Использование диктантов информационного характера на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему
Для того, чтобы превратить учебу в игру, нам помогут диктанты информационного характера. Диктанты такого типу отличаются от обычных тем, что их текст не только способствует формированию грамотности учеников, но и несет определенную научную информацию .Такие диктанты оправданы психологически, потому что возбуждают интерес у учеников новой для них информацией, которая вмещена в самом тексте учебного диктанта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_diktantov_informatsionnogo_haraktera_na_urokah_russkogo_yazyka_otpraka.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование диктантов информационного характера на уроках русского языка.
Содержание
1 Новые требования к формированию и развитию творческой личности
2 Особенность диктантов информационного характера.
3 Практическое использование диктантов информационного действия:
3.1.Правописание числительных
3.2. Правописание слов иноязычного происхождения
3.3. Словарная работа. Лексикология.
3.4.Знаки препинания.
4.Внеклассная работа.
5. Выводы
1.Новые требования к формированию и развитию творческой личности .
Важнейшее – в своем ученике видеть
живого человека .
В.Сухомлинский
Древняя мудрость говорит: «Если твои планы рассчитаны на год - сей хлеб, если твои планы рассчитаны на десятилетие – посади дерево, если твои планы рассчитаны на года учи детей ». Планы учителя рассчитаны на десятилетия, потому что его задание – учеба и воспитание будущего гражданина.
21 век бросает вызов всему, что нас окружает. Стремительно меняется техника и технологии, и, чтобы успеть за умопомрачительными новинками, чтобы не почувствовать себя выброшенным за борт современной жизни, нужно постоянно учиться. Учеба становится категорией, которая сопровождает человека в течение всей жизни. Лучшие учителя всего мира ищут новые подходы к учебе. Известные американские педагоги Гордон Драйден и Джаннет Вос в своей книге «Революция в учебе» пишут о том, что существующую модель учебы нужно изменить на модель индивидуального подхода к учебе. Эта модель должна базироваться на принципах познавательной психологии : учеба через самостоятельные открытия, осмысление понятий ,активное участие в процессе учебы и адекватная оценка собственной деятельности.
Как этого достичь?
- Совмещать новые идеи со старыми проверенными концепциями.
- Учиться только через деятельность.
- Использовать мир как класс для учебных занятий.
- Учиться тому, как нужно учиться, не ограничиваясь только учебными фактами .
- Создавать всем разные возможности.
Главное задание, которое стоит перед обществом 21 века,как применить знание для решения любой жизненной проблемы и не потерять интерес к учебе....
2. Особенности диктантов информационного характера.
Учебы – наилучшая в мире игра.
Все дети рождаются с таким убеждением,
Живут с ним, пока мы не вобъем им в голову,
что это тяжелый и неприятный труд.
Только некоторые дети все еще остаются на своих
позициях, имея твердое убеждение,
что учеба приносит радость и что это чуть ли не
единственная игра, в которую нужно играть.
Мы знаем , как называть таких детей .Это Гении.
Джанет Вос.
Для того, чтобы превратить учебу в игру, нам помогут диктанты информационного характера. Диктанты такого типу отличаются от обычных тем, что их текст не только способствует формированию грамотности учеников, но и несет определенную научную информацию Такие диктанты оправданы психологически, потому что возбуждают интерес у учеников новой для них информацией, которая вмещена в самом тексте учебного диктанта. Примеры (ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ФРАЗЫ, ТЕКСТ) легко запоминаются учениками, а потому запоминаются и те моменты правописаний на закрепление которых направлен такой диктант .То есть позитивный эффект от такого вида работы обусловлен включением подсознательного осмысления, запоминания.
Такие учебные диктанты оправданы и с педагогической точки зрения. Они углубляют знание учеников параллельно с изучением грамматики, побуждают их к самостоятельному поиску новой информации, а значит содействуют развитию. В зависимости от класса, темы и цели урока, объем и место учебных диктантов информационного действия могут быть разными. Возможно, это будет одно-два предложения в начале урока или на том этапе урока , где нужно провести практическую работу, чтобы закрепить только что изученный материал .Чаще всего –это учебный диктант , которому отводится большая часть урока.
Информация учебных диктантов может быть двух направлений : первое - это тексты, в которых поданы новые знания или углубляются уже полученные ; второе - тексты, где представлена новая информация из других предметов, наук, которые изучаются в школе.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДИКТАНТОВ.
Человек, который ничего не знает
может научиться.
Главное –зажечь в нем желание учиться. Д.Дидро
3.1.ПРАВОПИСАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Такие диктанты можно использовать при повторении темы числительное.
В тысяча восемьсот восьмом году русский изобретатель Федор Блинов построил первый гусеничный трактор . Через девять лет немецкий инженер Дизель сконструировал двигатель внутреннего сгорания . Первые спортивные игры состоялись в Древней Греции в тысяча восьмидесятом году до нашей эры. Футбол, волейбол, хоккей –эти слова к нам пришли из английского языка. Они имеют свой год рождения . Так хоккей родился в Канаде в 1860 год ,а современные правила футбола придуманы великобританцем в 1863году. Баскетбол родился в США в конце 19 века, а в России - в 1906 году.
Самый большой остров на земному шару – Гренландия . Остров почти весь покрыт двухкилометровым ледовым панцирем . А еще свыше тысячи лет назад на этом острове люди выращивали сады, занимались скотоводством. Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина - тысяча шестьсот двадцать метров. В озеро несут свои воды свыше трехсот рек, а вытекает лишь одна - Ангара. После такого диктанта можно задать вопрос : какие интересные географические явления вы еще знаете ? Например: наивысшая вершина на Земле - Джомолунгма . Другое ее название – Эверест. В первый раз на эту вершину поднялись люди 29 мая 1953року.Их было лишь двое. Если ученик самостоятельно подбирает текст диктанта да еще и диктует его, то здесь срабатывает один из психологических законов : мы помогаем ему самоопределиться в коллективе через свои знания, эрудированность
3.2 Правописание слов иноязычного происхождения .
Будничные и повседневные явления могут стать странными, если на них посмотреть из другой точки зрения . Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. Изучая правописание слов иноязычного происхождения, можно заинтересовать учеников информацией о том, кто впервые применил то или другое слово. Слово химия впервые сказал и записал философ из города Панопосина Зозима около 430 года. Слово микроскоп и телескоп впервые использовал грек Демисциан в 1614 году. Слово микроб выдумал французский ученый Садиллов в1879 году . А слово робот придумал чешский писатель Карен Чапек в 1920 году.
3.3.Словарная работа. ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Среди учебных диктатов информационного действия можно отдельно выделить такие, которые имеют предупредительный характер. Такие диктанты ориентированы на запоминание правописания отдельных слов, а также на выяснение лексического значения слова. Например,в практической работе мы часто используем такие слова как велосипед, транспарант, комбинезон, метеорология и ряд подобных, которые под какое-то правило не подведешь . Правописание их следует запомнить. Чтобы облегчить труд учеников,сделать его интересным, дается такой текст, который можно лишь внимательно слушать ,а ответ (слово-термин ) записать в тетрадь.
- Как называется машина преимущественно на двух колесах, что приводится в движение ногами?
- Как называется рабочий одежда летчиков, трактористов, танкистов, шахтеров и других профессий, в котором соединены куртка и штаны?
- Как называется определенное отношение длины на схеме, географической карте к реальной длине на земле ?
Ответы записывают ученики в тетради : Велосипед, комбинезон, масштаб . Конечно, проще было бы взять и продиктовать эти слова, но такая работа не оправдана с психологической точки зрения : ученики быстро забывают о том, что и как они писали . А так мы повторяем и лексическое значение слова, и правописание. Интересной работой может быть и объяснение этимологии слова, истории возникновения слова.
АЛФАВИТ Азбука, азбука, алфавит. Знакомые слова, не так ли? Означают они то же: это буквы, расположенные в определенном порядке. Зачем же тогда три названия? Но названия неодинаковы. Азбука – это а- бе- тка . А что такое а, бе ? Это первые буквы, именно так мы называем их : а, бе ,ве, ге.. В Древней Греции две первые буквы имели названия альфа и бета. Позже эти две буквы слились в одно слово – алфавит. У славян когда-то две первых буквы назывались аз и буки. Отсюда – аз-бука. Поэтому и говорят, что учеба начинают «с азов».
Паспорт. Это слово, знакомое каждому, происходит из французского pass?,що означает “проход” и port -“гавань”. Первоначально оно означало разрешение на отплытие. Паспорт удостоверял, кому принадлежит корабль, в каком городе постоянно проживает его хозяин . Ведь в южных морях так много было разбойников, грабителей, которых итальянцы называли корсами, а греки –пиратами . Паспорт и должен был засвидетельствовать, что судном владеет добропорядочный человек.
3.4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЙ
Ум – это не сосуд, который нужно наполнить , а огонь, который надлежит зажечь.
Плутарх
В пятом классе изучается тема « Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже ». Чтобы заинтересовать детей , можно провести такой мини-диктант:
ТИРЕ - знак препинания. Тире –слово французское . Во французском языке обозначает тянуть . Первым применил этот знак препинания Николай Карамзин – известный писатель и историк конца 18 начало 19 века.
Во время изучения темы « Однородные члены предложения » можно предложить такой текст учебного диктанта. Запятая и точка - самые давние знаки препинания . Появились они в первых печатных книгах 16 века. ЗАПЯТАЯ - слово из латинского языка. В латинскому языке оно имело такое значение: жую, б’ ю, отсекаю, отрубаю, отделяю.
ТОЧКА - это перевод латинского слова пунктум . Это слово дало такие названия пункт, пунктуация, пунктир, пунктуальный, пунктограмма .
3.5. НЕОЛОГИЗМЫ
Глаголы, которые стимулируют создание идей : Заметить, Скомбинировать, Приспособить Использовать по-другому, Переставить. Алекс Осборн
К индивидуальным неологизмам в свое время принадлежали такие слова: детектив создал писатель Жюль Верн , йод -химик Гей-Люссак. Слово лилипуты выдумал английский писатель Свифт, назвав так маленьких людей в своей книге «Приключения Гулливера », которая вышла в 1727 году. Слово же газ выдумал в первой половине 17 век бельгийский химик Ван-Гельмонт .
4.ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Шесть слуг имея я
Все от них о мире знаю я : И вот как я их всех зову:
Кто? Что? Как? Где?
Когда ? Почему?
Редьярд Киплинг «Слоненок»
Для того чтобы полно использовать побудительный, стимулирующий характер диктантов информационного характера , можно предложить ученикам провести КВН . Класс можно разделить на группы. Каждая группа должна подобрать как можно больше вопросов, которые требуют ответа или же дополнения . Например :
1 Когда изобрели карандаш ?( в середине прошлого века)
2 Кто изобрел шариковую ручку?
3 Когда стали писать шариковой ручкой?
4 Кто изобрел стальное перо?
5 Кто изобрел печатную машинку?
6 Кто изобрел копировальную машину и когда?
7 Когда появился первый лифт и орган ?
В 1867году изобретатель Шолс сконструировал машину для размножения текста.
При этом нужно направить учеников на определенную литературу, где можно найти ответы на поставленные вопросы . Ответы учеников должны быть такими : Карандаш был изобретен в Чехии . Имя изобретателя шариковой ручки - Йожеф Биро . Шариковую ручку изобрел венгерский журналист и художник в 1935 году . До 1780 года люди пользовались гусиными перьями ,а после изобретения Самюеля Гарркона стали использовать другое устройство - стальное перо . В 1867году изобретатель Шолс сконструировал машину для размножения текста .
Оказывается, первым, кто поднялся на лифте был император Нейрон . Лифт установили в его дворце очень давно – еще в 54-64 годах нашей эры. Первый орган был построен в то же время . На нем исполняли музыкальные произведения для императора Нейрона.
ВЫВОДЫ
Когда учителя перестанут учить Ученики наконец смогут учиться. Ларошфуко .
Ценность диктантов информационного характера в том, что в процессе их написания ученики приучаются к активной и организованной работе . Диктанты приучают учеников работать с максимальным сосредоточением внимания, развивают память, слух. Учебные диктанты информационного характера и побуждают учеников самостоятельно искать интересную информацию, записывать ее в тетради, приносить на уроки для того, чтобы ознакомить других детей . Но наибольшего внимания заслуживают те диктанты , когда ученики, вспоминая правила правописания, узнают новую интересную информацию . То есть такие диктанты не только расширяют и углубляют знание из языка, но и расширяют кругозор учеников.
За учебный год ученик получает достаточно информации, чтобы его кругозор был значительно шире, чем был бы, усваивая только тот материал, который предлагает программа. Вместе с тем такие виды работы помогают поддерживать постоянный интерес к уроку языка, так как именно здесь они получают много интересной информации .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Использование новых информационных технологий на уроках русскогоязыка и литературы. Роль ИКТ в образовании....
"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...
"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...
"Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъект...
Доклад "Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы"
В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовател...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ВОСПИТАНИЯ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Компьютерные технологии очень прочно вошли в жизнь нашего общества, охватив все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.Вся моя професси...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...