Контрольная работа по теме "Лексика" к учебнику А.Д, Шмелева
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Контрольная работа по русскому языку. 6 класс. Тема "Лексика". Программа и учебник А.Д. Шмелева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r.leksika_6kl.shmelev.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

1 вариант

  1. Укажите неверное утверждение.

а) Лексика — слова, которые даны в толковом словаре.

б) Каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение.

в) Слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений.

  1. Запишите правильный ответ одним словом. Приведите пример.

Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.

  1. Запишите правильный ответ. Приведите пример.

Слова, которые не только обозначают предметы и явления, но и выражают отношение к ним говорящего.

  1. Жаргонизмы – это

а) слова, которые известны всему народу;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, которые используются в речи людей определенной группы.

  1. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) золотой медальон; б) пустая голова;в) говор ручья;  г) хвост кометы;  д) быстрый бег; е) цветущий сад.

  1. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) тихий голос — тихая погода; б) идут торги — идут часы; в) счастливый брак — заводской брак.

  1. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы:

1) бедная   растительность  -  а) маленькая; б) скромная;  в) пышная.

2) богатый опыт-а) ничтожный; б) убогий;  в) скудный.

  1. Укажите, как называются выделенные слова в предложениях.

Утром бабушка затопила печь и говорит Андрюше:

– Внучек, возьми там под загнеткой рогач и подай мне.

– Бабушка! А что это такое – загнетка и рогач? Я знаю, у нас на Севере рогачами оленей-самцов называют. А вот слова загнетка я вообще никогда не слышал.

  1. Подберите к словам соответствующие по употреблению слова:

1) одеть — а) пальто;  б) ребенка   2) величественный – а) писатель, б) вид

3) сытный – а)обед, б) ребенок        4) глиняный – а) горшок, б) берег

  1. Укажите столбик а), б), в) или г), в котором буквы соответствуют пропущенным буквам в словах.

а

б

в

г

Посв..тить рассказ

Е

Я

Е

Я

Разр..дил ружьё

Е

Е

Я

Я

Сп..ши в школу

Е

И

И

Е

Отв..рить дверь

0

А

А

О

  1. Дайте определение фразеологизма. Приведите пример.
  2. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию«очень любить»:

а) как свои пять пальцев;  б) яблоку негде упасть;   в) души не чаять;   г) проще пареной репы;

д) носить на руках;е) положа руку на сердце.

  1. Запишите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова в предложении.

А) Денег у нас было очень мало.

Б) Мама вернулась с работы очень поздно и ужин приготовила быстро, без большой затраты времени.

Часть 2

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1)Был уже конец августа. (2)Денёк выдался пасмурный, даже порой слегка накрапывал дождик.

(3)Мы разбрелись неподалёку друг от друга. (4)Я держался поближе к маме. (5) Она очень хорошо умела искать грибы и как, бывало, только найдёт грибок, сейчас же подзывает меня.

(6) - Юрочка, ну-ка, подойди сюда, посмотри, нет ли тут ещё поблизости, а то я плохо вижу, как бы не пропустить.

(7)Ну конечно, я со всех ног лечу на помощь. (8)И обычно тут же, рядом смаминым, нахожу ещё и ещё грибы.

(9)  - Да как же ты его не видела?! - возмущаюсь я.- Ведь совсем рядом с твоим стоял. Как же ты не заметила?(По Г. Скребицкому.)

  1. Из предложений 6-8 выпишите фразеологизм.
  2. Найдите и выпишите из текста эмоционально окрашенные слова (2-3 слова).
  3. Из предложений 7-9 выпишите слово со значением «приходить в негодование, испытывать крайнее недовольство».
  4. Из предложений 3-6 выпишите синонимы.

Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология» 6 класс

2 вариант

  1. Укажите неверное утверждение.

а) центральная единица лексикологии — слово;

б) фразеология – раздел лингвистики, который изучает слово и лексическую систему языка;

в) слово – основная единица лексикологии.

  1. Запишите правильный ответ одним словом. Приведите пример.

Однокоренные слова одной части речи, которые имеют разное лексическое значение.

  1. Запишите правильный ответ одним словом. Приведите пример.

Лексика, которая употребляется в любой сфере общения, во всех стилях речи.

  1. Диалектные слова – это

а) новые слова, возникающие в языке;

б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;

в) слова, вошедшие в русский язык из других языков.

  1. Укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении:

а) черные мысли;  б) седой старик;в) искры костра;   г) рев водопада;   д) тянутся дни;   е) красный закат.

  1. Найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами:

а) топить печь — топить корабли; б) площадь треугольника — городская площадь; в) крутой кипяток — крутой характер.

  1. Подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы:

1) волшебный голос – а) божественный; б) раздражающий;  в) безропотный;

2) полный ответ – а) пустой; б) частичный; в)жирный.

  1. Напишите, как называются выделенные слова в предложениях.

Слушай сюда, дело глухо, надо сматываться.  Давай только без закидонов, ладно?

  1. Подберите к словам соответствующие по употреблению слова:

1) надеть — а) перчатки;  б) больного   2) отборочный – а) кофе, б) матч

3) необразованный – а) невежа, б) невежда        4) каменистый – а) склон, б) дом

  1. Укажите столбик а), б), в) или г), в котором буквы соответствуют пропущенным буквам в словах.

а

б

в

г

Пос..деть рядом

И

И

Е

Е

Пол..скать  бельё

О

А

О

А

Прим..рять платье

Е

Е

И

И

Разв..вается флаг

Е

Е

Е

И

  1. Дайте определение фразеологизма. Приведите пример.
  2. Укажите фразеологизмы — синонимы к словосочетанию «очень быстро»:

а) как с гуся вода;  б) хоть пруд пруди;в) пуд соли съесть;г) сломя голову;

д) вытягиваться в струнку;е) во весь дух.

  1. Запишите фразеологизм, которым можно заменить выделенные слова в предложении.

А)Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних.

Б) Вася целый вечер думал над задачей.

Часть 2

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1)Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, и совсем опустили руки. (2)Он обворовывал нас каждую ночь. (3)Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. (4)Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. (5)Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит. (6)Звали его за глаза Ворюгой.

(7)Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (8)Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. (9)Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.

…..…  (10) Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

(По К. Паустовскому.)

  1. Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.
  2. Найдите и выпишите из текста эмоционально окрашенные слова (2-3 слова).
  3. Из предложений 7-9 выпишите слово со значением «помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе».
  4. Как называется приём, используемый в тексте: «обворовывал», «воровал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа для 8кл. Учебник Афанасьевой

Контрольная работа направлена контроль  лексики и грамматики...

Полугодовая контрольная работа 5 класс учебник Биболетова М.З.

В контрольной работе 8 заданий, в виде тестов. Задания на проверку знания лексики, грамматики за 1 полугодие, задания по чтению....

Контрольные работы 6 класс учебник Мордкович

Контрольные работы 6 класс учебник Мордкович...

Контрольная работа. Тема: "Профессии". Учебник "Немецкий язык", 5 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова

Материал позволит закрепить лексический и грамматический материал...

Контрольная работа. Тема: "Город". Учебник "Немецкий язык", 5 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.И. Рыжова

Материал позволит систематизировать и повторить лексику и грамматику, а также будет способствовать развитию навыков письменной речи....

Контрольная работа №1 к учебнику Радужный английский 7 класс

Я предлагаю свою версию лексико-грамматического теста для проверки уровня усвоения лексического и грамматического материала Раздела 1 УМК Радужный английский для 7 класса...

Подготовка к контрольной работе №2 к учебнику Петерсон Л.Г. математика 6 класс

Подготовка к контрольной работе №2 к учебнику  Петерсон Л.Г. математика 6 класс .Материал можно  использовать  для  повторения в 7 классе на уроке  математики  в разделе ...