Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.
презентация урока для интерактивной доски по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_russkomu_yazyku.pptx | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу", а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями , без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.
Важнейший принцип деятельностного подхода заключается в том, чтобы «научить ребёнка учиться». То есть теперь знания приобретаются только в деятельности, а за умениями, навыками, развитием и воспитанием личности ребёнка стоит действие.
Обучение русскому языку сегодня не может быть сведено к обучению орфографии и пунктуации – сейчас это понимают все. Углубляется лингвистическая составляющая курса русского языка, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: * Мотивацию к учебной деятельности; * Актуализацию знаний; *Проблемное объяснение нового знания; * Первичное закрепление во внешней речи; * Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); *Включение нового знания в систему знаний и повторение; * Рефлексия.
Мотивация Мотивацию учения можно рассматривать как предпосылку, условие и как результат учебной деятельности. Учителю необходимо так организовать учебно-познавательную деятельность, чтобы учащиеся сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, решить проблему, применить полученные знания на практике. Для мотивации учащихся важно продумать начало урока, подобрать такие слова, цитаты из текста произведений, задания, чтобы проблемы урока стали личностно значимы для ученика.
Легенда. Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как было указано в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «поставить статую золотую пику держащую» Подумайте, как мог разрешиться этот спор? Имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение? Предложите ваши варианты постановки знаков препинания, как изменится смысл фразы?
Известны случаи, когда от запятой зависела не только жизнь человека «казнить нельзя помиловать» , но и ход истории: Английский король Эдуард II , правивший на рубеже XIII – XIV веков, притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король был лишён трона и заключён в тюрьму, где ожидал решения своей участи. Тюремщики получили от Изабеллы предписание, в котором отсутствовали знаки препинания: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно»
«Эдуарда убить не смейте, бояться полезно» «Эдуарда убить, не смейте бояться -полезно»
Принципы русской пунктуации Грамматический (ведущий) требует, чтобы знаки препинания ставились в соответствии со структурой предложения, отражали его синтаксис. Логическое членение речи, нюансы развития мысли помогает передать смысловой принцип пунктуации.
Проблемное объяснение нового знания Задание. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. 1. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика - за их сына? ( По И.М.Подгаецкой .) 2 . Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц. В "Песне о Соколе" - в "Песни о вещем Олеге".
Самостоятельная работа с самопроверкой Медведь в бору, не зная правил, машиной персональной правил. И в елку врезался. Смех смехом. А Мишка-то едва остался с мехом. И заревел он грозно: - Надо ели срубить в бору, они мне надоели (Я. Козловский) Нет хуже удела, чем быть не у дела (Я. Козловский) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (С. Маршак)
На уроках русского языка можно выполнять логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога
Одной из форм деятельностного подхода на уроках русского языка является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Главными целями введения этого метода являются: 1. развитие интереса к предмету; 2. приобретение исследовательского опыта; 3. развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; 4.развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; 5. получение дополнительных знаний по теме; 6. развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)
Коллективные проекты На уроках русского языка учащиеся знакомятся с различными видами справочной литературы, учатся работать со словарями и создавать, по образцу собственные словари. Например, при изучении раздела «Лексика» можно организовать работу над проектом словаря морских терминов, на основе текста о морских приключениях, изучаемого на уроке литературного чтения. Работа над таким проектом поможет ученикам не только научиться работать со справочной литературой, но глубже узнать историю своей страны, увидеть мастерство поэта или писателя, воплощенное в изучаемом произведении.
Рефлексия Это одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн .
Ключевые фразы для рефлексии Мне показалось интересным… Для меня сложно… Я понял(а)… Я постараюсь запомнить… Особенно понравилось… Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно…
Филворд по литературе
Задача не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое, поэтому использую следующие приёмы и формы:
Реализация системно-деятельностного подхода способствует успешному обучению школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и в жизни. Ведущими характеристиками ученика становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения, наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.
А для учителя системно-деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе. Пед. чтения....
Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...
«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе как основа реализации ФГОС»
В статье рассматриваются вопросы реализации системно-деятельностного подхода через комплекс технологий...
Тезисы « УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »
Материал предназначен для коллег ( учителей русского языка), которые предполагают работу по учебникам, соответствующим новому ФГОСу....
Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку
Выступление на педагогическом совете из рпыта работы...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку
Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....
Презентация "Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе"
Презентация знакомит с основными современными технологиями, приемами и способами системно-деятельностного подхода в обучении...