Алгоритм выполнения заданий ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
В метадоческой разработке даны рекомендации по выполнению заданий 3-14 тестовой части ОГЭ по русскому языку (теория+примеры)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_vypolneniya_zadaniy_oge_po_russkomu_yazyku.doc | 702.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Алгоритм выполнения задания:
- Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности, то для этого необходимо:
- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;
- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;
- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
- выбрать правильный ответ.
Чаще всего спрашивают:
- Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета. (железная воля, серебряные кудри)
- Метафора ( от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, поэтому метафору называют скрытым сравнением. (зеркало озера – это метафора, можно переделать в сравнение –озеро как зеркало)
- Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
Сравнения создаются в художественной литературе несколькими способами:
- с помощью сравнительных союзов как, словно, будто, точно, что (чем):
На Красной площади, будто сквозь туман веков, неясно вырисовываются очертания башен. ( А. Н. Толстой)
- формой творительного падежа:
Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия:
Сильнее кошки зверя нет.(И.А. Крылов)
- лексически — с помощью слов подобный, похожий:
Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.Серафимович).
- Фразеологизмы – устойчивые выражения, словосочетания, которые употребляются в переносном значении: водой не разольешь, лапшу на уши вешать, шаркать ножкой, рукой махнуть, как снег на голову.
4. Правописание приставок.
Ученик должен знать, выполняя задание: правописание приставок.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно прочитайте все слова.
- Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.
- Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
Чаще спрашивают:
1) Найдите слово с приставкой, в которой написание согласной на конце определяется звонким или глухим согласным, идущим после приставки (ис-из, рас-раз, вс-вз, нис-низ, вос-воз, без-бес)
воскликнуть, расшить – правописание приставки определяются глухостью последующего звука.
Разговор, возделывать – правописание приставки определяется звонкостью последующего звука.
2) Найдите слово с неизменяемой на письме приставкой. Это приставка с! Она озвончается при произношении, но на письме не изменяется.
Сделать, спрашивать
3) Из предложений выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением. Это приставки пре и при!
При – в значении «Приближение» - приехать
При – в значении «неполнота действия» - приоткрыть
При – в значении «присоединение»- привинтить
При - в значении «территориальная близость» - пришкольный
Пре – в значении «очень» - премилый
Пре – в значении «пере» - преградить
Других приставок у вас спрашивать не будут!
5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.
Ученик должен знать, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно прочитайте все слова.
- Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.
- Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
Чаще спрашивают:
- Полные причастия прошедшего времени с НН – во-первых, они образованы от глагола, во-вторых, к ним можно задать вопрос: что сделанный?. Написанный – (гл: написать, что сделанный)
- Краткие причастия прошедшего времени с Н - во-первых, они образованы от глагола, во-вторых, к ним можно задать вопрос: что сделан? Каков?. Работа написана – (гл: написать, что сделана, какова)
- Прилагательные с основой на Н и суффиксом Н: лунный, туманный, старинный, военный, весенний
- Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами ОНН и ЕНН: станционный, форменный, письменный
- Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами ИН и АН, ЯН: глиняный, серебряный
- Исключения из правила: стеклянный, деревянный, оловянный, ветреный.
- Наречия (как?), в них пишется столько же, сколько и в прилагательном или в причастии. Сдержанно, странно
- Наречия, правописание которых зависит от суффикса: слева, налево. (приставки в, на, за дают суффикс о, остальные – суффикс – а)
6. Лексика и фразеология.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
- Подберите к этому слову возможные синонимы.
- Определите, какой из подобранных синонимов
А) наиболее употребителен;
Б) не носит оттенка книжности и разговорности;
В) обладает минимальной экспрессией;
Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.
Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.
- Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа. Синоним пишете в той же форме, что и слово в задании.
Например:
Высокий.
Сложно, непонятно (одно из них)
8. Способы выражения главных членов предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.
Алгоритм выполнения задания:
- Выделите грамматические основы в предложении.
- Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
- Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;
- Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;
- Надо, нужно, необходимо.
- Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним продолжение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).
7. Виды подчинительной связи в словосочетании.
Алгоритм выполнения задания:
При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:
1) Если оба слова изменяются – это согласование; у них будет одинаковым падеж, число и род, от главного слова к зависимому задается вопрос какой?: зеленая лампа. Зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное.
2)Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление; Зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, от главного слова задаются вопросы падежей: юбка мамы.
3)Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи– это примыкание. Зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного. От главного слова к зависимому задаются вопросы наречий!
Бегать (как?) быстро
ЗАМЕНИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
алгебраической задачей СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ
Ответ: задачей по алгебре
Клетчатый шарф (согласование) – шарф в клетку (управление)
9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):
- Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
- Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
- Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):
- Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
- Помните о том, что
- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными; Х, какой,
- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;
Оля, секретарь нашей школы, уволилась.
- обособленные дополнения выражаются
а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;
3. Выберите правильный ответ.
10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.
Алгоритм выполнения задания (вводное слово)
- Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:
- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;
- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.
Группа по значению | П Примеры |
1. Уверенность | К Конечно, разумеется, бесспорно, не несомненно, без сомнения, безусловно, дей йсствительно |
2. Неуверенность | К Кажется, вероятно, очевидно, возможно, п пожалуй |
3. Различные чувства | К К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению |
4. Источник информации | П По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему |
5. Порядок мыслей | В во-первых, во-вторых, в-третьих, нанаконец , следовательно, значит, итак, нанапротив, наоборот, например, так |
6. Замечания о способах оформления мысли | О Одним словом, иначе говоря, лучше аз сказать |
2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:
- как будто, словно;
- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы. – это не вводные слова!
3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.
Например: Из твоей части, (1) из другой – было невозможно, (2) чтобы кто-то отвернулся, (3) сделав вид, (4) что не заметил. Помогали, (5) тащили на себе, (6) перевязывали, (7) подвозили… Кое-кто, (8) может, (9) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (10) так ведь были и дезертиры, (11) и самострелы.
Ответ: 89
Поднялся из самых низов, (1) пришёл из Суконной слободки, (2) чтобы дать миру, (3) по выражению Стасова, (4) «радость безмерную».
Ответ: 34
Разумеется, (1) он не сидел всё лето, (2) просто, (3) если человек пробыл всё лето в городе, (4) даже не без удовольствия и пользы, (5) всё равно говорится «просидел».
Ответ: 1
Алгоритм выполнения задания (обращение)
- Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
- Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
- Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия (Пушкин) Ответ: 12
Алгоритм выполнения задания (уточнение)
- Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов
- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?
- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.
2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.
11. Выделение грамматических основ в предложении.
Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке
Алгоритм выполнения задания:
- Выделите грамматические основы в предложении.
- Запишите правильный ответ в бланк ответов. Цифра!
12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Алгоритм выполнения задания:
- Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;
- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.
- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ, ИБО и др.), предложение сложноподчиненное.
Например:
Ответ: 1,2,3
13. Синтаксический анализ сложного предложения.Алгоритм выполнения задания:
- (Когда смотришь в открытое море с высокого обрыва), [то кажется], (что вся остальная поверхность земли тоже сплошная водная гладь). – параллельное подчинение
- [Страшно было думать о том], (что этим людям сегодня предстоит участвовать в сражении), (в котором многие найдут себе смерть). –последовательное подчинение.
- [Нужно родиться в культурном обществе для того], (чтобы найти в себе терпение всю жизнь жить среди него) и (не пожелать уйти куда-нибудь из сферы всех этих тяжелых условностей.) –однородное подчинение
14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Ученик должен знать, выполняя задание: виды соподчинения придаточных предложений к главному (последовательное, однородное, параллельное соподчинение).
Алгоритм выполнения задания:
- Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.
- Впишите номер данного предложения в бланк ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык)
Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык). Алгоритм работы. Памятки. Текст для подготовки. Варианты ученических сочинений....
Алгоритмы выполнения заданий КИМов ЕГЭ по русскому языку
Материал в накопительную папку учащихся....
Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку
Рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку...
тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык
подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...
Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ
Алгоритм выполнения задания 9.2. русский язык 9 класс ОГЭ...
Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку.
Алгоритм выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку....
Алгоритм выполнения проектной работы по русскому языку (10 класс)
Подробно описывается композиция проектной работы с приведением примерных тем....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за полезный и
Спасибо за полезный и содержательный конспект!Буду использовать его на уроках.
Класс у меня несильный,
Класс у меня несильный, поэтому этот алгоритм мне очень помогает.
Я делю параллель на две
Я делю параллель на две группы:слабая(условно) и сильная. В одной из них буду смело его использовать.