Технология "Учебного пакета" по теме "Научный стиль"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Абраменко Ольга Игоревна

В представленном материале находятся методические объяснения технологии "Учебного пакета" (в рамках технологического подхода), а также разрабтанный учебный пакет по теме "Научный стиль речи". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_uchebnogo_paketa.doc42 КБ

Предварительный просмотр:


«Учебный пакет» как инновационная форма

организации учебной деятельности учащихся.

Изучение теоретических аспектов русского языка в средней школе построено по традиционной (классической) схеме; данный подход сложился в течение последних десятилетий. Традиция в образовании является тем стержнем, который обеспечивает высокую результативность в освоении учебного материала.

Современное образование требует новых педагогических технологий, которые являлись бы адекватным ответом меняющимся учебным условиям. Инновационные подходы в образовании, в частности, в преподавании русского языка, в данный момент активно развиваются.

Центральным понятием инновации в образовании считается так называемый «технологический подход», результатом которого становится разработка технологической модели. Технология «Учебного пакета» является одним из основных видов технологического подхода.

Учебный пакет — это комплекс дидактических материалов, рассчитанных на индивидуальную самостоятельную учебную работу учащихся при изучении тех или иных разделов учебного материала.

В данный комплекс входят:

- учебные материалы и пособия;

- руководство (или набор указаний), организующее самостоятельную работу учащихся;

- средства стандартизованного контроля;

- средства дополнительного и вспомогательного обучения.

Как видно, учебный пакет рассчитан на полное программирование учебной деятельности. Такие пакеты могут быть подготовлены соответствующими фирмами или самим учителем в ходе планирования и разработки предстоящего учебного процесса.

Заметим, что материалы, входящие в пакет, несмотря на общую жесткую упорядочность  всей его конструкции, могут быть вполне живимы, яркими и привлекательными.

Такие учебные пакеты призваны не только повышать уровень и качество образования, но и прививать интерес учащихся к процессу обучения, к учебной деятельности, ориентировать на самостоятельное изучение темы, а также осуществлять дифференцированный подход.


Учебный пакет. Научный стиль речи. 6 класс

Модуль 1. Теоретические основы научного стиля речи.

Цель — познакомиться с назначением данного функционального стиля; с лексическими, морфологическими, синтаксическими особенностями научной речи.

Задание 1. Прочитайте теоретический материал.

Научный стиль речи — один из функциональных стилей; тексты научного стиля обслуживают сферу науки, научного общения.

Цель — сообщение, научная информация о природе, человеке, обществе. Для научного текста важно представить, классифицировать и обобщить факты, выдвинуть идею, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы.

Особенности научного стиля речи:

  • информативность
  • объективность
  • научная достоверность
  • ясность изложения
  • логичность и обобщенность
  • аргументированность и др.

Для научных текстов характерно использование схем, графиков, таблиц, диаграмм, различных знаков.

В научном стиле строго соблюдаются нормы литературной речи, не допускаются слова с эмоциональной окраской, выражения в переносном значении.

Задание 2. Рассмотрите таблицу, проанализируйте языковые особенности научного стиля.

Лексические

Морфологические

Синтаксические

- преобладание слов с обобщенным, абстрактным значением

( явление, предмет);

- наличие терминологии

- точность языковых лексических средств;

- преобладание отглагольных имен существительных

(изучение, определение)

- использование форм глагола в 3-м лице;

- причастия и деепричастия;

- сложные предлоги  и союзы;

- специфические наречия (далее, затем);

- прямой порядок слов

- преобладание сложных предложений;

- использование вводных конструкций;

- преобладание безличных и неопределенно-личных предложений;

Задание 3. В какой из представленных книжных изданий можно прочитать текст научного стиля? Обоснуйте свой ответ.

«Домашние рецепты», «Алые паруса», журнал «Все звезды», «Энциклопедия садовода», « Инженерная графика», «Снежная королева», карта Ленинградской области, «Интернет для «чайников», «Лингвистическая стилистика», «Белый Бим, черное ухо», «Методы получения голографических изображений», журнал «Мой малыш».

Задание 4. Прочитайте текст. Подчеркните слова и выражения, свойственные научному стилю.

Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

                                                                    (Энциклопедический словарь)

Найдите лексические, морфологические, синтаксические особенности.

Задание 5. Проанализируйте два текста. Найдите сходства и различия. Определите принадлежность данных текстов к различным стилям языка.

1). Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шелестели и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

2). Метеорологические условия образования гроз. Широко распространено представление о формировании конвективного облака (сначала кучевого, а затем кучево-дождевого)  вследствие подъема некоего изолированного объема воздуха при наличии сухонеустойчивой термической  стратификации (положительной энергии неустойчивости) в некотором слое атмосферы, как правило, непосредственно прилегающем к земной поверхности.

Задание 6. Прочитайте памятку Д. С. Лихачева «Будьте осторожны со словами».

  1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований  к языку художественной литературы.
  2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допустимы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность—только педагогический прием привлечения внимания читателя к основной мысли работы.
  3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.
  4. Главное достоинство научного языка—ясность.
  5. Другое достоинство научного языка—легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота.

Согласны ли вы с тезисами Д. С. Лихачева? Какое положение кажется вам наиболее важным? Почему?

Задание 7. Составьте научные тексты, используя данные слова, соблюдая синтаксические и морфологические свойства научной речи.

1). Синтаксис, словосочетание, строение, изучает, знаки препинания, тире, интонация, дополнение, ССП, схема, в частности, восклицательное предложение, грамматическая основа.

2). Литературоведение, род, повесть, субъективность, драма, басня, раскрывает, относится, лирика, эпос, событие, лирический герой, рассказ, комедия, жанр.

* при составлении текстов используйте и другие слова, относящиеся к данной теме.

Модуль 2. Термин как основное средство научной речи.

Цель — знать научные основы терминологии, а также возможности использования термина в научной речи.

Задание 1. Изучите теоретический материал.

Термин — это слово или словосочетание научного языка, которое называет специальное понятие и раскрывает его содержание.

Особенности:

- научная достоверность;

- эмоциональная нейтральность;

- принадлежность к системе определенной науки;

- стандартность оформления и др.

Разнообразие областей науки определяет многообразие научной терминологии. В каждой науке есть своя понятийно-терминологическая система.

Основным источником пополнения системы терминов являются заимствования (феномен, экономика, идея, эксперимент, биосфера).

В языке науки часто используются аббревиатуры и сложносокращенные слова (ЭВМ, ССП, ПГС, компакт-диск).

Основным источником пополнения терминологической лексики являются словообразовательные элементы греческого («зоо, авто, графо, теле») и латинского («авиа, акв, милли, вице») происхождения.

Задание 2. Выпишите из справочников, энциклопедических словарей, учебников не менее двадцати слов  и выражений, являющихся научными терминами. Укажите область науки, в которой он употребляется.

Задание 3. С помощью энциклопедического словаря найдите и запишите лексическое значение данных терминов, определите науку.

Сложение, диалектизм, ангина, редукция,  бетон, депозит, хром.

Задание 4. Рассмотрите иноязычные корни, которые часто используются в лингвистике. Составьте предложения с получившимися терминами.

gramma (греч.) — буква;

grapho (греч.) — пишу;

logos (греч.) — слово, наука;

phone (греч.) — звук.

Задание 5. В терминологии широко используются специальные суффиксы. Дополните ряды терминов, пользуйтесь словарем.

-ени: произведение, плавление,…

-ани: складывание, впитывание,…

-ци: редукция, локализация,…

- ость: диалектизм, афоризм,…

Задание 6. На основе справочной литературы уточните значение следующих терминов, входящих в терминологию разных наук. Составьте с ними предложения.

  1. Операция — в медицине, в военном искусстве, в экономике;
  2. Культура — в биологии, в культурологии, в лингвистике;
  3. Функция — в математике, в лингвистике.

Задание 7. Передайте с помощью современной терминологии, отсутствовавшей ранее, информацию, излеченную из научных статей XVIII века.

Как жидкия, таки твердыя тела от жара разтягиваются и большее место занимают, а от стужи сжимаются и в разсуждении своего пространства или места меньше становятся.

                                                             (О термометре, 1734)

Задание 8. Попробуйте объяснить причины появления следующих слов и выражений в сказке Н. С. Лескова «Левша».

Долбица умножения—таблица умножения;

Мелкоскоп — микроскоп;

Водоглаз — водолаз;

Клеветон — фельетон;

Тугамент — документ;

Студинг — пудинг.

Модуль 3. Жанры научного стиля.

Цель — познакомиться с основными жанрами научного стиля речи.

Задание 1. Прочитайте теоретический материал.

Научный стиль неоднороден. Его разновидности (подстили) связаны с целевой установкой, поэтому жанры научной речи многообразны.

* выделяют несколько разновидностей научного стиля: собственно научный, учебно-научный, научно-популярный и др.

Основные жанры научного стиля:

  • монография
  • статья
  • рецензия
  • лекция
  • реферат
  • аннотация
  • очерк
  • отзыв
  • инструкция и др.

Задание 2. Познакомьтесь с правилами написания конспекта. Используйте данную информацию при написании конспекта по школьным дисциплинам.

Конспект — это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции для восстановления информации с разной степенью полноты.

Конспектирование может  осуществляться тремя способами:

  1. цитирование основных положений текста;
  2. передача основных мыслей текста «своими словами»;
  3. смешанный вариант.

Важно при конспектировании определить главную мысль, основные положения, структуру информации.

При конспектировании используются стандартные сокращения:

вар-нт (вариант), в-во (вещество), инф-ия (информация), св-во (свойство), сод-е (содержание), ч-к (человек), явл-е (явление) и др.

 

Задание 3. Познакомьтесь с правилами написания аннотации.

Аннотация — это краткая характеристика содержания произведения печати (книги, журнала, статьи и т. п.).

Аннотация дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации.

Основные требования к написанию аннотации:

  1. композиция аннотации должна быть четкой и логичной;
  2. отбор сведений для аннотации зависит от содержания  текста;
  3. язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, ясным.

Аннотация — наиболее стандартизированный жанр научной речи, поэтому в тексте аннотации используются специальные конструкции (лексические клише): освещать вопросы, анализировать проблему, заострять внимание, давать оценку, приводить данные и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Стили речи: разговорный стиль"

В данной презентации рассматриваются особенности, признаки и функции разговорного стиля речи, а также приводятся примеры использования разговорного стиля в художественных произведениях....

Презентация по теме "Стили речи: научный стиль"

В данной презентации рассматриваются функции, характерные черты и особенности научного стиля....

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Классный час на тему: "Деловой стиль в одежде: азбука хорошего стиля". 2013-2014 учебный год

В настоящее время все чаще говорят о деловом стиле одежды учащихся.   Содержание понятия «деловой стиль одежды» раскрывается в письме Министерства образования «О некоторых вопросах введ...

Стили речи. Публицистический стиль

I. Вступление. II. Публицистический  стиль.1. Характеристика публицистического стиля.2. Особенности публицистического стиля.3. Жанры публицистики.   1) Очерк как жанр публицистики....