Морфологический разбор причастия
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе, учебник М.М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskiy_razbor_prichastiya.docx33.35 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx76.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Разработка урока русского языка

Морфологический разбор причастия

Пояснительная записка.

Урок по теме "Морфологический разбор причастия"  разработан на основе  учебно-методического комплекта  М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов "Русский язык". 

Используемая технология:  технология системно-деятельностный  подход

Методы работы на уроке: систематизация материала, проблемный, самооценка, возврат к ключевым словам.

Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Разработка урока.

Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.

Задачи:

предметные УУД:

- повторить изученное о причастии;

- познакомиться с порядком морфологического разбора причастия;

-  развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;

 - отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- воспитывать патриотические чувства; (уважение к истории страны

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению

Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта), тетрадь,  раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), эталон морфологических разборов (приложение 2), тест (приложение 3), презентация Microsoft Office PowerPoint,  мультимедийное оборудование.

Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.

Межпредметные связи: история, литература, искусство.

Используемая технология: технология деятельностного метода.

Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Тип урока: открытие нового знания.

Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности. (слайд № 1)

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О какой глагольной форме сегодня пойдёт речь? (причастие)

В своё время В.И. Даль очень точно сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».

- Что значит «…Склоняюсь я как прилагательное?»

- Что значит «…Глагол по значению напоминаю?»

Итак, о какой глагольной форме сегодня пойдёт речь?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (слайд № 2).

- Обратите внимание, у вас на партах лежат листы самооценки. Не забывайте в течение всего урока себя оценивать. Оценивая работу в паре, обосновывайте постановку оценки друг другу.

  1. В начале урока проверим ваши орфографические знания. Запишем и  объясним выбор орфограммы в словах. Дайте характеристику причастий по предложенной таблице (устно).

- Пр(и/е)щуре(н/нн)ый, танцу(ю/я)щий,  см(о/а)тревший,  предпол(а/о)га(е/и)мый, выр(а/о)ще(н/нн)ый, пр(и/е)бывший, дв(и/е)жимый, пр(и/е)ведённый.

Причастие

От какого глагола образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

вид

время

возвратность

переходность

число

род

падеж

растущие

расти

нес.

наст.

невозвр.

неперех.

мн.

-

И.п.

- Что вы можете сказать о последнем причастии и его орфографии? (кр. форма, -н-  в суффиксе, член предложения – сказуемое)

- Оцените ваши знания правил.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишнёвые сады.

- найти причастный оборот, определить его синтаксическую роль, расставить, при необходимости, знаки препинания.

3) Продолжим правила, изученные сведения по теме «Причастие».

- Какая часть речи называется причастием?

- Что называется причастным оборотом?

- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?

- На какие две группы делятся причастия?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?

При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия  настоящего времени?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные  причастия прошедшего времени?

- Оцените ваши знания правил.

 III. Новый материал.

  1. Тема урока обозначена на стр. 174. Прочитайте её, пожалуйста.

- Какие вопросы можем задать?

- На какие можем ответить?

- На какие нет?

2) Самостоятельное изучение материала на стр. 174.

- Что нового открыли?

3) Образец морфологического разбора (стр. 174)

IV. Закрепление изученного.

  1. Прочитайте текст  (слайд №3)

Орден «Победа»

Орден «Победа» высший военный орден. Он был учреждён в 1943 году, когда до победы было ещё далеко.

Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью. Он окаймлён лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами «Победа».

За время Великой Отечественной войны этим орденом было награждено 19 человек. Орден «Победа», вручённый маршалу Георгию Константиновичу  Жукову, имел 1-ый номер.

(Журнал  «Вокруг света»)

- Определите тему текста. Какова его основная мысль?

- Тема ВОВ. Мы о ней вспоминаем не случайно. Совсем скоро в жизни нашей страны произойдёт значительное событие. Какое?

- Расставить знаки препинания в первом предложении.

- Выбрать из текста причастия.

          2) Сделать письменно морфологический разбор одного из них, пользуясь планом разбора на стр. 174.  (в качестве образца на доске выполняется учителем).

1. Учреждён (он) – причастие.

2. Н.Ф. (какой?) – учреждённый (суффикс – ённ-), учредить.

3. П.м.п.: невозвр., перех., страд., сов.в., пр.вр.

4. Н.м.п.: кр.ф., ед.ч., м.р.

5. С.Р. он был учреждён

3) Найти причастие в полной форме. Работая в парах, произвести его морфологический разбор.

Самопроверка (слайд № 4):

1. Вручённый (орден) – причастие.

2. Н.Ф. (какой?) – вручённый (суффикс – ённ-), вручить.

3. П.м.п.: невозвр., перех., страд., сов.в., пр.вр.

4. Н.м.п.: п.ф., ед.ч., м.р., И.п.

5. С.Р. орден (какой?) вручённый

- Оцените ваши знания правил.

Y. Физминутка. («Распределительный диктант»)

- Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая прилагательные от причастий.

- По каким особенностям мы различаем эти части речи?

Условия физминутки:  я вам буду называть слова: причастия и прилагательные.

Назову прилагательное – хлопаете в ладоши.

Причастие –  повернулись друг к другу.

- Деревянный, пустынный, отправленный,  составленный, песчаный, отданный,  засеянный, серебряный, отдаленный.

(Обучающиеся выполняют физические упражнения.)

YI. Тестовая работа (взаимопроверка)

  1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.
    А) вид
    Б) время
    В) лицо
    Г) переходность

  1. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
    А) Море гладко выковано из синего металла.
    Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
    В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.

  1. Укажите словосочетания со страдательными причастиями.
    А) расколотый молотком
    Б) помогавшие ветеранам
    В) растущее дерево
    Г) увядший осенью
    Д) исправленная учителем
    Е) несклоняемые существительные

  1. Укажите, в каких пунктах допущены ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:
    А) услышать – услышенный
    Б) застрелить – застреленный
    В) понять – понятый
    Г) засеять – засеятый
    Д) запаять – запаянный

- Оцените ваши знания правил вашим соседом.

YII. Рефлексия учебной деятельности.

- Каждая работа имеет свой результат. Как мы можем определить результат нашего урока? (Подведя итог.)

- Назовите цель, поставленную вами в начале урока.

- Вы достигли поставленной цели?

- Какая работа вызвала у вас затруднение?

- Внизу карты самооценки расположены критерии вашей деятельности. Прочтите внимательно своё отношение к нашему урока. Оцените свою работу.

- В течение всего урока вы заполняли карту самооценки. Сейчас вы можете оценить себя, вычислив среднее арифметическое.  

YIII. Домашнее задание дифференцированного характера:

 для всех - выучить порядок морфологического разбора  стр. 174, упр. 440 (одно причастие разобрать письменно);

- для обучающихся, имеющих повышенную учебную мотивацию, желающих получить отметку за д/з, -  составить и записать текст на тему "Великая Отечественная война" с причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 1 причастия.


Лист самооценки

Ученика(цы)  6 «Б»______________________________________________

Задание

Моя оценка

1. Орфографическая разминка.

самооценка

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1ошибка - "4";

2 ошибки - "3";

3 и более  ошибки - "2".

  1. Синтаксическая пятиминутка

самооценка

Знание орфографических и пунктуационных норм

3. Проверка теоретических знаний.

самооценка

Ссс

4. Работа с текстом.

 самооценки

Знание орфографических и пунктуационных норм

5.Письменный морфологический разбор причастий.

Оценка пары.

Критерии оценки:

0-1 ошибка - "5";

2 ошибки - "4";

3 ошибки - "3";

Более 3 ошибок - "2".

6. Дополнительное задание. (Тест.)

Оценка пары.

Критерии оценки:

0 ошибок - "5";

1ошибка - "4";

2 ошибки - "3";

Более 2 ошибок - "2".

7. Критерии  деятельности

самооценка

а) Усвоил(а) полностью, могу применить.

б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении.

в) Усвоил(а) частично.

г) Не усвоил(а).

Оценка за урок (среднее арифметическое всех выставленных оценок).


ИСТОЧНИКИ

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.:  Просвещение, 2012
  2. Методическое пособие к учебнику Русский язык. 6 класс /под редакцией М.М. Разумовской, Леканта П.А. М.: Дрофа, 2014.
  3. Фетисова О.А., Чермашенцева О.В. Русский язык. 6 класс. Система уроков/под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.: Волгоград, 2012.
  4. Шаблоны презентаций. [Электронный ресурс]. – URL: http://pedsovet.su/load/387-1-0-39109 (дата обращения 05..12.2013)

 

Издалека виден темно-серый обелиск поставле..ый в память о воинах павших в боях с фашистами. Не вянут цветы положе..ые на камень чьей-то благодарной рукой. Уходят в далёкие воспоминания ветераны приходящие к священному месту тихими вечерами. Всегда рядом и ученики школы юные патриоты не забывающие героический подвиг далёких дней.

 (Учитель читает текст.)

- Назовите тему и главную мысль текста. (Тема: Великая Отечественная война. Главная мысль текста: благодарность потомков.)

- Какое для нас имеют значение события Великой Отечественной войны?

- Правильно ли оформлен записанный на доске текст с точки зрения орфографии и пунктуации?

- Необходимо  ли каждому человеку знать правильное написание слов и верную постановку знаков препинания? Для чего? (Грамотность - показатель культуры.)

- и пропущенных букв в тексте.

-   Есть ли в данном тексте пропущенные знаки препинания? Какие? Обсудите в группе верную постановку знаков препинания. Обозначьте графически причастные обороты.

- Назовите пропущенные буквы, объясните их написание.

(Представители от каждой группы поочерёдно выходят к доске и объясняют орфографические и пунктуационные ошибки.) 
- Оцените свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я как прилагательное, На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю .

Слайд 2

Пр (и/е)щуре( н / нн ) ый , танцу( ю /я) щий , см(о/а) тревший , предпол (а/о)га(е/и) мый , выр (а/о) ще ( н / нн ) ый , пр (и/е)бывший, дв (и/е) жимый , пр (и/е)ведённый.

Слайд 3

Орден «Победа» Орден «Победа» высший военный орден. Он был учреждён в 1943 году, когда до победы было ещё далеко. Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью. Он окаймлён лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами «Победа». За время Великой Отечественной войны этим орденом было награждено 19 человек. Орден «Победа», вручённый маршалу Георгию Константиновичу Жукову, имел 1-ый номер. (Журнал «Вокруг света»)

Слайд 4

1. Вручённый (орден) – причастие. 2. Н.Ф. (какой?) – вручённый (суффикс – ённ -), вручить. 3. П.м.п.: невозвр ., перех ., страд., сов.в ., пр.вр . 4. Н.м.п.: п.ф., ед.ч., м.р., И.п. 5. С.Р. орден (какой?) вручённый (определение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологический разбор причастий.

На уроке вы познакомитесь с планом разбора причастия как части речи, повторите признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль. Также вы сможете самостоятельно сделать морфоло...

Презентация к уроку в 7 классе Морфологический разбор причастия

Презентация, содержащая тему урока, а также содержащая творческую работу по картине и рефлексию....

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

презентация морфологический разбор причастия 7 класс

Данный материал актуален после  изучения признаков причастия для учащихся 7 класса....

презентация морфологический разбор причастия

Данный материал актуален для учащихся 7 класса после изучения морфологических признаков причастия....

План морфологического разбора причастия (по требованиям ВПР) с образцом разбора

Презентация позволит выполнить  первичный морфологический разбор причастия по требованиям ВПР...