Неделя русского языка
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_russkogo_yazyka.docx | 20.33 КБ |
1-y_den.docx | 11.24 КБ |
2-y_den.docx | 14.6 КБ |
4_5-y_den.docx | 12.99 КБ |
3-y_den.docx | 12.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Неделя русского языка
В школах традиционно проводится “Неделя русского языка”. Это мероприятие предъявляет высокие требования к педагогам - словесникам, так как оно подводит итог достижениям учащихся в изучении русского языка не только на уроках, но и во внеклассной работе.
“Неделя…” должна проходить как праздник, как увлекательное событие в жизни школы. Это должно отражать и её внешнее оформление.
Приготовить персональный экран соревнования.
1-й день. “Из истории языка”
Оформление.
1) Сообщение о создателях и создании славянской азбуки. (оформление стенда)
2) Конкурс сочинений на тему «Чем отличается славянская азбука от современной русской».
3) Конкурс «Лучший каллиграф»
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
Язык и золото – вот наш кинжал и яд.
М.Ю.Лермонтов
2-й день. Интеллектуальный ринг
Оборудование: листы бумаги (чистые), презентация, распечатанные задания, клей
Игра «Грамотей».
Из букв данного слова составить как можно больше слов. Все слова должны быть в начальной форме, без орфографических ошибок. Буква Й = И. Оформлять в виде списка.
Интеллектуальный ринг.
Присутствующие делятся на две команды (лучше смешанные). За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
1) Разминка
Вопросы – шутки:
- В каком слове сорок гласных?
- В каких словах по сто согласных?
- За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный залп из нескольких орудий?
- Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
- Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоемов, в маленького грызуна?
- Какое местоимение превратиться в союз, если прочесть его справа налево?
- В каком числительном содержится приказ?
- В каком слове 100 отрицаний?
2) Игра «Грамотей».
Используя уже готовые записи, команды зачитывают слова. Какая команда назвала больше слов, та и получает жетон.
3) Игра «Переводчик»
Замените исконно русские данные слова иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.
Изъян -
Записки о прошлых событиях -
Довод, служащий основанием доказательства -
Воодушевление -
Человек, политический деятель, слепо действующий по чужой воле -
Прогулка -
Слова для справок: дефект; мемуары; аргумент; энтузиазм; марионетка; променад.
4) Игра «Лексическая»
Подберите русские синонимы к пословицам и фразеологизмам, существующим в других языках:
- Ни за какие деньги не купишь счастливого прошлого. (Береги честь смолоду)
- Один раз укусит змея – три года будешь бояться пеньковой веревки. ( Пуганая ворона куста боится)
- Насколько прольешь пота – настолько съешь кашу. (Как потопаешь, так и полопаешь)
- Колодезным лягушкам нечего говорить о море. (Знай сверчок свой шесток)
- Раз надел новые туфли – высоко поднимай ноги. (Назвался груздем – полезай в кузов)
- В Риме делай то, что римляне делают. (В чужой монастырь со своим уставом не суйся)
- В королевстве слепых и одноглазый – король. (На безрыбье и рак – рыба)
- Орлы не ловят муж. (Не царское это дело)
- Когда динозавры были в моде. (При царе Горохе)
- Похвала – не пудинг. (Спасибом сыт не будешь)
5) Игра «Орфоэпическая»
- Представьте, что перед вами стихотворение, прочитайте его с «поэтической» интонацией. Замените числа словами.
71, 4, 15,3247,
16, 318, 140,327.
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225
713, 116, 512, 43,
2000000, 320, 17, 333.
6) Подведение итогов.
3-й день. Игра “Веселое путешествие в страну филологию”
Станция «Фразеология»
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Объясни значение фразеологизмов.
1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).
2) Как в воду опущенный (грустный человек).
3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).
4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).
5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).
6) Как в воду глядел (предсказал).
7) Как две капли воды (очень похожи).
8) Прошли огонь и воду (всё испытали).
Станция «Редакция»
1. Объясните загадочные знаки.
Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идут дела с распродажей, послал записку своему издателю, в которой стоял только “?” Издатель ответил остроумно и коротко: “!”
2. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
Выглянув в окно, шум привлёк моё внимание.
Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Выбирая подарочную книгу, мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.
Потребляя небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.
4-й день. Игра “Веселое путешествие в страну филологию”
Станция «Грамматика»
1. Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.
Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).
Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).
Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон и т.д.).
Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка и т.д.).
2. Помогите восстановить загадочную надпись.
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать)
3. Прочтите ребус.
Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
4. Образуйте уменьшительно – ласкательные формы от женского имени Елена. (Еленка, Елка, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся и т.д.)
5. Кто больше вспомнит слов с начальной буквой Э? (Экватор, экскаватор, экскурсия, экспедиция, экран, эмигрант и т.д. можно 22 и больше)
Станция «Загадочная»
1. Ответьте на вопросы.
Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)
Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)
Что стоит посредине Земли (Буква “М”)
Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)
Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)
Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)
2. Отгадайте загадки.
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
Какой год продолжается один день? (Новый)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)
Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)
Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)
Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)
Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
Точка с хвостиком. (Запятая)
5-й день. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
1-й день. “Из истории языка”
Оформление.
1) Сообщение о создателях и создании славянской азбуки. (оформление стенда)
2) Конкурс сочинений на тему «Чем отличается славянская азбука от современной русской».
3) Конкурс «Лучший каллиграф»
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
А.Н.Толстой
Язык и золото – вот наш кинжал и яд.
М.Ю.Лермонтов
Предварительный просмотр:
2-й день. Интеллектуальный ринг
Оборудование: листы бумаги (чистые), презентация, распечатанные задания, клей
Игра «Грамотей».
Из букв данного слова составить как можно больше слов. Все слова должны быть в начальной форме, без орфографических ошибок. Буква Й = И. Оформлять в виде списка.
Интеллектуальный ринг.
Присутствующие делятся на две команды (лучше смешанные). За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает тот, кто наберет больше жетонов.
1) Разминка
Вопросы – шутки:
- В каком слове сорок гласных?
- В каких словах по сто согласных?
- За какой согласный надо спрятать другой согласный, чтобы получился одновременный залп из нескольких орудий?
- Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
- Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоемов, в маленького грызуна?
- Какое местоимение превратиться в союз, если прочесть его справа налево?
- В каком числительном содержится приказ?
- В каком слове 100 отрицаний?
2) Игра «Грамотей».
Используя уже готовые записи, команды зачитывают слова. Какая команда назвала больше слов, та и получает жетон.
3) Игра «Переводчик»
Замените исконно русские данные слова иноязычными, наиболее часто употребляемыми в современном языке.
Изъян -
Записки о прошлых событиях -
Довод, служащий основанием доказательства -
Воодушевление -
Человек, политический деятель, слепо действующий по чужой воле -
Прогулка -
Слова для справок: дефект; мемуары; аргумент; энтузиазм; марионетка; променад.
4) Игра «Лексическая»
Подберите русские синонимы к пословицам и фразеологизмам, существующим в других языках:
- Ни за какие деньги не купишь счастливого прошлого. (Береги честь смолоду)
- Один раз укусит змея – три года будешь бояться пеньковой веревки. ( Пуганая ворона куста боится)
- Насколько прольешь пота – настолько съешь кашу. (Как потопаешь, так и полопаешь)
- Колодезным лягушкам нечего говорить о море. (Знай сверчок свой шесток)
- Раз надел новые туфли – высоко поднимай ноги. (Назвался груздем – полезай в кузов)
- В Риме делай то, что римляне делают. (В чужой монастырь со своим уставом не суйся)
- В королевстве слепых и одноглазый – король. (На безрыбье и рак – рыба)
- Орлы не ловят муж. (Не царское это дело)
- Когда динозавры были в моде. (При царе Горохе)
- Похвала – не пудинг. (Спасибом сыт не будешь)
5) Игра «Орфоэпическая»
- Представьте, что перед вами стихотворение, прочитайте его с «поэтической» интонацией. Замените числа словами.
71, 4, 15,3247,
16, 318, 140,327.
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225
713, 116, 512, 43,
2000000, 320, 17, 333.
6) Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
4-й день. Игра “Веселое путешествие в страну филологию”
Станция «Грамматика»
1. Изменив в слове только одну букву, получить как можно больше новых слов.
Бак (бок, бык, бук, бал, лак, мак, рак, бар, бас и т.д).
Дом (ком, лом, сом, том, дым, дог, ром и т.д).
Кот (бот, пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон и т.д.).
Бочка (дочка, кочка, ночка, почка, точка, мочка и т.д.).
2. Помогите восстановить загадочную надпись.
Однажды ветер решил пошутить. Над дверью школы он заметил плакат. Ветер налетел и сорвал все согласные буквы. Когда утром в школу пришли ребята, то увидели такую надпись: …о…о …о…а…о…а…ь! (Добро пожаловать)
3. Прочтите ребус.
Прежде, чем 7я 05 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеёнку.
4. Образуйте уменьшительно – ласкательные формы от женского имени Елена. (Еленка, Елка, Аленка, Аленушка, Ленушка, Ленуся и т.д.)
5. Кто больше вспомнит слов с начальной буквой Э? (Экватор, экскаватор, экскурсия, экспедиция, экран, эмигрант и т.д. можно 22 и больше)
Станция «Загадочная»
1. Ответьте на вопросы.
Что находится между рекой и берегом? (Союз “и”)
Какой русский город летает по воздуху? (Орёл)
Что стоит посредине Земли (Буква “М”)
Какой город у моря состоит из одного мужского и ста женских имён? (Севастополь)
Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, Красное, Желтое, Белое)
Каким поясом не подпояшешься? (Климатическим)
2. Отгадайте загадки.
Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
Какой год продолжается один день? (Новый)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно)
С помощью наречий перечислите по порядку пять дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)
Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (Трое)
Один льёт, второй пьёт, третий зеленеет да растёт (Дождь, земля, рожь)
Земля белая, а птицы на ней чёрные. (Бумага и буквы)
Чёрные, кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы )
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я - Мы)
Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
Точка с хвостиком. (Запятая)
5-й день. Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
3-й день. Игра “Веселое путешествие в страну филологию”
Станция «Фразеология»
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Объясни значение фразеологизмов.
1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).
2) Как в воду опущенный (грустный человек).
3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).
4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).
5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).
6) Как в воду глядел (предсказал).
7) Как две капли воды (очень похожи).
8) Прошли огонь и воду (всё испытали).
Станция «Редакция»
1. Объясните загадочные знаки.
Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идут дела с распродажей, послал записку своему издателю, в которой стоял только “?” Издатель ответил остроумно и коротко: “!”
2. Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их.
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.
Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
Выглянув в окно, шум привлёк моё внимание.
Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Выбирая подарочную книгу, мне бросилось в глаза великолепное качество репродукций.
Потребляя небольшое количество воды, становится невозможным быстрый рост растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"
Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....
Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку
Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....
Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка
Работа представляет опыт проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....
Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках Недели Русского языка
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку с использованием информационных технологий...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...