«Педагогические технологии в образовательном процессе: разнообразие, целесообразность, эффективность. Кластеры."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Каждый современный учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности.
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.
Технология РКМ представляет собой целостную
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klastery.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Каждый современный учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности.
Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.
Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.)
Цели и задачи технологии развития критического мышления
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. (Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608с.)
Задачи – научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:
- стадии вызова
- смысловой стадии
- стадии рефлексии.
(Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203с.)
Приёмы технологии «Развития критического мышления
- Проблемные вопросы
- Взаимоопрос
- Мозговая атака.
- Групповая дискуссия.
- Ключевые термины.
- «Корзина» идей, понятий, имен…
- Написание эссе
- Лекция со стопами
- Синквейн
- Кластеры.
Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
- Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
- Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
- Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
- Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Кластер используется мною на разных этапах урока:
- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;
- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его – для структурирования этого материала;
- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.
Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».
В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске.
Получается первичный кластер.
Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о разделах русс. яз., можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный клас\
Когда в 5-ом классе тема «глагол» изучена, получены новые сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:
Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением глаголтоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения.
В шестом классе на заключительном уроке по теме «Имя прилагательное» получаем такой кластер:
Я думаю, что цветовые обозначения полей помогают разграничить постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, а значит, правильно выполнить морфологический разбор.
кластер на тему "НРАВСТВЕННОСТЬ"
На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:
Использование приёма кластера на уроках литературы позволяет, на мой взгляд, не только разобраться в содержании текста, но и создаёт предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения. Примером тому служит работа на уроке в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Так, на стадии осмысления, отталкиваясь от названия сказки и названия деревни, в которой происходят описываемые события (тёплый – сделанный с любовью, добром; Бережки – берега – оберегать – беречь… - жить мирно, беречь друг друга, приносить добро), выходим на составление кластера «Что такое добро?»
Далее, обращаясь к эпиграфу урока (слова В.Шкловского о Паустовском: «Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра»), задаёмся вопросом: неужели творить добро – трудно?
Обращаясь к тексту сказки, видим, что старик из рассказа Филькиной бабки умер от охлаждения сердца. У Фильки тоже замёрзло сердце, но он понял свою ошибку. Кстати, писатель нам уже намекнул, что Филька – не потерянный для общества человек, и эту подсказку мы видим в самом имени героя: Филька – Филипп – «любящий коней». Филька пошёл за советом к мельнику Панкрату. Но мы-то понимаем, что этот мельник может всё, раскрыв тайну его имени: Панкрат – «всевластный». Именно Панкрат помогает Фильке попросить прощения у коня по кличке Мальчик. И наш кластер дополняется следующими записями:
Зло, грех (бросить хлеб на землю)
мальчик Филька конь Мальчик Филипп
добрый «любящий коней» отражение
Как видно из вышезложенного, составление кластера – несложное дело. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер (а ведь это опора по всей теме) был ярким, запоминающимся.
Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
- актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
- стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
- запомнить теоретический материал по теме;
- проявить свои творческие способности, фантазию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии в образовательном процессе
Научные основы использования педагогических технологий...
Статья о возможностях – реальных и потенциальных - педагогических технологий в образовательном процессе.
В статье я рассматриваю традиционные педагогические технологии во взаимосвязи с современными инновационными решениями, быстро приобретающими популярность и вес во многих ОО....
Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.
Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....
Статья "Современные педагогические технологии в образовательном процессе".
В современной педагогической и психологической литературе часто можно встретить различное трактование термина «педагогическая технология»....
Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность
выступление на заседании педагогического совета...
Эффективные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС. Работа с текстом на уроке английского языка
О работе с текстом как системе по формированию различных умений и навыков....