Растительные привязанности русских
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Растительные привязанности русских. Реалии русской культуры. Концепт "берёзы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnye_privyazannosti_russkih.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Реалии русской культуры. Растительные привязанности русских.
Оборудование: картины с видами березы, стенд «Нет дерева сердцу милей»,
тексты Жукова
-Целью нашего урока является ознакомление с терминами «реалия», «ассоциативное поле»; знакомство с наиболее почитаемыми и символичными в русской культуре растениями; показать, что цветы, деревья, животные могут воплощать черты национального характера народов разных стран, их почитающих.
-И, конечно же, вся наша работа на уроке направлена на подготовку к централизованному тестированию, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы.
-Итак, тема нашего урока «Реалии русской культуры». Что такое «реалии»?
Реалии – слова и словосочетания, называющие объекты, характерные
для жизни одного народа и чуждые другому.
-Какие реалии русской культуры вам известны?
/русская зима, баня, береза, водка, русский медвежонок /
-Что такое ассоциативное поле?
Ассоциативное поле – «совокупность ассоциативных представлений,
Так или иначе связанных с данным словом» /О.С.Ахманова /
-Национальное своеобразие языковой картины мира проявляется уже в способах называния предметов окружающего мира. Ср. рус. шиповник – шипы, баш. големеш – цветы+плоды.
Одна из выпускниц 2 года вела научно-исследовательскую работу по теме «Реалии русской культуры». Обобщив всю литературу, она пришла к выводу, что реалии русской культуры можно разделить на несколько групп:
1.Реалии, обозначающие орудия труда.
2.Реалии, обозначающие предметы быта.
3.Реалии, обозначающие явления природы.
-Сегодня мы поговорим о растительных привязанностях русских. Эпиграфом к уроку взяты слова В.Лазарева, в которых мы узнаем о самом почитаемом русскими дереве:
Я трогаю русые косы,
Ловлю твой задумчивый взгляд.
Не спят под Москвою березы,
В Париже каштаны не спят.
-Какие же растения почитаемы в других странах?
Во Франции? /каштаны/
В Канаде? /клен, сосна /
В Голландии? /тюльпан /
В Китае? /рис, хризантема, лотос /
В Греции? /мирт, оливковое дерево /
В Австралии? /эвкалипт, акация /
В Башкортостане? /цветок курая /
Мирт – вечнозеленый южный кустарник или дерево с белыми
душистыми цветами.
Олива – вечнозеленое дерево /маслина культурная /
Эвкалипт – достигающее гигантских размеров южное дерево
семейства миртовых, древесина, кора и листья которого являются
ценным промышленным и лекарственным сырьем.
-Да, чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это поэтическое образное воплощение японского национального характера. В цветах японской весны народная поэзия находит черты своего лирического героя: чистоту и ширь душевных порывов, жизнелюбие вместе с готовностью к самопожертвованию.
Чтобы понять душу Великобритании, нужно вдохнуть аромат розы, нарцисса, укол острых шипов чертополоха. В цветах Англии народ отразил свой национальный характер: строгость, холодность и изысканность, верность традициям и любовь к родной земле.
Чтобы понять душу России, нужно пройти по березовой роще, почувствовать мелодичное покачивание нежно-зеленых листьев, заглянуть в сад и вдохнуть аромат цветущей калины и рябины, а в поле увидеть скромные стебельки синеглазых васильков.
-А еще какие растения любимы русским народом? Почему?
-Но главное место занимает русская береза. Обратите внимание: ни одна картина, ни одна фотография не оставляет в стороне русскую березу, она всегда в центре внимания. А сколько песен, стихотворений сложено о березе?! Давайте вспомним некоторые из них.
-Выступления учащихся.
-Береза словно осеняет всю жизнь русского человека. Она освещала жилище /лучина /, согревала /березовые дрова /, мыла /веник, с которым ходили в баню/, лечила /березовый сок как целительный напиток/.
-Послушайте стихотворение Олега Шестинского «Без березы не мыслю России»:
Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы – вся Русь рождена.
Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтобы были березы в ногах.
Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут;
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.
-А теперь обратимся к тексту Н.Жукова. Прочитайте выразительно текст.
«Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть все: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко, которое пьют по всей земле.
Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую работу...
А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…
Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность, детство – и в душе любовно обнимешь это дерево как самое близкое и дорогое».
-Какая строчка текста может быть вынесена в заглавие? / «Какое русское, милое дерево!» /
-Определите стиль и тип текста.
/Художественный, рассуждение с элементами описания /
-Определите пафос /эмоциональную тональность / фрагмента, найдите ключевые слова.
/светлое, радостное настроение – радуют, светлоокую, любовно обнимаешь и т.д. /
-Расскажите, как вы представили себе автора-повествователя. Почему так близка автору русская береза?
-Какие образы и сравнения используются автором для создания реалии береза?
/ бабий ситцевый платок – и у Блока в стихотворении «Россия» читаем:
А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей;
побеленная хата, курочка ряба; молоко; мозолистые крестьянские руки; девичья красота /
-Как вы думаете, почему именно береза стала символом русской девушки, невесты?
/чистота, нежность, стройность /
-Итак, береза в русском сознании ассоциируется прежде всего с образом Родины и девушки-невесты. Совпадают ли данные ассоциации с ассоциациями башкирского народа? Докажите примерами.
/ чтение стихотворений на башкирском языке, вывод о том, что у башкир береза является символом чистоты, одиночества, печали /
-Да, береза – источник вдохновения для живописцев, для поэтов и писателей, для каждого русского человека, ведь она раскрывает самую главную особенность русской души – широту и богатство.
-А теперь предлагаю вам поработать над текстом, незнакомым вам. Я читаю фрагмент, вы для себя запишите реалии американской культуры, природы /ключевые слова /
«Как известно, книги капитана Майн Рида были излюбленным чтением русских мальчиков…Владея английским с колыбельных дней, я мог наслаждаться «Безглавым всадником» в оригинале. Бывшее у меня издание /вероятно, лондонское / осталось стоять на полке памяти в виде пухлой книги в красном коленкоровом переплете. Я помню постепенную гибель этого защитного листика, который сперва начал складываться неправильно, по уродливой диагонали, а затем изорвался; самую же картинку, как бы выгоревшую от солнца жаркого отроческого воображения, я вспомнить не могу; верно, на ней изображался несчастный брат Луизы, два-три койота, кактусы, колючий мескит, - и вот, вместо той картины вижу в окно ранчо всамделишную юго-западную пустыню с кактусами, нежно-жалобный крик венценосной Гамбелевой куропаточки и преисполняюсь чувством каких-то небывалых свершений и наград».
-Творческая работа. Письменный ответ на вопрос: какие особенности американского характера раскрываются через эти реалии?
-Чтение текстов учащимися.
-Обобщение.
Итак, если внимательно всмотреться к художественному слову, можно заметить, что любое слово, словосочетание несет огромную информацию об истории, о народе, о стране. Изучая реалии, мы научимся любить свою страну, гордиться ею, узнаем много нового о других народах. Ведь не зная историю своего народа, историю других народов, нельзя считать себя культурным и образованным человеком. Такой может стать только уважающая традиции и обычаи разных народов личность.
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные березы.
Какой вы нации? Какой?
Да никакой.
Ведь вы – деревья
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица. / Н.Наджми /
( Открытый урок на районном семинаре заместителей
директоров по учебной части)
Министерство образования Республики Башкортостан
Растительные привязанности русских
(методическая разработка урока русского языка учителя
русского языка и литературы МОУ СОШ№4 г. Баймака
Каримовой Флиды Фагимовны)
Баймак -2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание у школьников привязанности к семье»
В работе школы с родителями должна решаться важная задача- укрепление семейных уз школьников с родителями. Учителя должны знать, что какой бы не был трудный ученик, к его сердцу можно найти ключик тол...
Ольга Писарик "Привязанность - жизненно-важная связь
Ольга Писарик - мать четверых детей, нынешняя жительница Канады, которая решила изложить доступным языком труды канадского психолога Гордона Ньюфелда....
Отношения привязанности матери и ребенка, их влияние на последующее развитие личности
Влияние матери на формирование и развитие личности ребенка в значительной степени определяет в будущем успешность прохождения им процесса социализации и последующей социальной адаптации. Для объяснени...
Признаки нарушения привязанности
Данная статья опубликована в журнале "Приемная семья" №3, 2016...
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребёнка.
Статья полезна для приёмных родителей....
Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия".
Занятие - тренинг с приёмными родителями "Развитие связей: привязанность. Создание доверия"....
Травма привязанности у младенцев.
Детские травмы, полученные в результате негативного жизненного опыта, накладывают отпечаток на дальнейшее поведение ребёнка. ...