Кружок "Речевая культура"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
В школе для детей с проблемами в интеллектуальном развитии разной степени выраженности (умственной отсталостью) проблема обучения практическим умениям, формирования у детей жизненной компетенции, позволяющей адаптироваться в обществе, является главной. Одной из составных этой проблемы специалисты считают формирование языковой культуры обучающихся. Задача формирования языковой и коммуникативной компетенции обучающихся особенно сложна и ответственна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_kruzhka_plan.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Цели занятия | Программное содержание | Практическая работа |
1. Вводное занятие. (1 ч.) | – Корригировать операции анализа и синтеза на основе работы с шифрограммой; – познакомить с задачами курса, показать роль языка в жизни людей, обратить внимание на богатство русского языка; – воспитывать интерес к родному языку. | Язык в жизни людей. Русский язык | Чтение и анализ рассказа А. Дорохова «Ух, и здорово». Определение значения слова «язык» в пословицах и предложениях. Анализ высказываний великих людей о русском языке |
Наша речь (1 ч.) | – Корригировать внимание на основе группировки слов с одинаковым количеством слогов; – выявить уровень речевого развития учащихся; – воспитывать стремление к обогащению собственной речи | Анкета «Мы изучаем собственную речь» | Коллективный анализ анкет |
Речь и этикет. (2 ч) | – Корригировать восприятие на основе составления слова из букв, пропущенных в данных словах; – дать понятие о речевом этикете, обогащать речь словами и другими языковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, отрабатывать речевые умения в различных ситуациях; – воспитывать культуру речи | Речевой этикет. Универсальные средства коммуникативной деятельности. Социальное общение в различных ситуациях. Вербальные и невербальные формы этикета. | Выразительное чтение и анализ басни И. А. Крылова «Кукушка и петух», стихотворения О. Дриза «Добрые слова». Подбор пословиц и поговорок, связанных с речевой деятельностью. Построение моделей межличностных отношений. Чтение этикетных диалогов из литературных произведений. Составление вариантов обращения, извинения, прощания, приветствия и т. д. |
Просодика речи. (2 ч) | – Корригировать внимание на основе выделения повторяющегося слога в «тройках» слов; – отрабатывать четкость и эмоциональную выразительность речи, закреплять интонационные средства выразительности; – воспитывать желание сделать свою речь эмоциональной и интонационно окрашенной | Логическое ударение. Пауза. Тон. Темп речи. Ритм | Упражнения на развитие интонационной стороны речи. Игры на выделение пауз. Анализ текста. Игра «Испорченный магнитофон». |
Нормы ударения в литературном языке и правильная речь. (2 ч) | – Корригировать логическое мышление на основе выделения «лишнего» слова из группы слов; – дать понятие о характерных особенностях ударения в русском языке, упражнять в правильном ударении и произношении; – воспитывать мотивацию к сознательному усвоению правил произношения | Разноместность и подвижность ударения. Слова с подвижным ударением | Чтение лингвистической сказки «Волшебник Ударение». Драматизация миниатюры «Ударение». Упражнения на постановку ударения в словах-парах, имеющих одинаковое написание и объяснение разницы в значениях слов. Разгадывание шарад. Упражнения на правильное произношение и ударение в словах |
Коммуникативная целесообразность речи. (2 ч) | – Корригировать зрительную память на основе запоминания ряда слов; – дать понятие о коммуникативной целесообразности речи, упражнять в подборе точных и выразительных слов, уместном употреблении фразеологизмов; – воспитывать мотивацию к широкому использованию языковых средств в речи | Точность, богатство, выразительность речи. Фразеологизмы в речи | Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «Родной язык». Литературное редактирование предложений. Упражнения в замене фразеологических оборотов словами-синонимами. Работа с фразеологическим словарём |
Правильная речь и грамматика литературного языка. (6 ч) | – Корригировать вербальную память на основе запоминания ряда слов; – уточнять, обогащать речь именами существи- тельными на основе работы с синонимами, антонимами, многозначными словами; – обучать правильному образованию однокоренных существительных, обозначающих одушевлённые предметы, и правильному формообразованию множественного числа именительного и родительного падежей; – воспитывать мотивацию к сознательному усвоению норм русского языка | Имя существительное. (1 ч) | Выделение имён существительных из текста. Подбор синонимов, антонимов. Работа над многозначными существительными. Игра «Кто где живёт». Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа. Подбор родовых пар (например: ткачиха – ткач, балерина – ?) |
– Корригировать зрительную память на основе нахождения различий в двух картинках; – показать роль имени прилагательного в речи, учить правильно понимать и точно использовать имена прилагательные в речи, работать над нормами согласования имён прилагательных с именами существительными; – воспитывать мотивацию к использованию имён прилагательных в речи | Имя прилагательное. (1 ч) | Наблюдения над ролью имён прилагательных в текстах. Упражнения в согласовании имени прилагательного с именем существительным. Работа с прилагательными, употребляемыми в переносном значении. Игра «Кто больше?». Составление коротких описаний | |
– Корригировать аналитико-синтетическую деятельность на основе классификации; – упражнять в правильном формообразовании личных местоимений и правильном использовании местоимений в речи; – воспитывать мотивацию к сознательному усвоению правил и законов языка | Личные местоимения. (1 ч) | Упражнения в употреблении местоимений. Решение лингвистических задач. Литературное редактирование | |
– Корригировать процессы анализа и синтеза на основе составления слов из букв данного слова; – показать роль глаголов в речи, уточнять, обогащать, активизировать словарь учащихся, развивать монологическую форму речи; – воспитывать мотивацию к овладению нормами литературного языка | Глагол. (1 ч) Как работают глаголы в речи. Трудные случаи употребления в речи | Упражнения в глагольном формообразовании. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными. Упражнения в постановке ударения в глаголах. Дополнение глаголами рассказов динамического содержания. Литературное редактирование | |
– Корригировать процессы мышления на основе заполнения недостающих букв в словах; – обогащать речь детей наречиями; – воспитывать мотивацию к сознательному обогащению языка | Наречие. (1 ч) Значение наречий в речи | Наблюдения над лексическим значением наречий. Упражнения в подборе синонимов, антонимов, омонимов, постановке ударения в наречиях. Решение лингвистических задач. Составление кратких описаний | |
– Корригировать вербальную память на основе запоминания пар синонимов; – показать роль числительного в речи, упражнять в склонении имён числительных, в согласовании их с именами существительными; – воспитывать мотивацию к овладению нормами литературного языка | Имя числительное. (1ч) Роль имени числительного в речи. Трудные случаи употребления имён числительных | Упражнения в согласовании имён числительных с именами существительными. Упражнения в изменении числительных (два, оба, полтора) по родам и падежам. Наблюдения над употреблением имён числительных в текстах, пословицах и поговорках | |
Чистота речи. (1 ч) | – Корригировать восприятие на основе работы с таблицей, содержащей изображения животных; – учить пользоваться «Толковым словарём» с целью уточнения собственного словаря; – формировать умение избегать в речи употребление слов-сорняков; – воспитывать культуру речи | Толковые словари. Вредные словесные привычки | Анализ словарных статей. Чтение и анализ статьи Л. Успенского «Можно ли сломать язык?». Составление устных рассказов на основе личных наблюдений. Наблюдения за речью одноклассников. Чтение по ролям и анализ диалогов |
Заключительное занятие. (1 ч) | – Корригировать зрительную память на основе запоминания ряда картинок; – подвести итоги курса в игровой форме, способствовать развитию творческих возможностей учащихся; – воспитывать культуру речевого общения | Подведение итогов работы факультатива. Игра «Речевой аукцион» | Решение слоговиц. Моделирование речевых ситуаций. Выполнение игровых заданий. Составление индивидуальных рассказов «Как помог курс «Речевая культура» мне и моей речи» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)
Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...
"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.
Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....