Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, УМК М.М.Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5klass_russkiy.docx | 47.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику «Русский язык», авторов М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова, который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС.
При составлении данной рабочей программы
были учтены требования официальных нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Конвенции о правах ребенка,
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577
- Программы курса русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора М.М.Разумовской. – М. Дрофа, 2009г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по русскому языку.
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи
Результаты освоения программы
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
- Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
- Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Раздел 5. Общие сведения о языке
- Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
- Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
- Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Примечания |
1 | О языке и речи Зачем человеку нужен язык. | 1 | |
2 | Что мы знаем о русском языке. | 1 | |
3 | Что такое речь. | 1 | |
4 | Речь монологическая и диалогическая. Устная и письменная. | 1 | |
5 | Повторение. Фонетика и графика. Звуки и буквы. Алфавит. | 1 | |
6 | Что обозначают буквы е,ё,ю,я. | 1 | |
7 | Фонетический разбор слова. | 1 | |
8 | Входной контроль. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | |
9 | Анализ диктанта. | 1 | |
10 | Что такое текст. | 1 | |
11 | Тема текста. | 1 | |
12 | Основная мысль текста. | 1 | |
13 | Р/р.Подробное изложение. | 1 | |
14 | Повторение. Письмо. Орфография. Зачем людям письмо. | 1 | |
15 | Орфография. Нужны ли правила? | 1 | |
16 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения гласных звуков. | 1 | |
17 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения согласных звуков. | 1 | |
18 | Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу,нч, чн, чк, нщ, щн, рщ. | 1 | |
19 | Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. | 1 | |
20 | Разделительные Ь и Ъ. | 1 | |
21 | Не с глаголами. | 1 | |
22 | Написание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 1 | |
23 | Строение слова. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. | 1 | |
24 | Как образуются формы слова. | 1 | |
25 | Слово как часть речи. Самостоятельные части речи. | 1 | |
26 | Как изменяются имена существительные, прилагательные и глаголы. | 1 | |
27 | Служебные части речи. | 1 | |
28 | Текст (продолжение). От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. | 1 | |
29 | Абзац как часть текста. | 1 | |
30 | Обобщающий урок по теме «Повторение» | 1 | |
31 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | |
32 | Анализ диктанта. | 1 | |
33 | Р/р. Изложение, близкое к тексту. | 1 | |
34 | Анализ изложения. | 1 | |
35 | Систематический курс русского языка. Фонетика.Орфоэпия. Что изучает фонетика. | 1 | |
36 | Звуки гласные и согласные. | 1 | |
37 | Слог, ударение. | 1 | |
38 | Что изучает орфоэпия. | 1 | |
39 | Произношение ударных и безударных звуков. | 1 | |
40 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор. | 1 | |
41 | Обобщающий урок по теме «Фонетика.Орфоэпия» | 1 | |
42 | Контрольная работа. | 1 | |
43 | Анализ контрольной работы | 1 | |
44 | Лексика.Словообразование.Правописание. Как определить лексическое значение слова. | 1 | |
45 | Сколько лексических значений имеет слово. | 1 | |
46 | Когда слово употребляется в переносном значении. | 1 | |
47 | Как пополняется словарный состав языка. | 1 | |
48 | Как образуются слова в русском языке. | 1 | |
49 | Р/р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща» | 1 | |
50 | Анализ сочинения. | 1 | |
51 | Чередование гласных и согласных в корне слова. | 1 | |
52-53 | Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-) | 2 | |
54 | Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов. | 1 | |
55 | Чем отличаются друг от друга омонимы. | 1 | |
56 | Что такое профессиональные и диалектные слова. | 1 | |
57 | О чем рассказывают устаревшие слова | 1 | |
58 | Употребление в речи этикетных слов. | 1 | |
59 | Правописание приставок | 1 | |
60 | Буквы И-Ы после Ц. | 1 | |
61 | Стили речи. Что изучает стилистика. | 1 | |
62 | Разговорная и книжная речь. | 1 | |
63 | Художественная и научно-деловая речь. | 1 | |
64 | Обобщение по теме «Лексика. Словообразование. Правописание» | 1 | |
65 | Контрольный диктант | 1 | |
66 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |
67 | Синтаксис и пунктуация. Что изучает синтаксис и пунктуация. | 1 | |
68 | Словосочетание. | 1 | |
69 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложения по цели высказывания. | 1 | |
70 | Восклицательные предложения. | 1 | |
71 | Главные члены предложения. | 1 | |
72 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
73 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | |
74 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |
75 | Дополнение. | 1 | |
76 | Определение. | 1 | |
77 | Обстоятельство. | 1 | |
78 | Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены предложения» | 1 | |
79 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
80 | Однородные члены предложения. | 1 | |
81 | Обобщающее слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 | |
82 | Обращение. | 1 | |
83 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | |
84 | Р/р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима» | 1 | |
85 | Анализ сочинения. | 1 | |
86-87 | Сложное предложение. | 2 | |
88-89 | Прямая речь. | 2 | |
90 | Диалог | 1 | |
91 | Р/р. Изложение | 1 | |
92 | Анализ изложения. | 1 | |
93 | Типы речи. Что такое тип речи. | 1 | |
94 | Описание. Повествование. Рассуждение. | 1 | |
95 | Оценка действительности. | 1 | |
96 | Строение текста типа рассуждение-доказательство. | 1 | |
97 | Обобщение по теме «Синтаксис» | 1 | |
98 | Контрольный диктант. | 1 | |
99 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
100 | Морфология. Правописание. Глагол. Что обозначает глагол. | 1 | |
101 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. | 1 | |
102 | Словообразование глаголов. | 1 | |
103 | Вид глагола. | 1 | |
104-105 | Корни с чередованием букв Е-И | 2 | |
106 | Инфинитив. | 1 | |
107 | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 1 | |
108 | Наклонение глагола. | 1 | |
109 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. | 1 | |
110 | Как образуется повелительное наклонение. | 1 | |
111 | Времена глагола. | 1 | |
112-113 | Спряжение глагола. Лицо и число. | 2 | |
114-116 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 3 | |
117-119 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | 3 | |
120 | Строение текста. Как связываются предложения в тексте. | 1 | |
121 | «Данное» и «новое» в предложениях. | 1 | |
122 | Строение текста типа повествование | 1 | |
123 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | |
124 | Контрольный диктант. | 1 | |
125 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
126 | Имя существительное. Что обозначает имя существительное. | 1 | |
127 | Словообразование имен существительных. | 1 | |
128-129 | Употребление суффиксов –чик-, -щик- | 2 | |
130-131 | Употребление суффиксов –ек-, -ик-(-чик-) | 2 | |
132-133 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными | 2 | |
134 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | |
135 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |
136 | Род имен существительных. | 1 | |
137 | Имена существительные общего рода. | 1 | |
138 | Род несклоняемых имен существительных. | 1 | |
139 | Р/р. Изложение | 1 | |
140 | Анализ изложения. | 1 | |
141 | Число имен существительных. | 1 | |
142 | Падеж имен существительных. | 1 | |
143-144 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 2 | |
145 | Употребление имен существительных в речи. | 1 | |
146 | Обобщение по теме «Имя существительное» | 1 | |
147 | Контрольная работа | 1 | |
148 | Анализ контрольной работы. | 1 | |
149 | Строение текста типа описание. | 1 | |
150 | Соединение типов речи в тексте | 1 | |
151 | Р/р.Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке» | 1 | |
152 | Анализ сочинения. | 1 | |
153-154 | Имя прилагательное. Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | 2 | |
155-156 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 2 | |
157 | Словообразование имен прилагательных. | 1 | |
158 | Прилагательные полные и краткие. | 1 | |
159 -160 | Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. | 2 | |
161 | Как образуется сравнительная степень имен прилагательных | 1 | |
162 | Как образуется превосходная степень имен прилагательных. | 1 | |
163 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
164 | Контрольный диктант | 1 | |
165 | Анализ диктанта | 1 | |
166-168 | Повторение и обобщение. | 1 | |
169 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
170 | Анализ. Итоги года. | 1 | |
Тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...