Растительные привязанности русских
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

 Растительные привязанности русских. Реалии русской культуры. Концепт "берёзы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastitelnye_privyazannosti_russkih.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Реалии русской культуры. Растительные привязанности русских.

Оборудование: картины с видами березы, стенд «Нет дерева сердцу милей»,

                          тексты Жукова                                              

-Целью нашего урока является ознакомление с терминами «реалия», «ассоциативное поле»; знакомство с наиболее почитаемыми и символичными в русской культуре растениями; показать, что цветы, деревья, животные могут воплощать черты национального характера народов разных стран, их почитающих.

-И, конечно же, вся наша работа на уроке направлена на подготовку к централизованному тестированию, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы.

-Итак, тема нашего урока «Реалии русской культуры». Что такое «реалии»?

                Реалии – слова и словосочетания, называющие объекты, характерные    

                для жизни одного народа и чуждые другому.

-Какие реалии русской культуры вам известны?

                /русская зима, баня, береза, водка, русский медвежонок /

-Что такое ассоциативное поле?

                 Ассоциативное поле – «совокупность ассоциативных представлений,

                 Так или иначе связанных с данным словом» /О.С.Ахманова /

-Национальное своеобразие языковой картины мира проявляется уже в способах называния предметов окружающего мира. Ср.  рус. шиповник – шипы, баш. големеш – цветы+плоды.

Одна из выпускниц 2 года вела научно-исследовательскую работу по теме «Реалии русской культуры». Обобщив всю литературу, она пришла к выводу, что реалии русской культуры можно разделить на несколько групп:

1.Реалии, обозначающие орудия труда.

2.Реалии, обозначающие предметы быта.

3.Реалии, обозначающие явления природы.

-Сегодня мы поговорим о растительных привязанностях русских. Эпиграфом к уроку взяты слова В.Лазарева, в которых мы узнаем о самом почитаемом русскими дереве:

                     Я трогаю русые косы,

                     Ловлю твой задумчивый взгляд.

                     Не спят под Москвою березы,

                     В Париже каштаны не спят.

-Какие же растения почитаемы в других странах?

Во Франции?                                                    /каштаны/

В Канаде?                                                         /клен, сосна /

В Голландии?                                                   /тюльпан /

В Китае?                                                           /рис, хризантема, лотос /

В Греции?                                                         /мирт, оливковое дерево /

В Австралии?                                                   /эвкалипт, акация /

В Башкортостане?                                           /цветок курая /

                    Мирт – вечнозеленый южный кустарник или дерево с белыми

                    душистыми цветами.

                    Олива – вечнозеленое дерево /маслина культурная /

                    Эвкалипт – достигающее гигантских размеров южное дерево            

                    семейства миртовых, древесина, кора и листья которого являются

                    ценным промышленным и лекарственным сырьем.

-Да, чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это поэтическое образное воплощение японского национального характера. В цветах японской весны народная поэзия находит черты своего лирического героя: чистоту и ширь душевных порывов, жизнелюбие вместе с готовностью к самопожертвованию.              

     Чтобы понять душу Великобритании, нужно вдохнуть аромат розы, нарцисса, укол острых шипов чертополоха. В цветах Англии народ отразил свой национальный характер: строгость, холодность и изысканность, верность традициям и любовь к родной земле.

     Чтобы понять душу России, нужно пройти по березовой роще, почувствовать мелодичное покачивание нежно-зеленых листьев, заглянуть в сад и вдохнуть аромат цветущей калины и рябины, а в поле увидеть скромные стебельки синеглазых васильков.

-А еще какие растения любимы русским народом? Почему?

-Но главное место занимает русская береза. Обратите внимание: ни одна картина, ни одна фотография не оставляет в стороне русскую березу, она всегда в центре внимания. А сколько песен, стихотворений сложено о березе?! Давайте вспомним некоторые из них.

-Выступления учащихся.

-Береза словно осеняет всю жизнь русского человека. Она освещала жилище /лучина /, согревала /березовые дрова /, мыла /веник, с которым ходили в баню/, лечила /березовый сок как целительный напиток/.

-Послушайте стихотворение Олега Шестинского «Без березы не мыслю России»:

Без березы не мыслю России, -

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы – вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтобы были березы в ногах.

Потому, знать, березы весною

Человеческой жизнью живут;

То смеются зеленой листвою,

То сережками слезы прольют.

-А теперь обратимся к тексту Н.Жукова. Прочитайте выразительно текст.

«Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют по всей земле.

      Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую работу...

     А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…

     Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство – и в душе любовно обнимешь это дерево как самое близкое и дорогое».

-Какая строчка текста может быть вынесена в заглавие? / «Какое русское, милое дерево!» /

-Определите стиль и тип текста.

/Художественный, рассуждение с элементами описания /

-Определите пафос /эмоциональную тональность / фрагмента, найдите ключевые слова.

/светлое, радостное настроение – радуют, светлоокую, любовно обнимаешь и т.д. /

-Расскажите, как вы представили себе автора-повествователя. Почему так близка автору русская береза?

-Какие образы и сравнения используются автором для создания реалии береза?

/ бабий ситцевый платок – и у Блока в  стихотворении «Россия» читаем:

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей;

побеленная хата, курочка ряба; молоко; мозолистые крестьянские руки; девичья красота /

-Как вы думаете, почему именно береза стала символом русской девушки, невесты?

/чистота, нежность, стройность /

-Итак, береза в русском сознании ассоциируется прежде всего с образом Родины и девушки-невесты. Совпадают ли данные ассоциации с ассоциациями башкирского народа? Докажите примерами.

/ чтение стихотворений на башкирском языке, вывод о том, что  у башкир береза является символом чистоты, одиночества, печали /

-Да, береза – источник вдохновения для живописцев, для поэтов и писателей, для каждого русского человека, ведь она раскрывает самую главную особенность русской души – широту и богатство.

-А теперь предлагаю вам поработать над текстом, незнакомым вам. Я читаю фрагмент, вы для себя запишите реалии американской культуры, природы /ключевые слова /

«Как известно, книги капитана Майн Рида были излюбленным чтением русских мальчиков…Владея английским с колыбельных дней, я мог наслаждаться «Безглавым всадником» в оригинале. Бывшее у меня издание /вероятно, лондонское / осталось стоять на полке памяти в виде пухлой книги в красном коленкоровом переплете. Я помню постепенную гибель этого защитного листика, который сперва начал складываться неправильно, по уродливой диагонали, а затем изорвался; самую же картинку, как бы выгоревшую от солнца жаркого отроческого воображения, я вспомнить не могу; верно, на ней изображался несчастный брат Луизы, два-три койота, кактусы, колючий мескит, - и вот, вместо той картины вижу в окно ранчо всамделишную юго-западную пустыню с кактусами, нежно-жалобный крик венценосной Гамбелевой куропаточки и преисполняюсь чувством каких-то небывалых свершений и наград».

-Творческая работа. Письменный ответ на вопрос: какие особенности американского характера раскрываются через эти реалии?

-Чтение текстов учащимися.

-Обобщение.

     Итак, если внимательно всмотреться к художественному слову, можно заметить, что любое слово, словосочетание несет огромную информацию об истории, о народе, о стране. Изучая реалии, мы научимся любить свою страну, гордиться ею, узнаем много нового о других народах. Ведь не зная историю своего народа, историю других народов, нельзя считать себя культурным и образованным человеком. Такой может стать только уважающая традиции и обычаи разных народов личность.

Над полем, шляхом иль рекой,

Великодушные березы.

Какой вы нации? Какой?

Да никакой.

Ведь вы – деревья

И радовать должны сердца

Тем, что чужды высокомерья

И не меняете лица. / Н.Наджми /

                            ( Открытый урок на районном семинаре заместителей

                              директоров по учебной части)

              Министерство образования Республики Башкортостан

                 

                        Растительные привязанности русских

 (методическая разработка урока русского языка учителя

  русского языка и литературы МОУ СОШ№4 г. Баймака

                     Каримовой Флиды Фагимовны)

                                           

                                               Баймак -2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у школьников привязанности к семье»

В работе школы с родителями должна решаться важная задача- укрепление семейных уз школьников с родителями. Учителя должны знать, что какой бы не был трудный ученик, к его сердцу можно найти ключик тол...

Ольга Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь

Ольга Писарик - мать четверых детей, нынешняя жительница Канады, которая решила изложить доступным языком труды канадского психолога Гордона Ньюфелда....

Отношения привязанности матери и ребенка, их влияние на последующее развитие личности

Влияние матери на формирование и развитие личности ребенка в значительной степени определяет в будущем успешность прохождения им процесса социализации и последующей социальной адаптации. Для объяснени...

Признаки нарушения привязанности

Данная статья опубликована в журнале "Приемная семья" №3, 2016...

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".

Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия"....

Травма привязанности у младенцев.

Детские травмы, полученные  в результате негативного жизненного опыта, накладывают отпечаток на дальнейшее поведение ребёнка. ...