Односоставные предложения в художественном тексте
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок обобщающего повторения с использованием краеведческого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odnosostavnye_predlozheniya.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
На уроке обобщающего повторения «Односоставные предложения в художественном тексте» (8 класс) учащимся предлагается проследить, как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, как помогают создавать художественный образ, попутно закрепляется понятие о видах односоставных предложений, их структуре, семантике, способах выражения главного члена предложения.
Урок строится на основе анализа стихотворений починковских поэтов Натальи Егоровой и Анатолия Трянина. Слово учителя. Завершая разговор об односоставных предложениях, мы понаблюдаем за тем, какую роль они играют в художественном тексте, для чего их использует автор. Необходимо отметить, что стихотворения наших земляков проникнуты искренним чувством любви к родине, родной природе. В стихотворении Натальи Егоровой представлена зимняя зарисовка.
Зимний вечер
Сумерки. Морозно. Тишина.
Небо в звездах. Синие снега.
Желтый свет горящих фонарей,
Таинство сиреневых теней.
Высятся громадами дома.
Инеем покрыты провода.
Так причудлив силуэт ветвей
В бледно-желтом отблеске огней.
-Односоставные предложения какого типа преобладают в этом стихотворении?
- Какова роль назывных предложений в данном тексте?
Из девяти предложений в данном тексте пять назывных. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящее время. Такие предложения здесь не случайны: они позволяют лаконично изобразить картины природы, время и место действия. (Новый материал) - Как вы думаете, могут ли быть назывные предложения отрицательными? Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени? Назывные предложения бывают только утвердительными. В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения. (Сравните: Ночь. – Была ночь.)
- Почему в тексте употреблены распространенные назывные предложения?
Автору необходимо передать как можно полнее картину зимнего вечера. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям.
(Наиболее сложный материал: функции безличных предложений в художественном тексте) – Как вы думаете, какой еще тип односоставного предложения может еще быть полезен писателю для того, чтобы передать состояние природы или человека? Найдите в тексте безличное предложение.
Это яркая и лаконичная форма описания состояния природы, человека или окружающей среды. Безличные предложения делают повествование более эмоциональным. С их помощью действию можно придать оттенок стихийности.
Обратимся к трогательным и ярким стихотворениям А. Трянина. Детство поэта прошло Починках, а это «царство цветов, песни птиц, луговых трав, хлебных полей»[1].Именно из любви к природе, к родному краю черпал поэт вдохновение.
Починки
Слов хороших сказано не мало, (безличное)
Много песен сложено, стихов. (безличное)
Приезжайте к нам в Починки в мае, (опред-личное)
Чтобы здесь послушать соловьев. (безличное)
Там, где тропка протянулась лугом,
Где медовый в травах горный склон.
Целина, распаханная плугом,
Слышится колосьев перезвон.
Нас встречают на заре поклоном,
Синевой небесной васильки,
И с журчанием неспешно долом
Песнь свою выводят ручейки.
Выйдешь за околицу и встретишь
В дымке рукотворные пруды:
Глянешь на село – и в рай поверишь, (опред-личное)
Всюду белоснежные сады. (неполное)
- Практическая работа.
-Проанализируйте стихотворение А. Трянина «Починки – судьба моя» по плану:
- Определите настроение текста. Чем оно создается?
- Объясните постановку тире в названии стихотворения.
- Найдите и охарактеризуйте односоставные предложения; определите их роль в тексте.
- Найдите в тексте обращения, расставьте знаки препинания.
- Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
Починки – судьба моя
А.Трянин
Снега, снега…(назывн.)
Блестят под небом синим,
Среди дубрав, среди родных берез,(неполн.)
Люблю тебя(, )мой край(,) моя Россия! (опред.-личн.)
Люблю тебя и не стесняюсь слёз.(опред.-личн.)
Люблю твои закаты и ра..светы.(опред.-личн.)
Когда по рощам свищ..т солов..и.
Когда з..ря в лугах рукой с..гретой
К утру спл..тает локоны свои.
Когда под со..нцем первые р..синки
С туман..ых грив упали на траву.
Как хорошо, что есть мои Починки, (безличн.)
Которые я с детских лет люблю.
Подводя итоги урока, задаем учащимся вопрос о том, какое впечатление произвели на них стихотворения починковских авторов, манера их художественной речи. Суммируем выводы о роли односоставных предложений в тексте. Дома предлагаем попробовать себя в роли писателя: создать сочинение-миниатюру с использованием разных видов односоставных предложений о красоте родного края, родной природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»
На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....
Односоставные предложения в художественном тексте
Урок-обобщение по односоставным предложениям...
Выразительные возможности односоставных предложений (На примере текста И.А.Бунина "Антоновские яблоки")
Урок русского языка в 8 классе. Цель урока - обобщение знаний об употреблении односоставных предложений, формирование культуры речевого общения....
Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»
Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов художественных произведений....
Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...
Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте
Разработка урока представлена материалами с художественными текстами И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...