Интеллектуальный марафон. Задания по русскому языку 10 класс
материал (10 класс) по теме
Интеллектуальный марафон. Задания по русскому языку 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_10_klass.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 10 класс
1. (1 балл за каждый правильный ответ)
Образуйте форму множественного числа родительного падежа от существительных: копьё, шалунья, кочерга, скамья, устье.
2. (1 балл за каждый правильный ответ)
Запишите одним словом: 2500-летие, 1850-летие, 3724-летие.
3. (1 балл за каждый правильный ответ)
Многие пословицы по степени абстрагирования выходят на уровень философских сопоставительных категорий, например: форма и содержание («Криво дерево, да яблочки сладки»), качество и количество («С миру по нитке – голому рубаха»), сущность и явление («Из дуги оглобли не сделаешь»), причина и следствие («Как аукнется, так и откликнется»), необходимость и случайность («Это бабушка надвое сказала») и др. Определите, пожалуйста, к каким смысловым парам относятся следующие пословицы:
1) двум смертям не бывать, одной не миновать;
2) не всяк праведник, кто ходит в церковь;
3) сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит;
4) горбатого могила исправит;
5) не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел;
6) в тихом омуте черти водятся;
7) встречают по одёжке – провожают по уму;
8) мал золотник, да дорог;
9) коровка чёрная, а молочко белое;
10) терпение и труд всё перетрут;
11) копейка рубль бережёт;
12) одна паршивая овца всё стадо перепортит;
13) бывает, и медведь летает, только не с горы, а под гору.
4. (1балл за ответ +1 балл за аргументацию)
Можно ли считать все приведённые здесь слова этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.
Нога – ноготь – нож – подноготная.
5. (1 балл) Покажите словообразовательную цепочку к слову ПЕРЕЖИВАНИЕ.
6. (1 балл за ответ, + 1 балл за верное обоснование) Найдите и исправьте речевые ошибки и недочеты:
а) «Можно было бы согласиться с теми положениями доклада, где не содержалось никаких противоречий»;
б) «Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественной стороне произведения».
7. (1 балл за каждый правильный ответ)
Объясните варианты форм слов: сыны – сыновья, лоскуты – лоскутья
8. (1 балл) Может ли безличный глагол быть в предложении в повелительном наклонении? Приведите пример.
9. (1 балл) Объясните значение выделенного слова в строке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «И мысль об ней одушевила его цевницы первый стон».
10.(1 балл) Переведите на современный русский язык.
ВидѢвъ же Ярославъ яко побѢжаемъ есть и побѢже съ Якуномъ князем.
Ответы. 10 класс.
1.Копий, шалуний, кочерёг, скамей, устьев. . (1 балл за каждый правильный ответ)
2. Двухтысячепятисотлетие, тысячевосьмисотпятидесятилетие, трёхтысячесемисотчетырёхлетие. (1 балл за каждый правильный ответ)
3.Форма и содержание: 6,7, 8, 9
качество и количество: 10, 11, 12
сущность и явление: 2, 3, 4
причина и следствие: 5
необходимость и случайность: 1, 13. (1 балл за каждый правильный ответ)
4. Этимологически родственными являются слова НОГА – НОГОТЬ – ПОДНОГОТНАЯ.
Нога и ноготь – общеславянские слова, слово ноготь является производным с уменьшительно-ласкательным значением от слова нога . А слово подноготная – исконно русское, возникло из выражения «подноготная тайка», т.е.пытка.
Слово нож – общеславянское, производное от «ньзити», пронзать. (1балл за ответ +1 балл за аргументацию)
5. Жить – пережить – переживать – переживание. (1 балл)
6. а) неправильное употребление союзного слова: вм. «где» надо употребить «в которых»;
б) смещение синтаксической конструкции, правильно: «Главное, чему необходимо уделить внимание, - это художественная сторона произведения». (1 балл за ответ, + 1 балл за верное обоснование)
7.Сыны родины – сыновья матери; лоскуты – обрезки ткани, кожи; лоскутья – лохмотья. . (1 балл за каждый правильный ответ)
8. Можно. Например: Пусть подморозит. Пусть вам хорошо работается. (1 балл)
9. Буквально «цевница» - свирель, т.е. символ поэтического творчества. (1 балл)
10. Ярослав же, увидев, что его побеждают, обратился в бегство с князем Якуном.
(1 балл)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 5 класс
Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по разным предметам. Eго цель-проверить знания, общую эрудицию и творческие сп...
Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 6класс
Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по различным предметам. Его цель-проверить знания, общую эрудицию, творческие ...
Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 8класс
Интеллектуальный марафон-проводимое в некоторых школах мероприятие,которое включает в себя задания по различным предметам.Его цель-проверить знания,общую эрудицию, творческие спосо...
Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 9класс
Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по разным предметам. Его цель- проверить знания, общую эрудицию , творческие сп...
Интеллектуальный марафон. Задания по русскому языку 11 класс
Интеллектуальный марафон. Задания по русскому языку 11 класс...
Интеллектуальный марафон. Задания по литературе 10 класс
Интеллектуальный марафон. Задания по литературе 10 класс...
Интеллектуальный марафон. Задания по литературе 11 класс
Интеллектуальный марафон. Задания по литературе 11 класс...