти лингвистические термины? Какими словами можно продолжить их ряд?

7. Расставьте знаки препинания в следующем предложении.

 Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший  офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой)                        

8. Восстановите пропущенные фрагменты отрывка из статьи Энциклопедического словаря  юного филолога.

В ____ веке трудами братьев ___________________ и _____________________ был создан первый славянский литературный язык – _____________________________________ В его основе лежал диалект _____________________________________________________, на нем были сделаны переводы с __________________________ языка ряда___________________________________   и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в __________________________________________________________ , а затем распространился у ___________________________________. С _____________ века он начинает бытовать у ______________________________________.  Ученые называют его ______________________________ или ____________________________________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - _____________________________  и ___________________________________.

9. Что в этом письме свидетельствует о том, что писал его  человек, для которого русский язык неродной? Перечислите и квалифицируйте эти факты. Предложите исправленный  вариант этого текста.

Г – же Петровской, 1828, 3 июни.

Помните близко

Помните далеко,

Помните моего

Еще отныне и до всегда,

Помните еще до моего гроба, как верен я любить имею

10. Составьте текст под названием«Это я» из 7 предложений. В тексте должно быть: по одному предложению повествовательному, вопросительному, восклицательному, по одному предложению с тире, двоеточием, точкой с запятой, одно предложение с однородными членами. Порядок расположения предложений в тексте произвольный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиадные задания по русскому языку  11 класс (2013 г.)

Школьный тур

1.Составьте для данных слов статьи по образцу статей орфографического словаря, сделав необходимые пометы.

Дефис, звонить, симметрия, тенденция, шинель

2.Почему пишется замуж и невтерпеж без мягкого знака, а невмочь и наотмашь с мягким знаком? Дайте историческое объяснение.

3.В каких значениях употреблены выделенные слова в приведенных отрывках? В каких отношениях находятся между собой эти значения? Как называется такое явление в научной литературе?

а) Тобою Царства возрастают,

Твое орудие цари;

Тобой они и померцают

Как блеск вечерния зари!   (Г. Державин)

б) Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла,

Мерцают звезды надо мною.    (А. Пушкин)

в) В одном из памятников XIв.  сказано:

Аще бо воинь творя, егоже воевода не повеле, или не творя, егоже аовеле, главьное мучение отъ закона приемлеть.

г) В песне по фольклорным мотивам Среднего Поволжья есть такие слова:

А гармошка – сто голос.

Нет не зря ее привез

На родимую сторонку

Из Совгавани матрос.      (Е.Хвалов)

4. Определите, в какой форме употреблено слово голос. Укажите аналогичные примеры в современном русском языке. Дайте исторической комментарий к такой форме.

5.Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам.

Лукавый, излучина, лучевой, лучезарный, лукоморье, луковица, лучина, лучковый, лукошко, лучистый, получка, лучник, случай, лучше.

6.Какое выражение является по смыслу лишним?

Дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, авгиевы конюшни, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская.

7.Какого рода в русском языке слово дружище? В каком падеже оно стоит? В чем особенность употребления этого слова в современном русском языке?

8.В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается синтаксическая ошибка такого сочетания? Как ЕЕ исправить?

9. Придумайте текст радиорекламы фразеологического словаря русского языка,

 

 

 

 

 

Ответы. 5 класс

1.б-(1 балл)

2.г-(1 балл)

3.Вода, вод, водоотвод ,водоворот -однокоренные слова (1 балл);

В словах провода, подвода, завод, небосвод, водят, хоровод  наблюдается омонимия корней  (1 балл)

4. «Собаку съел» - имеет большой опыт, навык, основательные знания.

Мальчик напрасно испугался,  так как он понял фразу в прямом смысле.  (3 балла)

5.Пятитомник-(1балл)

6.Седой туман, бархатный голос, прямой вопрос (3 балла)

7.Превратятся в имена существительные.(1 балл)

8.4 (1 балл)

9.Омофоны- (2 балла)

10.Эссе- (10 баллов)

Максимальная сумма баллов-25 баллов

 

Ответы. 6 класс.

1. В словах слушать и синий звучат [с] и [с`] . В других словах - про[зь]ба, [ш]ить, [ж]еть, - 4 б.

2.1)Пудель, джемпер глобус, силос; 2)  процент, дельфин, дефис,  цемент, прогресс, модель, квартал,  звонит,  столяр, досуг,  начать; 3) диалог, ателье, алфавит, километр, углубить, магазин.- по 0,5 за слово

3.В зависимости от ударения меняется значение слова.

ЛЕдник- погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов – деревенский лЕдник ;  леднИк – масса движущегося льда – огромный леднИк;

накладнОй – 1. Прикрепленный сверху, НакладнОй карман. 2. Искусственный фальшивый. НакладнЫе волосы; наклАдный- убыточный, невыгодный. Плата слишком наклАдна;

Отзыв-  устная или письменная оценка чего-либо. Отзыв о рукописи. ОтзЫв – распоряжение покинуть какой-либо пост – отзЫв депутата.;

переводнОй – 1. Служащий для перевода в старшие классы- переводные экзамены; 2. Предназначенный для переведения изображения на другой материал – переводнЫе картинки; перевОдный - переведенный на другой язык- перевОдный роман; складной – такой, который можно складывать – складной стул;  склАдный – связной, гладкий (о речи, письме) – складной рассказ – по    0,5 б за каждое значение.

4. Вещий - пророческий , внимать – слушать, глагол - слово, глас - голос, грядущее - будущее, десница - правая рука, днесь - сегодня, зеница -зрачок,  изречь - сказать, лик - лицо, око - глаз,, отрок - юноша. По 0,2 б. за верное выполнение

5. 1)Редкий -  редкость -. редкостный - суффиксальный; 2) Дерзкий -  дерзость –дерзостный - суффиксальный; 3)Лень - ленивый – ленивец - суффиксальный; 4) Угол - угловатый – угловатость - суффиксальный; 5)Корысть – корыстный – бескорыстность – приставочно-суффиксальный; 6)Цена – ценный – бесценный – бесценность - приставочно-суффиксальный. По 0,5 б. за верный ответ

6.  Вс – вскормить, вскричать ,вспахать, вспомнить; в -  вселить, вскачь, вскоре,  вслед,  вставить, встарь, встроить, вступление, всадник,  всегда, встретить – не имеют приставок  - 4 б.

7. Кузькина мать – проучить, наказать; Маланьина свадьба – много, в изобилии; сидорову козу – жестоко, беспощадно; дамоклов меч – постоянная угроза;  валаамова ослица  - покорный человек, неожиданно выразивший свой протест; прокрустово ложе – норма, к которой насильно подгоняют или приспосабливают; ахиллесова пята – слабое, уязвимое место; филькина грамота – пустая, не имеющая смысла и значения  бумажка; тришкин кафтан – такое положение, когда устранение одних недостатков влечет за собой появление новых;  иерихонская труба- громкий голос; авгиевы конюшни – то, что находится в крайнем беспорядке, очень грязное место.   - 5,5 баллов  ( по 0,5б. )

8. А) С обеих сторон раздавались голоса (сторона- ж.р.). Б) Их ребенок плохо воспитан (литературная норма). В) Моя мама работает инженером на заводе (название профессий имеет форму м.р.). – 3 б.

9.  Ошибка допущена во второй характеристике. Все разносклоняемые существительные неодушевленные. – 3б.

10. В предложении 3 ряда однородных членов:

Однородные сказуемые -  вспыхнули, завертелись, поднялись, посыпались угасали, вспыхивали; Однородные дополнения – относятся к сказуемому поднялись (вверх) - колосьями, пальмами, фонтанами; Однородные дополнения – относятся к  сказуемому посыпались - дождем, звездами   4 б.

11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.

Красна (сказуемое, краткое прилагательное) речь, имя существительное)  слушаньем.

Сонный да ленивый (( подлежащие, полные прилагательные) – два родные братца ( сказуемое – два братца- сочетание количественного числительного и имени существительного). Не  тешь (сказуемое - глагол) меня тем, чего я (подлежащее, личное местоимение)  не ем (сказуемое - глагол). Горяч ( сказуемое, краткое прилагательное) на почине, да скоро остынет (сказуемое - глагол).  – 5 б.

12. 10 б.

Ответы 7 класс.

1. Сделайте  фонетическую запись предложения: [Тудж э  у стала стай'алъ кр'ивай'ь тур'эцкъй'ь  сабл'ь]. – 3 б.

  2. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА.  По 0,5 за каждое верное слово

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:   за-зе-ле-не-ли,   под-земн-ые,   пар-о-ход-ный,   со-еди-не-ние.

Зазеленели  -  зеленели –зеленеть -зеленый

Подземные- подземный – земной -земля

Пароходный – пар и ходить- ход

Соединение- единение - единый  -по 0,5 за разбор слова, и по 1 б. за словообразовательный

4 .Бить баклуши - бездельничать, заниматься пустяками; задирать нос  -задаваться, зазнаваться;  работать спустя рукава - плохо, с неохотой, небрежно;  кричать во всю ивановскую - громко, оглушительно,  изо всех сил;  кто в лес, кто по дрова - вразброд,  неслаженно; сломя голову- быстро, не разбирая дороги по о,5 б. за слово

5. Выползина- шкурка, которую сбрасывает с себя змея; , быторить – кричать; отроковница – девочка-подросток; , лебезить – льстить, угодничать; колевина – след от колеса;  тетенькать – баловать, забавлять;  авоська – счастье, удача;  бударка – астрах. лодка;  калач – белый хлеб; , баить – говорить;  будень – будний день;  калика – странник – по 1 б. за слово

6.ожидать- ожидающий, ожидавший, ожидаемый; слышать- слышавший,  слышимый, слышанный; привозить- привозивший,  привозимый; т аять- тающий, таявший.

7. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиная, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат – по 0,5 б. за слово.

8. варенный- прич. ; Вареный- прил.; Кроенный - прич. Кроёный - прил.Приближенный- прич. Приближённый- прич, прилаг. в значении сущ-го по 0,5 б.

9. 1 - прил.  2 - прич.  3 - прич.  4 - прил.  5- прич. 6- прич.7- прил. 8 -прич.9. прил.10-прич.- по 1 б.

10. абонемент-право пользования местом( в театре, на лекции), документ, обеспечивающий это право. Отдел библиотеки, выдающий книги на дом.

Бюллетень- краткое официальное сообщение о событии,деле,имеющем общественное значение; избирательный листок; листок временной нетрудоспособности.

аккумулятор- устройство для накопления энергии с целью последующего ее использования.  Дублер-запасной. Интеллигенция- работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Комфорт-благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения. Лабиринт - сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог. Монолог-речь одного лица.  По 0,5 за слово

11. 1.Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. – по 1 б.

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику:  Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

 [- ], и  [- =].  Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом. Первое предложение: простое,  односоставное, распространенное, полное. Второе предложение - простое,  двусоставное, распространенное, полное  - 2 б.

13. не употребляется с предлогами, - именительный ;  , никогда не бывает без предлогов – предложный. 1 б.

14.  В данном тексте соединяются повествование и описание. Типовые фрагменты текста: повествование, оценка действительности, описание места.  Повествование:    В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо

Описание: второй абзац.  В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания.  – 3 б.

 

 

 

 

Ответы. 8 класс

1.Орфографическая запись каждого слова – 0, 5 балла.

Определение  значения каждого из существительных - 1 балл; определение вариантов значения а) и б) – по 0,5 балла.  Максимум  3 балла.

 [туш]  - туш как существительное мужского рода обозначает краткое музыкальное приветствие в честь какого-либо лица, события, исполняемое обычно на духовых музыкальных инструментах.

[туш]  - тушь  как существительное женского рода обозначает а) черную или цветную водяную краску, применяемую для рисования или черчения, а также б) в косметике.

2.Один фразеологизм – 1 балл.

Куры не клюют, тьма-тьмущая, вагон и маленькая тележка, хоть пруд пруди, хоть лопатой греби, выше головы, яблоку негде упасть и др.

 3.Ответ на вопрос – 1 балл. Родственное слово – 1 балл. Пример – 0,5 балла

1. Топонимы – это географические названия. (1)

2. Топография, топология (от греч. topos- место). (До  3 баллов – в зависимости от полноты ответа и количества примеров).

3.  Киев, Нева, Альпы и др. (1 пример – 0,5 балла)

4. Количество баллов - 5.(Не) вспоя – (не) вспоив (1); (не) вскормя – (не) вскормив (1); ворога – врага (1). Враг появляется у человека, если он «поит и кормит» его ссорами, обидами, разногласиями, то есть вольно или невольно прилагает усилия для его «взращивания» (До 2 б.).

5.1. копыт их

наступательные движения оборонительным предпочитает

хитер зверина  - по 3 балла за каждую позицию

2. В первом примере обращает на себя внимание употребление притяжательного местоимения в функции определения после определяемого слова. Во втором предложении непрямой словопорядок представлен позицией глагола-сказуемого после управляемого слова в конце предложения.  В третьем – именная форма сказуемого хитѐр, обычно употребляемая после подлежащего, вынесена в начало высказывания.

по 3 балла за каждую позицию

3. Нарушение прямого словопорядка в каждом из приведенных случаев имеет свою мотивировку: (1) в отрывке из Карамзина это связано с ритмом фразы; (2) в отрывке из Пушкина непрямой словопорядок выполняет изобразительно-характеризующую функцию: генерал-немец склонен употреблять глагол в конце предложения в соответствии с правилами словорасположения в немецком языке; (3) в записи разговорной речи  Песковым изменение словопорядка служит выделению главного смысла, подчѐркивает разговорность высказывания - по 3 балла за каждую позицию

Общее 9 баллов

6.Количество баллов. Значение слова – 0,5 балла. Производящее слово – 0,5 балла. Словообразовательные морфемы – до 1 балла.Максимум 12 баллов.

Копатка – лопатка;откопать при помощи суффикса -тк-.

Люденыш – ребенок; отлюди при помощи суффикса–еныш-.

Рогается – бодается; отрога при помощи суффикса -а- и постфикса –ся. Грозительный  (палец) – указательный, тот, которым грозят; отгрозить при помощи суффикса-тельн-

Покупец – покупатель; отпокупать при помощи суффикса-ец-.

Затужить (пояс) – затянуть; оттугой илитуго при помощи суффикса-и- и приставкиза-.

7. Одно словосочетание – 1 балл. Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество,  улучшить условия, укрепить оборону.

8. Не работай – работа убивает.  Работа приносит болезни. Не умри молодым. По 2 балла за каждую пословицу.

 9. Количество баллов. Состав 1 слова – 0,5 балла.

По – дорож – ник – нулевое окончание– 4 морфемы.

Без – ум – н – ый– 4 морфемы.

Вы – крик – ну – ть– 4 морфемы.

По – дум – а – ете– 4 морфемы.

Пере – дум – а – л – нулевое окончание  - 5 морфем.

10. 1 балл. Каменщик

11.Орфограмма – 0,2 балла. Всего 1,6 балла.Синоним – 0,5 балла. Всего 3 балла. Итого максимум 4,6 балла.

Эгоизм - себялюбие,  иждивенец - нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный - исключительный, инъекция - укол, аккорд - созвучие.

12. Грамм- граммов; дело - дел; мандарин - мандаринов; место - мест; носик - носков; помидор - помидоров; рельсы - рельсов; чулки - чулков; яблоки – яблок – по 0.5 за слово

13.Пять - количественное числительное; пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; пятерка - существительное; пятак - существительное; впятером - наречие; в-пятых – наречие – по 0.5 за слово.

14.Объем текста должен составлять от 70 до 150 слов.

Имей в виду, что оценка будет выставляться в соответствии с критериями:

Правильный выбор выражения 0-1.Указание условий употребления 0-1.

Объяснение происхождения 0-2. Примеры употребления 0-2. Грамотность 0-2  Композиция работы 0-1     Объем 0-1 Максимум -10 баллов

 

Ответы 9 класс

 1. В начале слова   буквами е, ё, ю, я, а также сочетанием буквЬЕ, ЬЁ, ЬЮ, ЬЯ, ЬИ,  ЪЕ, ЪЯ, ЪЮ, ЪЁ;

2. в иноязычных словах ЬО (как в слове медальон).

3.  2 б

 4.  гусенок, так как корень слова совпадает с корнями слов, обозначающих родителей – гусь-гусыня-гусенок – в отличие от других случаев, где названия животных не однокоренные названию детеныша – овца-баран-ягненок.

5.  Наводнение – суффиксальный, оплата – бессуффиксный, обрывок – суффиксальный, многоступенчатый – сложение с суффиксацией, мороженое – переход из одной части речи в другую, съезд – бессуффиксный, бездорожье – приставочно-суффиксальный, впустую – приставочно-суффиксальный,.

6.  дуэль, так как означает поединок двух людей.

7. тщетно – напрасно; денница – заря; рудомёт – врач-кровопускатель; граять – 1. каркать (о воронах), 2. хохотать до неприличия.

 8. 1. Делу время – потехе час. 2. Семь раз отмерь – один отрежь. 3. Сытое брюхо к ученью глухо. 4. В чужом глазу бревно видишь, в своем соломинку не замечаешь. 5. Что написано пером – не вырубишь и топором. 6. Каждому своё / Кесарю – кесарево. 7. Птицу видно по полёту. 8. Слава глаза застит.

 9. Вой – сущ. 2 скл. м.р. в И. п. ед.ч. с нулевым окончанием; глагол пов. накл., часть корня;  Летом – наречие  с суфф. – ом;  существит. 2 скл., ср.р., ед.ч, в Т.п. с окончанием. –ом; Моя – в зависимости от ударения: моЯ – притяжательное местоимение ж. р. ед. ч., в И. п., где –я – окончание; мОя – деепричастие с суфф. –я.

10. проверяем формой  Р.п., мн. ч.: пушистых ласок – нежных ласк; проверяем формой множественного числа: новые колья – первые в четверти

11.  Очевидно, в обеих цитатах мы имеем дело с обособленным приложением, выраженным существительным с зависимыми словами. Но где здесь приложение, а где – определяемое слово? Судя по расстановке знаков препинания, и в первом, и во втором случае приложением является второе словосочетание. Но вдумаемся в содержание приведенных отрывков.

В цитате из А.С. Пушкина приложение уточняет, разъясняет, что же имеется в виду под лихим ямщиком: время – вот кто гонит телегу.

В цитате же из Б.Пастернака инстинкт сравнивается со стариком-подхалимом, т.е. определяемое получает образную (метафорическую) характеристику. Получается, что в приведенных цитатах из А.С. Пушкина и Б.Пастернака обособленное приложение несет разную смысловую нагрузку: в первом случае – разъясняющую, конкретизирующую, а во втором – сравнительную, образную.

12. Придумайте 5 предложений, демонстрирующих разные синтаксические роли инфинитива (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

13.  2, 4, 5, 6, т.к. нет языков канадского  и др.

14. Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, все пройдет;

Что пройдет, то будет мило.  – 5б.

 

 

 

Ответы  10 класс.

1.Всего 2 баллов (по 0,1б. за каждое слово).

 апострОф, бутИк,  вероисповЕдание,  дОгмат, донЕльзя, дрЕвко, дремОта,  знАмение, избалОванный, клАла,  новорождЁнный, обнарУжение иобнаружЕние (варианты равноправны), оркестрОвый, откУпорить, пЕтля ипетлЯ (варианты равноправны), слИвовый, созЫв, украИнский,  ходАтайствовать, юрОдивый.

2. В качестве правильных ответов засчитываются любые идиоматические неоднословные единицы, в том числе пословицы, поговорки, крылатые слова и др. 0,2 балла за каждый фразеологизм.

 

3.В современном русском языке слова НЕ-ВЕР-/О/-Я-Т-Н-ЫЙ

НЕ-ИМ-/О/-ВЕР-Н-ЫЙ Общими являются морфемы: НЕ-, -ВЕР-, -О-, -Н-, -ЫЙ. С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –ИМ- и –Я-, доказательством чего является чередование этих корней в словах ВЗЯТЬ - ВЗИМАТЬ, ПОНЯТЬ – ПОНИМАТЬ, ОБНЯТЬ – ОБНИМАТЬ.

2 балла за верно выделенные морфемы + 1 балл, если указали как общие морфемы –ИМ – и – Я –.  Всего 3  балла.

4.1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз. по 1 б за правильный ответ.Всего 4 балла.

5. Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос.

Неправильные словосочетания: косный мозг (правильно: костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство (правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр). Всего 2,5 балла.   По 0,5 б. за верно выбранные словосочетания

6. Во всех приведённых словах есть общий корень -оним (греч. onyma– имя) и соответственно фито- (греч. phyton- растение);  гидро- (греч. hydriaтопо- (греч. topos– место, местность); антропо- (греч. anthrōpos- человек). Поэтомуфитоним – это название растений,  гидроним – название водоёмов, топоним – название местности (города или другого населённого пункта), антропоним – имя лица.  …синоним, антоним, омоним, пароним, гипероним, гипоним, агноним. Толкование одного термина – 1 б.

Подбор термина – 1 б.

7. Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший  офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль осыпавших, но счастливо миновавших его.

Количество знаков препинания – 16.  Всего 4,8 баллов.   По 0,3 б. за каждый знак

8. В IXвеке трудами братьев Кирилла и Мефодия был создан первый славянский литературный язык – старославянский. В его основе лежал диалект солунских славян (македонский диалект болгарского языка// один из южнославянских диалектов) , на нем были сделаны переводы с греческого языка ряда церковных и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в Великой Моравии//западнославянской среде(землях), а затем распространился у южных славян. С Xвека он начинает бытовать у восточных славян. Ученые называют его церковнославянским или древнестарославянским. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) - глаголической и кириллической.

Каждый восстановленный фрагмент – 1 балл. В сумме – 15 баллов.

 

 9. 1.  Неправильное написание слов  июни, отнине (орфографические ошибки). Нарушение грамматических// лексических норм:

- употребление притяжательного местоимения моего  вместо личногоменя;

- употребление наречия (всегда) с предлогом;

- употребление прилагательноговерен  вместо наречияверно (любить- люблю)// неверное построение предложения (как верен я любить имею) при возможных вариантах  как верен я в любви, как верно я любить умею, как верна моя любовь;

-  неверное построение  фраз  помните близко, помните далеко, связанное  с пропуском структурно необходимого компонента либо находясь (помните, находясь близко, далеко),  либо (даже)если  я (вы) нахожусь (находитесь) близко, далеко//нарушение лексической сочетаемости  слов помните и  близко, далеко;

- неуместное (лишнее) употребление наречия  еще;

-  неверное //неточное употребление отнине (отныне), до моего гроба  при возможном  сейчас, до смерти, до конца жизни.

2.  Например:Помните (меня), находясь рядом (близко) или далеко, помните (меня) сейчас и всегда, (помните) до самой смерти, как я вам верен//предан (как верно я вас люблю//как верен я вам в любви// как верно я любить умею// как верна моя любовь). Выявление  нарушений (отступлений): один факт – 1 б. В сумме –  8 б.Квалификация   одного нарушения  - 1б.  В сумме –  7 б.

Свой вариант  текста  - 1 балл.

10.5 баллов.

 

 

Ответы 11 класс

1.ДефИс (непра. дЕфис; не рек. [дэ]),

звонИть, звонЮ, звонИт ( неправ. звОнит), прич. звонЯщий (неправ. звОнящий);

СиммЕтрия и  СимметрИя, ; тендЕнция [тэ;дЭ],;

шинЕль, мн. шинЕли, род. шинЕлей, неправ. [нЭ]  - по 1б. за правильный ответ

1.Данные наречия образованы из сочетания существительного с предлогом.  Замуж и невтерпеж – образованы из от сущ. м.р., (суф. –еж- м.р.напр. галдеж) .Невмочь и наотмашь - образованы из от сущ. ж.р . (отмашь –  сущ. ж.р ), образованного нулевой суффиксацией( ср. тишь, глушь)  - 3б за родовую принадлежность, 3б. – за указание на словообразовательную модель.

2.Померцают – «потемнеть, померкнуть, потускнеть».  В каких значениях Мерцают – «светятся неровным, колеблющимся светом» . Этимологически глагол мерцать связан со словамимеркнуть, сумерки, морока, морочить Антонимические отношения.  По 2б. за правильный ответ на каждый акцент вопроса.

3.В одном из памятников XIв.  Сказано:

Прилагательноеглавьное – относительное. Первоначальное его значение «имеющее отношение к голове (главе); следовательно, воину будет отрублена голова (ст\сл. глава)  3б за ответ, и 3б. за указание на изменение семантики.

 

1. Слово голос употреблено в форме р.п. мн.ч.

Аналогические формы: пара чулок, рота солдат и т.п.

Такая форма является исконной для русского языка. Кроме некоторых случаев, исторически она была вытеснена формами с окончанием –ов.- 2б. за первую часть вопроса,2 б. - за вторую, 3б. – за  третью часть вопроса.

1.Сгруппируйте следующие слова по словообразовательным гнездам.

1)Лукавый, излучина, лукоморье, лучковый, лукошко , лучник – восходит к корню лук- со значением «изгиб, кривизна»

 2)Лучевой, лучезарный, лучина, лучистый - восходит к корню луч- со значением «испускание света»

3) случай, получка, лучше -восходит к корню луч- со значением «метко бросать, попадать, получать»

4) луковица- восходит к корню лук- со значением «растение» по 2б. за выделение словообразовательного гнезда, минус 1 Б. за каждое неверно помещенное слово.

1.Все выражения, кроме  дубина стоеросовая, состоят из существительного и прилагательного, образованного от имени собственного. Стоеросовая (ставросовая)от греч. ставрос – «кол, шест, свая, крест». – 2б. за правильный ответ, 2 б. за обоснование.

2.Слово дружище – м.р., это  определяется по характеру согласования с определениями (Дорогой мой дружище!) . Это форма звательного падежа. Сущ. дружище в современном русском языке употребляется только в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. – по 2б. за правильный ответ на каждый аспект вопроса.

3.Ошибка заключается в неразличении категории одушевленности. В подобных случаях неодушевленные существительные употребляются в родительном падеже с предлогом от, у. – 2б. за исправление ошибки, 3 б. за объяснение.

4. Придумайте текст радиорекламы фразеологического словаря русского языка – 10 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьной олимпиады по русскому языку 7 класс.

Задания для школьной олимпиады по русскому языку в 7 классе  содержат в себе задания  по составу слова, морфологии ( определение рода и числа существительных, образование множественного числ...

Олимпиадные задания к школьному этапу по английскому языку для 11 класса с ответами

Разработка олимпиадного материала к школьному этапу  для 11 класса с ответами....

Олимпиадные задания для школьного этапа по немецкому языку для 5-6 классов

Олимпиадные задания по немецкому языку школьный уровень 5-6 классы...

Олимпиадные задания для 5 класса по русскому языку

Данный материал может быть использован для подготовки учащихся 5 класса к олимпиаде по русскому языку...