Контрольная работа по теме "Лексика" к учебнику А.Д, Шмелева
тест по русскому языку (6 класс) на тему
Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Тема "Лексика". Программа и учебник А.Д. Шмелева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r.leksika_6kl.shmelev.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 6 класс
1 вариант
- Укажите неверное утверждение.
а) Лексика — слова, которые даны в толковом словаре.
б) Каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение.
в) Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.
- Запишите правильный ответ одним словом. Приведите пример.
Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
- Запишите правильный ответ. Приведите пример.
Слова, которые не только обозначают предметы и явления, но и выражают отношение к ним говорящего.
- Жаргонизмы – это
а) слова, которые известны всему народу;
б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
в) слова, которые используются в речи людей определенной группы.
- Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) золотой медальон; б) пустая голова;в) говор ручья; г) хвост кометы; д) быстрый бег; е) цветущий сад.
- Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) тихий голос — тихая погода; б) идут торги — идут часы; в) счастливый брак — заводской брак.
- Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы:
1) бедная растительность - а) маленькая; б) скромная; в) пышная.
2) богатый опыт-а) ничтожный; б) убогий; в) скудный.
- Укажите, как называются выделенные слова в предложениях.
Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:
– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.
– Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей-самцов называют. А вот слова загнетка я вообще никогда не слышал.
- Подберите к словам соответствующие по употреблению слова:
1) одеть — а) пальто; б) ребенка 2) величественный – а) писатель, б) вид
3) сытный – а)обед, б) ребенок 4) глиняный – а) горшок, б) берег
- Укажите столбик а), б), в) или г), в котором буквы соответствуют пропущенным буквам в словах.
а | б | в | г | |
Посв..тить рассказ | Е | Я | Е | Я |
Разр..дил ружьё | Е | Е | Я | Я |
Сп..ши в школу | Е | И | И | Е |
Отв..рить дверь | 0 | А | А | О |
- Дайте определение фразеологизма. Приведите пример.
- Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию«очень любить»:
а) как свои пять пальцев; б) яблоку негде упасть; в) души не чаять; г) проще пареной репы;
д) носить на руках;е) положа руку на сердце.
- Запишите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова в предложении.
А) Денег у нас было очень мало.
Б) Мама вернулась с работы очень поздно и ужин приготовила быстро, без большой затраты времени.
Часть 2
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1)Был уже конец августа. (2)Денёк выдался пасмурный, даже порой слегка накрапывал дождик.
(3)Мы разбрелись неподалёку друг от друга. (4)Я держался поближе к маме. (5) Она очень хорошо умела искать грибы и как, бывало, только найдёт грибок, сейчас же подзывает меня.
(6) - Юрочка, ну-ка, подойди сюда, посмотри, нет ли тут ещё поблизости, а то я плохо вижу, как бы не пропустить.
(7)Ну конечно, я со всех ног лечу на помощь. (8)И обычно тут же, рядом смаминым, нахожу ещё и ещё грибы.
(9) - Да как же ты его не видела?! - возмущаюсь я.- Ведь совсем рядом с твоим стоял. Как же ты не заметила?(По Г. Скребицкому.)
- Из предложений 6-8 выпишите фразеологизм.
- Найдите и выпишите из текста эмоционально окрашенные слова (2-3 слова).
- Из предложений 7-9 выпишите слово со значением «приходить в негодование, испытывать крайнее недовольство».
- Из предложений 3-6 выпишите синонимы.
Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 6 класс
2 вариант
- Укажите неверное утверждение.
а) центральная единица лексикологии — слово;
б) фразеология – раздел лингвистики, который изучает слово и лексическую систему языка;
в) слово – основная единица лексикологии.
- Запишите правильный ответ одним словом. Приведите пример.
Однокоренные слова одной части речи, которые имеют разное лексическое значение.
- Запишите правильный ответ одним словом. Приведите пример.
Лексика, которая употребляется в любой сфере общения, во всех стилях речи.
- Диалектные слова – это
а) новые слова, возникающие в языке;
б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
в) слова, вошедшие в русский язык из других языков.
- Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:
а) черные мысли; б) седой старик;в) искры костра; г) рев водопада; д) тянутся дни; е) красный закат.
- Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:
а) топить печь — топить корабли; б) площадь треугольника — городская площадь; в) крутой кипяток — крутой характер.
- Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы:
1) волшебный голос – а) божественный; б) раздражающий; в) безропотный;
2) полный ответ – а) пустой; б) частичный; в)жирный.
- Напишите, как называются выделенные слова в предложениях.
Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться. Давай только без закидонов, ладно?
- Подберите к словам соответствующие по употреблению слова:
1) надеть — а) перчатки; б) больного 2) отборочный – а) кофе, б) матч
3) необразованный – а) невежа, б) невежда 4) каменистый – а) склон, б) дом
- Укажите столбик а), б), в) или г), в котором буквы соответствуют пропущенным буквам в словах.
а | б | в | г | |
Пос..деть рядом | И | И | Е | Е |
Пол..скать бельё | О | А | О | А |
Прим..рять платье | Е | Е | И | И |
Разв..вается флаг | Е | Е | Е | И |
- Дайте определение фразеологизма. Приведите пример.
- Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию «очень быстро»:
а) как с гуся вода; б) хоть пруд пруди;в) пуд соли съесть;г) сломя голову;
д) вытягиваться в струнку;е) во весь дух.
- Запишите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова в предложении.
А)Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних.
Б) Вася целый вечер думал над задачей.
Часть 2
Прочитайте текст. Выполните задания.
(1)Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, и совсем опустили руки. (2)Он обворовывал нас каждую ночь. (3)Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. (4)Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (5)Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. (6)Звали его за глаза Ворюгой.
(7)Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (8)Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. (9)Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.
…..… (10) Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
(По К. Паустовскому.)
- Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.
- Найдите и выпишите из текста эмоционально окрашенные слова (2-3 слова).
- Из предложений 7-9 выпишите слово со значением «помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе».
- Как называется приём, используемый в тексте: «обворовывал», «воровал»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа для 8кл. Учебник Афанасьевой
Контрольная работа направлена контроль лексики и грамматики...
Полугодовая контрольная работа 5 класс учебник Биболетова М.З.
В контрольной работе 8 заданий, в виде тестов. Задания на проверку знания лексики, грамматики за 1 полугодие, задания по чтению....
Контрольные работы 6 класс учебник Мордкович
Контрольные работы 6 класс учебник Мордкович...
Контрольная работа. Тема: "Профессии". Учебник "Немецкий язык", 5 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова
Материал позволит закрепить лексический и грамматический материал...
Контрольная работа. Тема: "Город". Учебник "Немецкий язык", 5 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова
Материал позволит систематизировать и повторить лексику и грамматику, а также будет способствовать развитию навыков письменной речи....
Контрольная работа №1 к учебнику Радужный английский 7 класс
Я предлагаю свою версию лексико-грамматического теста для проверки уровня усвоения лексического и грамматического материала Раздела 1 УМК Радужный английский для 7 класса...
Подготовка к контрольной работе №2 к учебнику Петерсон Л.Г. математика 6 класс
Подготовка к контрольной работе №2 к учебнику Петерсон Л.Г. математика 6 класс .Материал можно использовать для повторения в 7 классе на уроке математики в разделе ...