Элективный курс "Русское правописание"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гусинская средняя общеобразовательная школа Краснинского района Смоленской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №1 от__________ Руководитель ШМО _____________________ (Иваненкова С.Е.) | Согласовано зам. директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ _______________________ (Зарецкая С.Г.) «___»_________________ 2014г. | Утверждено приказ №___от___________ Директор МБОУ Гусинской СОШ _____________________ (Егорова С.Ф.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного предмета по русскому языку
«Русское правописание» (10 класс)
составила Иваненкова Светлана Евгеньевна,
учитель первой категории
Гусино 2014-2015 уч.год
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа элективного предмета по русскому языку для 10 класса составлена на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г.,
Актуальность данного курса несомненна: ученикам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний по русскому языку – Государственной итоговой аттестацией в форме ЕГЭ.
Данный курс учитывает эти новые условия и большое место отводит в программе занятиям по подготовке к ЕГЭ.
Дается подробный комментарий ко всем заданиям демонстрационных вариантов теста ЕГЭ предыдущих лет.
Программа акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на сложных случаях орфографии и пунктуации.
Традиционные школьные правила часто заменяются альтернативными, более легкими для понимания и запоминания. Особое внимание уделяется повторению материала 5-7 классов, так как именно этот материал является наиболее трудным для школьников.
В течение учебного года учащиеся неоднократно обращаются к одним и тем же темам, акцентируется внимание на каких-либо трудных случаях, повторяется теоретический материал, подбираются примеры.
Используются индивидуальные и групповые формы работы.
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи, закреплении и углублении лингвистических знаний, умения применять их на практике, подготовке учеников к успешной сдаче школьных экзаменов. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Необходима опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. Важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. д.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующихся умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 10-й класс, пунктуация – 11-й класс. Такой подход не исключает, а предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно – семантических схем слова или морфемно – словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно - деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности – функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Требования к уровню освоения подготовки учащихся.
Важнейшими умениями в 10 классе являются следующие:
●различать виды орфограмм и использовать на письме данные правила;
●находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;
●анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).
●пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);
●находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;
●различать морфемы в слове и их значение;
●объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;
●пользоваться школьными словарями (морфемным, орфографическим, словообразовательным, этимологическим).
●характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);
●определять роль слов, принадлежащих к изменяемым частям речи;
●употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;
●склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи;
●пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.
●производить комплексный анализ текста.
Раздел 2. Содержание тем элективного курса
Содержание | Кол-во часов |
Особенности письменного общения | 2 |
Орфография как система правил правописания | 2 |
Правописание морфем | 1 |
Правописание корней. | 6 |
Правописание приставок. | 1 |
Правописание суффиксов. | 4 |
Правописание окончаний. | 6 |
Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 |
Написание строчных и прописных букв | 2 |
ИТОГО | 34 |
Раздел 3. Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Причины корректировки | ||
План | Факт | ||||
Особенности письменного общения | |||||
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | ||||
2 | Формы письменных высказываний и их признаки. | ||||
Орфография. Орфография как система правил правописания | |||||
3 | Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | ||||
4 | Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. | ||||
Правописание морфем | |||||
5 | Система правил, связанных с правописанием морфем. | ||||
Правописание корней | |||||
6 | Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | ||||
7 | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | ||||
8 | Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок). | ||||
9 | Группы корней с чередованием гласных. | ||||
10 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | ||||
11 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов | ||||
Правописание приставок | |||||
12 | Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | ||||
Правописание суффиксов | |||||
13 | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | ||||
14 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание. | ||||
15 | Типичные суффиксы глагола и их написание. | ||||
16 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | ||||
Правописание окончаний | |||||
17 | Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. | ||||
18 | Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | ||||
19 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма. | ||||
20 | Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн в; употребление ь для обозначения мягкости. | ||||
21 | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. | ||||
22 | Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. | ||||
Слитные, дефисные и раздельные написания | |||||
23 | Система правил данного раздела правописания.Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | ||||
24 | Грамматико – семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. | ||||
25 | Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). | ||||
26 | Грамматико – орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. | ||||
27 | Особенности написания производных предлогов. | ||||
28 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. | ||||
29 | Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). | ||||
30 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | ||||
31 | Работа со словарём «Слитно или раздельно?». | ||||
32 | Работа со словарём «Слитно или раздельно?». | ||||
Написание строчных и прописных букв | |||||
33 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | ||||
34 | Работа со словарём «Строчная или прописная?». |
Раздел 4. Учебно-методическое обеспечение.
Для учителя:
- Терентьева А.В., Орлова А.П. Русский язык в старших классах. Программно-методические материалы / Под ред. А.В. Терентьевой. Смоленск: СОИУУ, 2005
- Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. ЕГЭ по русскому языку. На ошибках учимся: Учебное пособие/ Под ред. Т.М. Зыбиной. - Смоленск: СГПУ, 2004
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовимся к тестам по русскому языку: Учебное пособие для подготовки к централизированному тестированию по русскому языку. Смоленск: «Универсум», 2003
Для учеников:
- Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. ЕГЭ по русскому языку. На ошибках учимся: Учебное пособие/ Под ред. Т.М. Зыбиной. - Смоленск: СГПУ, 2004
- Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Готовимся к тестам по русскому языку: Учебное пособие для подготовки к централизированному тестированию по русскому языку. Смоленск: «Универсум», 2003
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, таблицы и схемы, дидактический и раздаточный материал (см. Паспорт кабинета)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.
Цель курса : представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последую...
Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.
*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
Программа базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 10 класс. Базовый уровень
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и спо...
Рабочая программа по элективному курсу. Русское правописание орфография и пунктуация 11 класс
Программа рассчитана на учащихся 11 классов. Содержание программы представляет собой отбор такого материала из разных разделов русского языка, который может вызвать у учащихся познавательный инт...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....