Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Наталья Александровна Бережная

Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, УМК М.М.Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_russkiy.docx47.33 КБ

Предварительный просмотр:

                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа создана на основе  федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Программа составлена по учебнику  «Русский язык», авторов М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова,  который нацеливает на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением ФГОС.

При составлении данной рабочей программы

были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Конвенции о правах ребенка,
  •  Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015.№1576 и от 31.12.2015 №1577     
  • Программы курса русского языка для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, автора М.М.Разумовской. – М. Дрофа, 2009г. Программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования и стандартом среднего (полного) общего образования по русскому языку.
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ в рамках ФГОС МОУ СОШ №43 г.Борзи

Результаты освоения программы  

 

 Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

                                                  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Тематическое планирование

                                             

№п/п

Тема

Кол-во часов

Примечания

1

О языке и речи

Зачем человеку нужен язык.

1

2

Что мы знаем о русском языке.

1

3

Что такое речь.

1

4

Речь монологическая и диалогическая. Устная и письменная.

1

5

Повторение. Фонетика и графика.

Звуки и буквы. Алфавит.

1

6

Что обозначают буквы е,ё,ю,я.

1

7

Фонетический разбор слова.

1

8

Входной контроль. Диктант с грамматическим заданием.

1

9

Анализ диктанта.

1

10

Что такое текст.

1

11

Тема текста.

1

12

Основная мысль текста.

1

13

Р/р.Подробное изложение.

1

14

Повторение. Письмо. Орфография.

Зачем людям письмо.

1

15

Орфография. Нужны ли правила?

1

16

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения гласных звуков.

1

17

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения согласных звуков.

1

18

Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу,нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.

1

19

Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.

1

20

Разделительные Ь и Ъ.

1

21

Не с глаголами.

1

22

Написание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

23

Строение слова.

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.

1

24

Как образуются формы слова.

1

25

Слово как часть речи.

Самостоятельные части речи.

1

26

Как изменяются имена существительные, прилагательные и глаголы.

1

27

Служебные части речи.

1

28

Текст (продолжение).

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

1

29

Абзац как часть текста.

1

30

Обобщающий урок по теме «Повторение»

1

31

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

32

Анализ диктанта.

1

33

Р/р. Изложение, близкое к тексту.

1

34

Анализ изложения.

1

35

Систематический курс русского языка. Фонетика.Орфоэпия.

Что изучает фонетика.

1

36

Звуки гласные и согласные.

1

37

Слог, ударение.

1

38

Что изучает орфоэпия.

1

39

Произношение ударных и безударных звуков.

1

40

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор.

1

41

Обобщающий урок по теме «Фонетика.Орфоэпия»

1

42

Контрольная работа.

1

43

Анализ контрольной работы

1

44

Лексика.Словообразование.Правописание.

Как определить лексическое значение слова.

1

45

Сколько лексических значений имеет слово.

1

46

Когда слово употребляется в переносном значении.

1

47

Как пополняется словарный состав языка.

1

48

Как образуются слова в русском языке.

1

49

Р/р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща»

1

50

Анализ сочинения.

1

51

Чередование гласных и согласных в корне слова.

1

52-53

Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-)

2

54

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов.

1

55

Чем отличаются друг от друга омонимы.

1

56

Что такое профессиональные и диалектные слова.

1

57

О чем рассказывают устаревшие слова

1

58

Употребление в речи этикетных слов.

1

59

Правописание приставок

1

60

Буквы И-Ы после Ц.

1

61

Стили речи. Что изучает стилистика.

1

62

Разговорная и книжная речь.

1

63

Художественная и научно-деловая речь.

1

64

Обобщение по теме «Лексика. Словообразование. Правописание»

1

65

Контрольный диктант

1

66

Анализ контрольного диктанта

1

67

Синтаксис и пунктуация.

Что изучает синтаксис и пунктуация.

1

68

Словосочетание.

1

69

Предложение. Интонация предложения. Виды предложения по цели высказывания.

1

70

Восклицательные предложения.

1

71

Главные члены предложения.

1

72

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

73

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

74

Второстепенные члены предложения.

1

75

Дополнение.

1

76

Определение.

1

77

Обстоятельство.

1

78

Контрольная работа по теме: «Второстепенные члены предложения»

1

79

Анализ контрольной работы.

1

80

Однородные члены предложения.

1

81

Обобщающее слово перед однородными членами предложения. Двоеточие после обобщающего слова.

1

82

Обращение.

1

83

Синтаксический разбор простого предложения.

1

84

Р/р. Сочинение по картине К.Ф.Юона «Русская зима»

1

85

Анализ сочинения.

1

86-87

Сложное предложение.

2

88-89

Прямая речь.

2

90

Диалог

1

91

Р/р. Изложение

1

92

Анализ изложения.

1

93

Типы речи. Что такое тип речи.

1

94

Описание. Повествование. Рассуждение.

1

95

Оценка действительности.

1

96

Строение текста типа рассуждение-доказательство.

1

97

Обобщение по теме «Синтаксис»

1

98

Контрольный диктант.

1

99

Анализ контрольного диктанта.

1

100

Морфология. Правописание.

Глагол.

Что обозначает глагол.

1

101

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами.

1

102

Словообразование глаголов.

1

103

Вид глагола.

1

104-105

Корни с чередованием букв Е-И

2

106

Инфинитив.

1

107

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

108

Наклонение глагола.

1

109

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола.

1

110

Как образуется повелительное наклонение.

1

111

Времена глагола.

1

112-113

Спряжение глагола. Лицо и число.

2

114-116

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

3

117-119

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

3

120

Строение текста. Как связываются предложения в тексте.

1

121

«Данное» и «новое» в предложениях.

1

122

Строение текста типа повествование

1

123

Обобщение по теме «Глагол»

1

124

Контрольный диктант.

1

125

Анализ контрольного диктанта.

1

126

Имя существительное.

Что обозначает имя существительное.

1

127

Словообразование имен существительных.

1

128-129

Употребление суффиксов –чик-, -щик-

2

130-131

Употребление суффиксов –ек-, -ик-(-чик-)

2

132-133

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными

2

134

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

135

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

136

Род имен существительных.

1

137

Имена существительные общего рода.

1

138

Род несклоняемых имен существительных.

1

139

Р/р. Изложение

1

140

Анализ изложения.

1

141

Число имен существительных.

1

142

Падеж имен существительных.

1

143-144

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

2

145

Употребление имен существительных в речи.

1

146

Обобщение по теме «Имя существительное»

1

147

Контрольная работа

1

148

Анализ контрольной работы.

1

149

Строение текста типа описание.

1

150

Соединение типов речи в тексте

1

151

Р/р.Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на сером волке»

1

152

Анализ сочинения.

1

153-154

Имя прилагательное.

Что обозначает имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

2

155-156

Правописание окончаний имен прилагательных.

2

157

Словообразование имен прилагательных.

1

158

Прилагательные полные и краткие.

1

159 -160

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных.

2

161

Как образуется сравнительная степень  имен прилагательных

1

162

Как образуется превосходная степень имен прилагательных.

1

163

Обобщение по теме «Имя прилагательное»

1

164

Контрольный диктант

1

165

Анализ диктанта

1

166-168

Повторение и обобщение.

1

169

Итоговая контрольная работа.

1

170

Анализ. Итоги года.

1

                           

                                             

               Тематическое  планирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...