Статья "Сохраним культуру речи"
статья по русскому языку на тему
Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык – это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Владение литературным языком – дело непростое. Русский литературный язык сложился ещё в 19 веке. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranim_kulturu_rechi.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохраним культуру речи.
Ким-оол Чечек Семеновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 г Кызыла Республики Тыва
Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык – это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Владение литературным языком – дело непростое. Русский литературный язык сложился ещё в 19 веке. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества.
Язык – зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни. Но и общественное самосознание народа. Его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Язык – сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности – в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.
Если же рассматривать язык с точки зрения его структуры, функционирования и способов овладения им (как родным, так и иностранным), то социокультурный слой, или компонент культуры, оказывается частью языка или фоном его реального бытия.
Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное. Культура речи есть показатель культуры, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Чем бережнее будет отношение к культурному наследию, накопленному человечеством, в том числе отношение к русскому языку, тем дольше сохранится культура национальная.
Язык называют сегодня одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Дар слова... Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы того или нет, - это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова - да навек ссора», «Бритва скребёт, а слово режет», «Слово пуще стрелы разит!». «Ласковое слово - что вешний день»
Хранители родной речи – учителя, писатели, представители духовенства и собиратели народных традиций – обеспокоены засорением нашего языка.
Молодое поколение с удовольствием осваивает иностранные языки. Для открытия зарубежных горизонтов им необходимы такие знания. Однако интерес к родному языку угасает. На сегодняшний день русский язык, фактически освобождённый от цензурных рамок, переживает свой собственный кризис. В период 20-ых годов в наш родной язык влилось очень много слов из преступного мира. Нынче же идёт большое употребление слов из языка наркоманов. Например, повсеместно слышащиеся слова: кайф, тусовка, крыша поехала и др. Жаргонизмы проникают во все слои общества, средства массовой информации, кино и даже литературу. Жаргонный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных. Последствием этого становится то, что школьники не осознают жаргон как таковой. Речевая дезориентация детей ведет и к речевой некомпетентности.
За поиском современного сленга нынче далеко ходить не надо. Нужно просто включить радио на высоких частотах, где ведущие, или как они себя называют - ди-джеи, соперничают между собой в «остром» слове. С появлением криминальной хроники на телевидении всепроникающие арготизмы получили доступ и туда. Либерализация языка принимает дикие формы в отношение к ругательствам, «матерному языку», который, вопреки всем грозным протестам, извечно живуч в русском устно-речевом быту. Это традиционно даже по названию «непечатное слово» сегодня появляется на страницах газет, современных произведений спектаклей. А ужаснее всего то, что урок русского языка сейчас школьниками воспринимается, скорее, как неизбежность, а не встречу с прекрасным и великим. А ведь так было не всегда. Сегодня же встает вопрос о том, как защитить нашу уникальную языковую культуру, как привить детям любовь к своему родному языку и как воспитать грамотного человека, умеющего четко, ясно и логично выражать свои мысли. Русский язык – одно из богатств, которое им передали предшествующие поколения. И что это богатство просто необходимо беречь, развивать и преумножать.
Речь – это основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации, это ведущее средство и форма общения. Чем лучше развита речь, тем легче подростку стать полноправным членом социума. Чем ярче и образнее его речь, тем больше шансов найти отклик в душе другого человека. Поэтому обучение должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.
Одна из задач учителей гуманитариев состоит в том, чтобы постоянно совершенствовать основные речевые умения учащихся на основе осмысления речевого назначения разнообразных языковых средств, помогать им в овладении нормами литературного языка, навыками речевого поведения, культурой речевого общения. Активизация взаимосвязи развития речевой компетенции с искусством на уроках призваны формировать высокую языковую культуру и художественно-эстетическое сознание современного школьника.
Для достижения необходимого уровня развития речевой компетенции учащихся надо работать над выработкой следующих речевых умений:
- Умение писать и говорить на тему.
- Умение подчинять высказывания основной мысли.
- Умение собрать материал.
- Умение систематизировать, подчинить текст логике.
- Умение подчинить высказывание определённым типам речи.
- Умение сказать точно, образно, выразительно, ярко.
- Умение совершенствовать написанное.
Для обеспечения высокого качества обучения и развития речевой компетенции в школе используются современные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, использование проектов, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), развитие критического мышления учащихся, игровые технологии и другие.
Отчуждение, возникающее в обществе, делает болезненным для многих сам процесс общения. Необходимо неустанно работать над совершенствованием и обогащением нашей речи. Пусть напутствием для каждого станут слова Д.С Лихачёва: «Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать».
Литература.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 2009.
- Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"
Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"
1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...