Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Проблемы при обучении.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
В каждом классе на протяжении изучения предмета русский язык есть темы «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» и «Русский литературный язык». При объяснении мы порой испытываем затруднения вследствие того, что на современном этапе эти понятия не совсем четко определены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_russkiy_yazyk-gosudarstvennyy_yazyk.doc | 61.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 864.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край МО Туапсинский район г. Туапсе
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 им. Т.П.Северова
Русский язык – государственный язык Российской Федерации.
Проблемы при обучении.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10
им. Т.П.Северова
Самылина С.Г.
В каждом классе на протяжении изучения предмета русский язык есть темы «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» и «Русский литературный язык». При объяснении мы порой испытываем затруднения вследствие того, что на современном этапе эти понятия не совсем четко определены.
Русский язык всемогущ и велик. На русском языке
говорят более 7 млн. человек. Русский язык избран государственным языком
Российской Федерации. Русский язык нужно любить и понимать!
И наша задача, учителей русского языка, научить этому языку учащихся. Ведь сегодня они школьники, а завтра полноценные члены общества: учителя, врачи, ученые, инженеры, чиновники различных уровней – носители языка. И зачастую сами же нарушающие языковые нормы государственного языка.
Так что же такое государственный язык ? Государственный язык – официально признанный и закрепленный каким-либо правовым документом в качестве языка государственного общения. Такое определение дает Словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. Назрань: Изд-во "Пилигрим", 2010. (слайд № 2)
А вот и законодательная база.
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации.
- Дата подписания 1 июня 2005 г.
- Опубликован 7 июня 2005 г.
- Принят Государственной Думой 20 мая 2005 года
- Одобрен Советом Федерации 25 мая 2005 года (слайд № 3)
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ
«О государственном языке Российской Федерации».
Федеральный закон направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.(слайд № 4)
И в Конституции есть соответствующие статьи.
Ст. 1, п. 1. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. (слайд № 5)
Таким образом, Государственным русский язык по закону является <…> абсолютно для всех: и для чиновников, и для журналистов, и для детей, и для бомжей, и для воров. <…> Правовой статус распространяется на всех людей и все сферы общения.
Стернин И.А. Государство и язык // Политическая лингвистика. 2-10. №2. С. 62. (слайд № 6)
Оговорены и сферы использования.
Статья 3. Сферы использования государственного языка Российской Федерации.
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ
"О государственном языке Российской Федерации» гласит, что государственный язык необходим для успешной коммуникации
государство ↔ гражданин :
- в деятельности федеральных органов государственной власти <…>;
- в наименованиях федеральных органов государственной власти <…>;
- при подготовке и проведении выборов и референдумов;
- в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве <…>;
- при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации <…>;
- во взаимоотношениях федеральных органов государственной власти <…> и граждан Российской Федерации <…>;
- 7) при написании наименований географических объектов <…>;
- 8) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина РФ <…>;
- 9) в продукции средств массовой информации <…>;
10) в рекламе;
11) в иных определенных федеральными законами сферах. (слайд № 7,8)
Ясно, что это должен быть нормированный язык. Так и хочется сказать, литературный язык. Но вот тут и возникает некий парадокс , на который следует обратить внимание учителям.
Литературный язык – основная наддиалектная форма существования языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации.
Лингвистический энциклопедический словарь / Ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. С. 270. (слайд №9)
Постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 714.
"О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации" (слайд №10)
Под нормами современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации понимается совокупность языковых средств и правил их употребления в сферах использования русского языка как государственного языка Российской Федерации.
Федеральный закон от 1 июня 2005 г.
N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации"
1 ст. п. 6. (Слайд №11)
При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Это именно то , с чем мы , к сожалению сталкиваемся часто и в обыденной жизни , и увы в СМИ , т.е. там , где учащиеся «набираются» языкового опыта порой в большей степени, чем на уроках. Естественно с этим надо бороться. Но из-за размытости законодательной базы мы порой оказываемся в тупике.
А. Л. Тен «Нецензурная брань как объект административно-правового регулирования и правосознания» ( слайд №12)
Что есть нецензурная брань, в законодательстве не установлено, а в протоколах из этических соображений "бранные слова" не фиксируются. Из этого следует, что определение тех или иных слов как нецензурной брани является полномочием сотрудников полиции, которые, кстати, не могут дать определение нецензурной брани и зачастую сами "грешат" таким злословием.
Скрывая реальность, некоторые пишут в протоколах: "Он назвал меня представителем сексуальных меньшинств в грубой нецензурной форме" или "Он угрожал мне сексуальной расправой".
И есть разница в грубой нецензурной брани для учительницы словесности, там и "дуры" хватит за глаза, и для сотрудника ППС, которого вообще ничем не удивишь.
То есть, подведя к общему знаменателю, язык должен быть подвергнут: (слайд №13
- унификации;
- стандартизации, при которой все субъективное, эмоциональное, диалектное из речи сознательно изымается;
- формированию «инвариантной», понятийной и логической речи.
В чем сомнения?
в определении русского языка как государственного и его норм;
─ в понимании его статуса относительно других государственных языков, языков республик в составе Российской Федерации;
─ в исполнении Закона о государственном языке.
И вот эти ножницы дают широкий простор для нарушения норм литературного языка. Здесь очень важно видеть четкую грань между допустимым и явным нарушением. Например, большинство топонимов на диалектной основе.(слайды № 14-17)
К тому же часть лингвистов выделяют особый сектор языка – язык рекламы. Что это нарушение норм литературного языка ? Или же проявление творчества? На этот вопрос нет однозначного ответа. А соответственно и нас ставит в некое затруднительное положение при объяснении.(слайды № 18-23)
Но мы все-таки должны идти от того , что :
- Теория государственного языка требует совместной серьезной работы лингвистов, юристов и др. специалистов;
- Сферы использования русского языка в качестве государственного требуют либо пересмотра, либо серьезных оговорок с учетом их коммуникативной функции;
- Следует создавать бюро или лаборатории государственного языка, повышать ответственность за несоблюдение Закона о русском языке как государственном. (слайд № 25)
Ведь еще М.Л. Магницкий в «Кратком руководстве к деловой и государственной словесности для чиновников, вступающих в службу» писал в 1835 году : «Государственный язык чистый, сильный и приятный сделался необходимым. Отличным дарованиям открылось обширное поле и верный путь к возвышению». «Для Службы гражданской или военной, к которой себя предназначают <студенты>, изучение правил делового слога должно быть необходимым и одним из Главных предметов классической словесности». В противном случае мы видим такой перл.(слайд № 26)
И хочется закончить всем известными словами М.В. Ломоносова. « Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично.
Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». (Ломоносов, 1950–1959, с. 391(слайд № 27)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации"
"Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации"...
Государственная политика Российской Федерации в социальной сфере: необходимость и пределы государственного регулирования
В данной работе рассмотрены особенности государственной политики Российской Федерации в социальной сфере, исследованы необходимость и пределы государственного регулирования (по состоянию на 2012 год)....
Русский язык - государственный язык РФ
Презентация к уроку в 9 классе по теме:"Русский язык - государственный язык РФ"....
Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года
региональный компонент на уроках музыки...
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва накануне Дня Космонавтики
Уважаемые Коллеги, Вашему Вниманию предлагается сценарий торжественной церемонии накануне Дня Космонавтики....
Сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государственного гимна Российской Федерации и Гимна Республики Тыва, прохождения военным маршем и шествия Бессмертного полка школы №
Уважаемые коллеги, Вашему Вниманию предлагается уникальный сценарий торжественной церемонии выноса Государственного флага Российской Федерации и флага Республики Тыва, исполнения Государств...