Критерии оценивания задания 15.1 № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) | Баллы
| С1К1 | Наличие обоснованного ответа |
|
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет | 2 | Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса | 1 | Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне | 0 | С1К2 | Наличие примеров-аргументов |
|
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте | 3 | Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте | 2 | Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте | 1 | Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста | 0 | С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | С1К4 | Композиционная стройность работы |
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 |
Критерии оценивания задания 15.2 Таблица №3 № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) | Баллы
| С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста |
|
| Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет | 2 | Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | 1 | Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | С2К2 | Наличие примеров-аргументов |
|
| Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента | 2 | Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста | 1 | Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть | 0 | С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 |
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | С2К4 | Композиционная стройность |
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 | В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 |
Критерии оценивания задания 15.3 Таблица №4 № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)
| Баллы | С3К1
| Толкование значения слова |
| Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение и прокомментировал его | 2 | Экзаменуемый в той или иной форме в любой из частей сочинения дал определение, но не прокомментировал его | 1 | Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | С3К2 | Наличие примеров-аргументов |
| Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента: один пример приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из прочитанного текста | 3 | Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 |
| Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта. | 1 | Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 | С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 | Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста | 1 | В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста | 0 | С3К4 | Композиционная стройность работы |
|
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 | Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста | 1 | В работе допущено 2 и более ошибки в построении текста | 0 | Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1- С3К4 | 9 |
Таблица 5 № | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы
| ГК1 | Соблюдение орфографических норм |
|
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | 2 | Допущено две-три ошибки | 1 | Допущено четыре и более ошибки | 0 | ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 |
| Допущено три-четыре ошибки | 1 | Допущено пять и более ошибок | 0 | ГК3 | Соблюдение грамматических норм |
|
| Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | 2 | Допущено две ошибки | 1 | Допущено три и более ошибки | 0 | ГК4 | Соблюдение речевых норм |
|
| Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | 2 | Допущено три-четыре ошибки | 1 | Допущено пять и более ошибок | 0 | ФК1 | Фактическая точность письменной речи |
|
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет | 2 | Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов | 1 | Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов | 0 | Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 | 10 |
Необходимо помнить, что при оценке грамотности следует учитывать объём изложения и сочинения. Указанные в таблице 5 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов. Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70–139 слов, то изменяются и критерии оценивания. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39. За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Отметки | Баллы | Примечания | «5» | 34 – 39 | из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4». | «4» | 25 – 33
| из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1 - ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». | «3» | 15 - 24 |
| «2» | 0 - 14 |
|
|