РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Шалимова Ирина Васильевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждении среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_distsipliny_russkiy_yazyk.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Орловской области

БОУ ОО «ГЛАЗУНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

МАЛОАРХАНГЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК

                  Профессии: 08.01.07. «Мастер общестроительных работ»

                                         19.01.17. «Повар, кондитер»

2015 г.

Одобрена методической комиссией                Составлена в соответствии с        

общеобразовательного цикла                  государственными требованиями

                                                               к минимуму содержания и уровню

                                                               подготовки выпускников по профессии

                                                                   Заместитель директора по

Председатель:_____________                 учебной работе и методической

                                                            работе  

 

                                                            ________________     Л.В.Симонова

Автор: Шалимова И.В. преподаватель Малоархангельского филиала БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

Рецензенты: Чигарева Г.В. преподаватель БОУ ОО СПО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»,

Платонова Г.Е. преподаватель БОУ ОО СПО «Покровский техникум».

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждении среднего профессионального образования.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основу Рабочей программы дисциплины «Русский язык» составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание Рабочей программы структурировано на основе компетентного подхода. В соответствии с этим у обучающихся, развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция формируется при освоении раздела «Язык и речь», при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи.

Формирование культуроведческой компетенции  проходит в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен

знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионых проблем;
  • использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями примерной программы учебной дисциплины «Русский язык», утверждённой Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки в 2008 году.

     Итоговая аттестация — в форм экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессия  08.01.07. « Мастер общестроительных работ».

Наименование разделов и тем

Макс.учеб. нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

                                                                       всего

Лабораторные занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

Введение

14

9

-

-

5

1. Русский язык в современном мире.

3

2

-

-

1

2. Понятие о норме литературного языка. Типы норм

3

2

-

-

1

3. Словари русского языка и лингвистические справочники.

3

2

-

-

1

4. Выдающиеся учёные-русисты.

5

3

-

-

2

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

57

38

-

-

19

1.1 Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

3

2

-

-

1

1.2 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста.

14

9

-

-

5

1.3.Функционально-смысловые типы речи.

4

3

-

-

1

1.4.Функциональные стили речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и их основные особенности.

36

24

-

-

12

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

6

4

-

-

2

2.1.Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка

3

2

-

-

1

2.2. Принципы русской орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

3

2

-

-

1

Раздел 3. Лексика и фразеология

6

6

-

-

-

3.1 Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1

1

-

-

-

3.2 Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

1

1

-

-

-

3.3 Русская лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Специальная лексика (профессионализмы, термины)

1

1

-

-

-

3.4 Русская лексика с точки зрения активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

1

1

-

-

-

3.5 Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Афоризмы. Нормативное построение слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексико-фразеологический разбор.

1

1

-

-

-

3.6 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление

1

1

-

-

-

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

21

14

-

-

7

4.1 Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор

21

14

-

-

7

Раздел 5. Морфология и орфография

52

34

-

-

18

5.1 Обобщающее повторение морфологии (существительное, прилагательное, местоимение)

29

19

-

-

10

5.2 Обобщающее повторение морфологии (глагол, причастие, деепричастие)

17

11

-

-

6

5.3 Обобщающее повторение морфологии (числительное, наречие, слова категории состояния)

6

4

-

-

2

Раздел 6. Служебные части речи

18

12

-

-

6

6.1 Служебные части речи: предлог, союз, частица.

18

12

-

-

6

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

65

43

-

-

22

7.1 Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

3

2

-

-

1

7.2 Простое предложение. Грамматическая основа простого предложения. Виды осложнения простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения.

29

19

-

-

10

7.3 Сложное предложение. Типы сложных предложений (сложносочинённое ).

15

10

-

-

5

7.4 Сложное предложение. Типы сложных предложений (сложноподчиненное).

18

12

-

-

6

Повторение и систематизация изученного

17

11

-

-

6

Систематизация знаний и умений по русскому языку. Лингвистический разбор звуков речи, слова, предложения, текста художественного произведения.

17

11

-

-

6

256

171

-

-

85

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Профессия 19.01.17. «Повар, кондитер»

Наименование разделов и тем

Макс.учеб. нагрузка студента, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студента

                                                                       всего

Лабораторные занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

Введение

3

2

-

-

1

1. Русский язык в современном мире.

1

1

-

-

2. Понятие о норме литературного языка. Типы норм

1

1

-

-

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи

57

38

-

-

19

1.1 Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

3

2

-

-

1

1.2 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста.

14

9

-

-

5

1.3.Функционально-смысловые типы речи.

4

3

-

-

1

1.4.Функциональные стили речи (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный) и их основные особенности.

36

24

-

-

12

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

6

4

-

-

2

2.1.Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка

3

2

-

-

1

2.2. Принципы русской орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

3

2

-

-

1

Раздел 3. Лексика и фразеология

6

6

-

-

-

3.1 Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

1

1

-

-

-

3.2 Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

1

1

-

-

-

3.3 Русская лексика с точки зрения её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Специальная лексика (профессионализмы, термины)

1

1

-

-

-

3.4 Русская лексика с точки зрения активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

1

1

-

-

-

3.5 Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Афоризмы. Нормативное построение слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексико-фразеологический разбор.

1

1

-

-

-

3.6 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление

1

1

-

-

-

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

21

14

-

-

7

4.1 Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор

21

14

-

-

7

Раздел 5. Морфология и орфография

52

34

-

-

18

5.1 Обобщающее повторение морфологии (существительное, прилагательное, местоимение)

29

19

-

-

10

5.2 Обобщающее повторение морфологии (глагол, причастие, деепричастие)

17

11

-

-

6

5.3 Обобщающее повторение морфологии (числительное, наречие, слова категории состояния)

6

4

-

-

2

Раздел 6. Служебные части речи

18

12

-

-

6

6.1 Служебные части речи: предлог, союз, частица.

18

12

-

-

6

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация.

76

50

-

-

26

7.1 Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Виды связи слов в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания.

3

2

-

-

1

7.2 Простое предложение. Грамматическая основа простого предложения. Виды осложнения простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения.

29

19

-

-

10

7.3 Сложное предложение. Типы сложных предложений (сложносочинённое ).

26

17

-

-

9

7.4 Сложное предложение. Типы сложных предложений (сложноподчиненное).

18

12

-

-

6

Повторение и систематизация изученного

17

11

-

-

6

Систематизация знаний и умений по русскому языку. Лингвистический разбор звуков речи, слова, предложения, текста художественного произведения.

17

11

-

-

6

256

171

-

-

85

Содержание учебной дисциплины

Введение

Язык как система. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический). Основные единицы языка.

Русский язык в современном мире. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Типы норм (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Словари русского языка и лингвистические справочники.

Выдающиеся учёные-русисты (М.В.Ломоносов, В.И.Даль, Я.К.Грот, И.И.Срезневский, Ф.И.Буслаев, Л.В.Щерба, А.А.Потебня, А.А.Шахматов, А.М.Пешковский, С.П.Обнорский, В.В.Виноградов).

 Требования к знаниям: иметь представление о русском языке как многофункциональной знаковой системе; системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц; знать функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы.

 Требования к умениям: уметь различать элементы нормированной и ненормированной речи, пользоваться словарями русского языка.

 Самостоятельная работа: подготовка сообщений (рефератов) по индивидуальным темам:

  1. Язык и история народа.
  2. Три периода в истории русского языка.
  3. Язык и культура.
  4. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
  5. К.Д.Ушинский об отражении в языке духовной жизни народа.
  6. Русский язык в международном общении.
  7. Русский язык как учебный предмет.
  8. Язык как развивающееся явление.
  9. Язык и общество.
  10. Вопросы экологии языка.

Работа со словарями и справочной литературой.

Подготовка реферата (сообщения) об одном из учёных-русистов.

Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи.

 Язык и речь. Признаки, характеризующие язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект и др.) Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)

Функциональные стили речи (разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, художественный) и их особенности. Назначение каждого из стилей, сфера его использования, речевые жанры, стилевые черты (лексические, морфологические, синтаксические, композиционные).

Научный стиль речи, его признаки и разновидности (подстили). Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Использование студентами средств научного стиля в собственной речи.

Официально-деловой стиль речи, его основные признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля речи (заявление, доверенность, расписка, резюме и др.) Практика анализа и составления деловых бумаг и официальных документов.

Публицистический стиль речи, его особенности. Основные жанры публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Очерк. Устное выступление. Дискуссия. Использование студентами средств публицистического стиля в собственной речи.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств и др. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Лингвостилистический анализ текста.

 Требования к знаниям: знать строение текста, средства, создающие его цельность и связность; компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения; основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения; функциональные стили литературного языка; общую характеристику художественного стиля речи, основные виды тропов; стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

 Требования к умениям: анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проводить лингвостилистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста; передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах общения; выявлять средства художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием произведения и его идейно-тематическим содержанием.

 Самостоятельная работа:

  1. составление тематического конспекта;
  2. подбор текстов разных стилей речи;
  3. подготовка доклада, реферата, конспекта, используя научную литературу;
  4. составление деловых бумаг;
  5. выполнение задания по разбору поэтического текста, позволяющего устанавливать взаимосвязь слова и образа, изобразительно-выразительных средств и отражённой действительности;
  6. речеведческий анализ текста.

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

 Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Фонетические средства речевой выразительности. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс и аллитерация.

Принципы русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный). Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-/С-. Правописание И-Ы после приставок.

   Требования к знаниям: знать понятие фонемы, особенности русского ударения и произношения, принципы русской орфографии.

 Требования к умениям: соблюдать орфоэпические нормы, проводить фонетический разбор слова, пользоваться фонетическими средствами речевой выразительности, различать принципы русской орфографии.

 Самостоятельная работа: выполнение задания на преобразование учебного материала в таблицу.

Раздел 3. Лексика и фразеология.

 Лексическая система русского языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения её происхождения (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова).

Русская лексика с точки зрения сферы её употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Специальная лексика (профессионализмы, термины).

Русская лексика с точки зрения её активного и пассивного запаса: архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Афоризмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Нормативное построение слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление.

 Требования к знаниям: знать понятия многозначности слова, синонимы, омонимы, антонимы; лексические нормы современного русского литературного языка.

 Требования к умениям: соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях, определять лексическое значение слова, анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; владеть нормами словоупотребления.

 Самостоятельная работа:

  1. подготовка сообщений о происхождении, значении и употреблении конкретных слов;
  2. выполнение творческого задания.

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования (морфологические и неморфологические). Выразительные словообразовательные средства. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный разбор. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ-. Правописание сложных слов.

  Требования к знаниям: знать понятие морфемы, морфологические и неморфологические способы словообразования.

 Требования к умениям: проводить морфемный разбор слов и словообразовательный разбор.

 Самостоятельная работа: подбор текстов (слов, предложений, отрывков художественной литературы и периодических изданий), иллюстрирующих стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем.

Раздел 5. Морфология и орфография.

 Обобщающее повторение морфологии. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имён существительных. Правописание окончаний имён существительных. Правописание сложных существительных. Употребление форм имён существительных в речи. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Степени сравнения имён прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Употребление форм имён прилагательных в речи. Морфологический разбор имени прилагательного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Употребление числительных в речи. Морфологический разбор имени числительного.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений в речи. Морфологический разбор местоимения.

Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Употребление форм глагола в речи. Морфологический разбор глагола.

Причастие. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Употребление причастий в тексте разных стилей. Морфологический разбор причастий.

Деепричастие. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Употребление наречия в речи. Морфологический разбор наречия.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категорий состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния, их функции в речи.

 Требования к знаниям: знать самостоятельные части речи и их грамматические признаки.

 Требования к умениям: уметь употреблять грамматические формы слова в соответствии с литературной нормой, повышать уровень орфографической грамотности, проводить морфологический разбор самостоятельных частей речи.

 Самостоятельная работа: составление алгоритмов рассуждений и действий для определения различного вида правописания.

Раздел 6. Служебные части речи.

 Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

 Требования к знаниям: знать служебные части речи.

 Требования к умениям: повышать уровень орфографической грамотности.

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Виды связи слов в словосочетании. Значение словосочетания в построении предложения. Синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Грамматическая основа простого предложения. Виды осложнения простого предложения. Синтаксический разбор простого предложения.

Сложное предложение. Типы сложных предложений (сложносочинённое и сложноподчинённое). Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Употребление сложносочинённых предложений в речи. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Использование сложноподчинённых предложений в разных стилях и типах речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. Синтаксический разбор сложного предложения.

Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксический разбор предложения с прямой речью.

Принципы русской пунктуации. Обобщение пунктуационных правил, соответствующих грамматическому (синтаксическому) принципу. Смыслоразличительная роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении.

 Требования к знаниям: знать нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов; принципы русской пунктуации.

 Требования к умениям: повышать уровень пунктуационной грамотности, уместно использовать цитирование.

 Самостоятельная работа:

  1. выполнение тестовых заданий;
  2. подготовка сообщения о функциях каждого из знаков препинания;
  3. подготовка к написанию словарных диктантов.

Повторение и систематизация изученного

 Систематизация знаний и умений по русскому языку. Лингвистический разбор слова, предложения, текста художественного произведения.

 Требования к знаниям: знать признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

 Требования к умениям: соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях; анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения требований выразительности речи; анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка; проводить лингвистический анализ текста; готовить рецензию на статью, книгу; различать элементы нормированной и ненормированной речи, пользоваться словарями русского языка; проводить все виды разбора.

Самостоятельная работа:

  1. выполнение тестовых заданий;
  2. написание творческих работ (отзывов, рецензий).


Учебники и учебные пособия

Основные источники:

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.

2.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2013.

Дополнительные:

1.Алексеев Д.И. Словарь сокращений русского языка .- М.: Русский язык, 1984.

2.Бархударова С.Г. Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1974.

3.Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977.

4.Львов М.Ф. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 1981.

5.Розенталь Д.Э. Словарь сокращений русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

6.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1985.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 «Автомеханик»

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) для профессий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по техническим специальностям. Дисциплина «Русский язык и литература» входит в об...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производстве пищевой продукции» (по отраслям производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 19.01.09 «Наладчик оборудования в производст...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электр...

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.02 «Сталеплавщик» (по типам производства)

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...