Путешествие в мир фразеологизмов
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
- Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_frazeologizmov.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие: Путешествие в мир фразеологизмов. (5класс)
Цели:
- Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи, пользоваться различными фразеологическими словарями.
- Развивать речевые умения, познавательный интерес к изучению русского языка, совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
- Способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного языкового материала, обогащению словарного запаса обучающихся, повышению культуры речи.
Оборудование, материалы, средства наглядности: медиа проектор, презентация, С.И.Ожегов “Толковый словарь русского языка”, В.П.Жуков “Школьный фразеологический словарь русского языка”, карточки с заданиями.
Ход мероприятия.
I Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы посетим Страну Фразеологию. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
Учитель .Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи?
Ученик: Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Учитель. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология.
Фразеология – от греч. Фразис (phrasis)– выражение + логос (loqos)-учение.
Есть ещё научное название фразеологизмов – ИДИОМА.Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка.
1ведущий: В середине ХХ века ученые, изучающие русский язык, увидели, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт: несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Сделанное открытие привлекло к материалу внимание очень многих ученых. Так родился новый раздел о языке – фразеология.
II ведущий: Бывает частенько, что слово – одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмем хоть короткое слово вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет,
А гуси и утки сухие всегда.
Заметим люди: как с гуся вода,
Случалось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? Воды в рот набрал.
Лентяй отдыхает, а время идет-
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь».
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Учитель: Вы обратили внимание, когда читали стихотворение, на экране появлялись предложения. Все они являются фразеологизмами.
А сейчас давайте посмотрим небольшую инсценировку. Ваша задача определить, какие фразеологизмы использованы в сценке?
- Инсценировка
- Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.
А Саша стучит.
- Прекрати стук! - сказал папа.
А Саша стучит...
Как об стенку горох, - говорит бабушка. - Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё... Отберу молоток!..
Стучит...
- Сказано - сделано! - Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
- Отдай!
- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
- Я машину чиню...
А бабушка:
- Всему своё время.
- Зачем молоток унесла?
- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
- Не все: мы не спим.
- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
- Кашу маслом не испортишь.
Как об стенку горох
Ему хоть кол на голове теши
Не видать тебе как своих ушей
Ему про Ерёму, а он про Фому
Да ты как с Луны свалился
Ну, хватит воду в ступе толочь
Русским языком сказано
Кашу маслом не испортишь
Сказано – сделано
Всему своё время
Ученик. Мы знаем, что фразеологизмы можно заменить одним словом. Давйте попробем это сделать. «Одним словом»
Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:
1. В час по чайной ложке – медленно
Рукой подать – близко
Кривить душой - обманывать
Бить баклуши - бездельничать
Клевать носом - дремать
2. Повесить нос - грустить
Себе на уме - хитрый
Гонять лодыря - бездельничать
За тридевять земель – далеко
Кожа да кости – худой
3. Во все лопатки – быстро
Раз, два и обчелся – мало
Куры не клюют – много
Водить за нос – обманывать
Сломя голову – быстро
- Конкурс «Умники и умницы» . Участники команд должны отгадать, какие фразеологизмы изобразил художник на своих рисунках
3 .Конкурс «Восстанови фразеологизм» (текст на экране):
- Запретный плод…. (сладок)
- Волк в овечьей… (шкуре)
- Нужен как собаке… (пятая нога)
- …. Скребут на душе (кошки)
- Как с … вода (гуся)
- Прожужжать …. (все уши)
- Вертится как … (белка в колесе)
- По горячим … (следам)
- Обвести … (вокруг пальца)
- Зарубить … ( на носу)
4 . Назовите животное по его определению. Фразеологизмы тесно связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа.
Наши предки, наблюдая за животными, переносили их качества на человека. Закончите фразу.
1. Голоден как…….(волк)
Хитер как……….(лиса)
2. Труслив как……..(заяц)
Здоров как………(бык)
3. Нем как …………(рыба)
Упрям как……….(осел)
Вывод: Фразеологизмы можно использовать для характеристики человека, чтобы подчеркнуть его те или иные качества.
5.«Почувствуй и скажи».
Мы, люди, способны чувствовать: любить, ненавидеть, радоваться и печалиться.
И свои чувства мы можем выражать фразеологизмами.
Вспомним по одному фразеологическому выражению, обозначающему настроение, состояние души, чувства, которые испытывал, как пить дать, каждый из нас:
1. Радость – быть на седьмом небе,
Страх – душа ушла в пятки,
Печаль – повесил голову,
2. Обида – губы надул,
Стыд – готов сквозь землю провалиться
Плохое настроение – встать не с той ноги,
3. Испуг – мурашки забегали, мороз по коже пробежал,
Тревога – кошки на душе скребут,
Негодование – дойти до белого каления.
6.Задание. Соотнесите фразеологизм со значением.
Спустя рукава
Обманывать кого-либо для своей выгоды
Втирать очки
Делать что-либо небрежно, кое-как
Намылить шею
Хитро обманывать
Обводить вокруг пальца
Задать взбучку, побить кого-либо.
Кричать во всю ивановскую
Заниматься бесполезным делом.
Переливать из пустого в порожнее
Кричать очень громко
Физкультминутка
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
7. “На загадку дай отгадку”.
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
- Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (Нос.)
- Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
- Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык.)
Подведение итога занятия.
- Используются ли фразеологизмы для того, чтобы дать характеристику каких-либо качеств человека?
- Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
- Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
- Узнал ли я сегодня что-то новое?
- Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
- Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему “Фразеология” самостоятельно?
Использованная литература.
- И.Н.Горбунова “ Занимательная лингвистика. Волгоград 2009 г.
- Е.М. Елизарова “К тайнам слова”. Волгоград 2008 г.
- Журнал “Русский язык в школе”№ 2 1993 г.
- Ресурсы интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Путешествие по городу фразеологизмов"
Урок рассчитан на 2 часа....
Конспект урока русского языка в 5 классе "Путешествие по городу фразеологизмов"
Урок рассчитан на 2 часа....
классный час " Вмире профессий"
классный час разработан в целях проведения профориентационной работы для учащихся 9 классов....
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Тема: "Путешествие в мир фразеологизмов".
Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи? Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению....
Презентация к открытому уроку- путешествию на тему "Фразеологизмы" 6 класс
Тип урока - изучение нового материала. Ребята знакомятся с новым учебным материалом "Фразеологизмы".Урок - путешествие. Для этого используются материалы: учебник, презентация на ...
Урок-путешествие Фразеологизмы. Культура речи
Цель: повторить и обобщить сведения по разделу фразеология научить определять фразеологизмы в текстах и объяснять их значения, использовать в речи.Тип урока: урок обобщения полученных знаний...
Проект История России через традиции и православие. Путешествие по стране фразеологизмов 2017
В данной работе раскрывается история возникновения ряда фразеологизмов. Часть из них связана с историей России, Москвы и Европы, часть - с конкретными историческими личностями. Часть фразеологизм...