Тестовые задания на материале рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»
тест по русскому языку (5 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувствовать  художественное слово, язык писателя, но и повторить лексику, синтаксис, изученные правила по орфографии и грамматике. Предлагаю тест  по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила Андреева Галина Олеговна, учитель русского языка и литературы

Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувствовать  художественное слово, язык писателя, но и повторить лексику, синтаксис, изученные правила по орфографии и грамматике. Предлагаю тест  по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

5 класс

Тестовые задания на материале рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»

ЛЕКСИКА

Часть 1

К каждому заданию 1 – 14 даны четыре варианта ответа, из которых один только правильный.

1. Укажите слово с неверным лексическим значением.

1) Десятина – мера земли: немного больше гектара.

2) Верста – русская мера длины, равная 500 саженям (1, 0668 км).

3) Аул – татарская деревня.

4) Сакля  – верхняя одежда.

2. Укажите предложение, в котором существительное выступает в значении многозначного.

1) Костылин совсем разболелся, всё спит.

2) Подал ей Жилин назад кувшин.

3) Везде по деревне ручьи бегут.

4) Прожил так Жилин месяц.

3. В каком предложении прилагательное  употреблено в переносном значении?

1) Вынула из рукава две сырные лепёшки.

2) Стали подниматься по каменной горе.

3) А у хозяина сторожка была – пёстрая собака.

4) Молодой месяц над горой закраснелся.

4. Какое слово является однозначным?

1) Кавказ

2) качает

3) колодка

4) выкуп

5. Укажите синонимы.

1) короткие – длинные

2) раздался храп – у лошадей храп мокрый

3) закрыли – заперли

4) схватил – скинул

6. Укажите строку, в которой слова не являются антонимами.

1) говорит – молчит

2) тоненькая – худенькая

3) чёрные – светлые  

4) направо – налево

7. Какое сочетание слов данного предложения не является словосочетанием?

    Сделал Жилин другую куклу и отдал Дине. 

1) сделал куклу

2) другую куклу

3) отдал Дине

4) сделал и отдал

8. Укажите предложение, в котором нет синонимов.

1) Пустил лошадь в гору, как на крыльях она взнесла его на кручь.

2) Сказал что-то переводчику, а переводчик говорит.

3) Казакам далеко, а татарам близко.                                

4) Тут татары заговорили часто, залопотали так, что слюни изо рта брызжут.                        

9. Укажите строку, в которой все слова с проверяемой безударной гласной в корне.

1) см…ётся, ст…ят, ст…не                                    

2) пос…дить, с…дло, к…пейка                                  

3) с…бак, м…лодец, с…рай

4) к…рмить, п…тьсот, с…лдатские

10. В каком словосочетании в окончании пропущена буква е?

1)  собрались у мечет …

2)  не дам ни копейк…

3)  живут в сара…

4)  не дойти до крепост…

11. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) По целым дням Жилин счита…т дни.

2) Абдул-Мурат всё показыва…т на Жилина.

3) Колесо верт…тся, а куколки прыгают.

4) Вода на три аршина пошла, камни вороча…т

12. Укажите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

1) Хорошо  Иван  хорошо!

 2) Выехал Жилин вперёд остановился и ждёт.

3) Не поможет ли Дина?

4) И в самом деле плоха уж старуха стала.

13. Укажите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены).

1) На ночь сняли с них колодки и заперли в сарай.

2) Едут степью разговаривают да поглядывают по сторонам.

3) Прибежала девочка лет тринадцати и лицом на чёрного похожа.

4) Только кончилась степь вошла дорога промеж двух гор в ущелье.

14. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены).

1) Жилин и говорит пить воды пить дайте.

2) Замахал руками закричал что было сил.

3) Красный татарин вошёл проговорил что-то.

4) Дина глядит на Жилина как на зверя дикого.

                  Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 15 – 20. Ответы запишите словами или цифрами.

  1. На Кавказе тогда война была. 2) По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. 3) Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. 4) И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. 5) Спереди и сзади идут солдаты, а в середине народ едет.

15. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1) Татары могли русских убить или взять в плен.

2) На Кавказе не было войны.

3) По дорогам опасно было ехать.

4) Провожатые солдаты ходили из крепости в крепость два раза в неделю.

Ответ: ___________________________________________

16. Из предложений 1 – 3 выписать антонимы.

Ответ: ___________________________________________

17. Из предложений 1 – 2 выпишите существительное 3-го склонения.

Ответ: ___________________________________________

18. Сколько звуков в слове едет (предложение 5)? Свой ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________________________

19. Напишите, простым или сложным является предложение 5.

Ответ: ___________________________________________

20. Напишите падеж существительного на Кавказе  (предложение 1).

Ответ: ________________________________________

Использованная литература:

1. Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. – М.: ЮНВЕС. – 1999. – 624 с.

 2. Татьянченко Н.Ф. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательский дом Диалог, 1998. – 540 с.

3. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 4-е изд.М.: Просвещение, 2015. С.303 с

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

4

3

4

1

3

2

4

3

1

3

3

1

4

1

2

днём и ночью

ночь

5

сложное

П.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

Урок "Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы".

Уроки литературы в 5 классе по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"....

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Льва Николаевича Толстого «Ильяс»

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс"...

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Льва Николаевича Толстого «Ильяс»

Изображение  обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс"...

учебные материалы для работы по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

работа над сочинением: "Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев"; тест по рассказу Толстого Л.Н....