Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-(-ращ-)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
План-конспект урока Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-/-/раст- (-ращ-)".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_a-o_v_kornyah_lag-lozh_ros-rast_rashch.docx | 20.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание чередующихся гласных а-о в корнях
-лаг-//-лож-, -рос-//-раст-( -ращ-).
Цель урока: создать условия для выявления закономерности чередования и способа выбора гласных А-О в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-( -ращ-).
Задачи урока:
Обучающие:
1. формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;
2. научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;
3. научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
Развивающие:
1. развивать у учащихся орфографическую зоркость;
2. развивать внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа;
3. развивать речевые, творческие способности учащихся на материале урока.
Воспитательные:
1. формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи;
2. воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
3. воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу.
Тип урока: урок " открытия" новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята, садитесь пожалуйста. Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего сегодняшнего урока:" Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-//-лож-, -рос-//-раст-( -ращ-). " | Записывают число и тему урока. | 2 мин. |
2. Проверка домашнего задания. | Ребята, прежде чем перейти к изучению новой темы урока, давайте посмотрим как вы справились с домашним заданием. На дом вам было задано упражнение № 302 ( записать слова с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний, объясняя правописание данных морфем). | Комментирование домашнего задания одним из учащихся. Здравие - здоровье, хранить-хоронить, младой -молодой, врата-ворота, глас - голос, средний - середина, влекут -волокут. Первые слова в данных парах слов являются старославянизмами, так как для них характерны неполногласные сочетания ра,ла, ре, ле, а вторые слова являются исконно русскими, так как в них мы наблюдаем полногласные сочетания оро, ере,ело, оло | 5 мин. |
3.Изучение нового материала. | Ребята, запищите пожалуйста следующие слова: излагать - изложение, предполагать-предположение, вырасти - вырос - взращенный. Выделите в этих словах корни. Ребята, запомните пожалуйста, что корни -лаг-//-лож- являются вариантами одного и того же корня, в корне -лаг- всегда будет писаться а, исключение слово полог, а в корне -лож- будет писаться о. В корнях -лаг -//-лож - пишется а, если после корня суффикс А; о, если этого суффикса нет. Корни -рос-//-раст-( -ращ-), ребята, так же являются вариантами одного и того же корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ пишется буквы а, а если этих букв нет, в корне пишется о. Слова исключения, написание которых вам нужно запомнить: росток, отрасль, Ростислав, Ростов - на -Дону. | Учащиеся делают записи в тетради. | 8 мин. |
4. Закрепление нового материала | Ребята, а теперь давайте откроем наши учебники на странице 110 и выполним упражнение № 307 ( Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в данных словах выделите корни ). * Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях, один человек работает у доски. Ребята, следующее упражнение, которое мы с вами будем делать, упражнение № 309 ( Вставьте нужный вариант корня: -рос-//-раст-( -ращ-); подчеркните орфограмму. * Учащиеся выполняют задание в своих тетрадях, один человек работает у доски. | Расположение лагеря, В словах, в которых корень -лож- пишем букву о, в словах, в которых корень -лаг- пишем букву а, так как за корнем следует суффикс а. Деревья быстро выросли,богатая растительность,взращенный цветок,дети за лето подросли, подрастает свежая трава,выращенные в оранжерее розы. | 25 мин. |
5. Домашнее задание. | Ребята, откройте свои дневники и запишите задание на дом. Упражнение №310,311 | Учащиеся записывают задание на дом. | 3 мин. |
6. Подведение итогов урока. | Выставление оценок за работу на уроке. | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.
Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-)»
1)закрепить правила «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –лаг- - -лож-; -рос- - -раст- (-ращ-) -кас-,-кос-»;2) повторить правописание слов с безударными гласными в корнях слов (проверяемые ...
конспект урока по теме: « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)»
Конспект урока по русскому языку для 5 класса по по теме « Правописание чередующихся гласных А – О в корнях –ЛАГ- - - ЛОЖ-, -РОС- - -РАСТ-(-РАЩ-)» , презентация к уроку...
Правописание чередующихся гласных а – о в корнях - лаг\\-лож-, -рос-\\-раст-(-ращ-).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе по программе Ладыженской...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных о-а в корнях -лаг-лож, -рос-раст-(-ращ-).
Методическая разработка по данной теме соответствует ФГОС, включает актуализацию имеющихся знаний, изучение нового материала, упражнения для закрепления....