Методика преподавания научного стиля речи
статья по русскому языку на тему

Абраменко Ольга Игоревна

В материале коротко изложена методологическая основа преподавания научного стиля в среднй школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика преподавания научного стиля в средней школе.

Научный стиль, имеющий ряд подстилей и много разновидностей, обслуживает одну из важнейших сфер человеческой деятельности и общественного сознания—сферу науки, а также связанную с ней сферу обучения и просвещения.

Элементарные сведения о научном стиле речи изучаются уже в 5 классе (например, в программе М. М. Разумовской). На этом этапе изучения стилистики  появляется понятие речевой ситуации, которая строится на следующих компонентах: * с кем говорим?      

                                * где?

                                * с какой целью?

Далее изучается разграничение разговорной и книжной речи, в свою очередь, книжная речи подразделяется на художественную и научно-деловую. Особенности каждого вида изучаются на контрасте друг друга, выполняются различные задания на сравнение художественных и научных текстов.

В 6 классе (программа М. М. Разумовской) при изучении стилистики происходит разграничение деловой и научной речи, при этом задача научного стиля состоит в том, чтобы сообщить сведения о мире, которые помогут его узнать и понять.

При знакомстве с характеристикой научного стиля учитываются основные категории: объективность, информативность, логичность и др., при этом учащиеся знакомятся с определением научного понятия.

Далее подробно рассматривается, как строится логическое определение, а также изучается разделение на составные части любого термина: по родовому и видовому признаку.

В научной речи часто встречаются тексты, в которых объясняются какие-то явления, раскрывающие те или иные понятия. Такие тексты отвечают на вопрос что это такое?  и  относятся к типу речи «рассуждение»; в отличие от рассуждения-доказательства логичнее называть такие тексты рассуждением-объясненияем.

Следует иметь в виду, что учащиеся на уроках всех школьных дисциплин, работая над учебником и слушая объяснения учителя, постепенно и последовательно воспринимают нормы научного стиля (точнее, научно-учебного подстиля), причем не только письменной, но и устной формы, хотя могут и не подозревать об этом. Ведь отвечая на вопрос учителя, ученик старается воспроизводить не только содержание, но и стиль учебника, а некоторые формулировки и определения он обязан воспроизводить дословно.

Направляя и корректируя ответы учеников, их языковое оформление, требуя логичности и строгости изложения, обращая внимание на неуместность эмоционально-разговорных элементов лексики и синтаксиса, учитель раскрывает перед учащимися коренные различия между разговорной и научной речью.[1]

В соответствии с построением учебников русского языка прежде всего следует обратить внимание учащихся на лексические особенности научного стиля. Так, при знакомстве с профессиональными (специальными) словами в 5 классе ученикам предлагается выписать из учебников географии, математики, биологии 5-6 слов, которые употребляются в сфере географов, математиков, биологов, и составить с любыми из них три предложения. Это задание можно продолжить, используя материал учебников русского языка, причем выражение «профессиональные слова» можно чередовать с близким ему по значению словом «термины». Вот примерный перечень вопросов и заданий:

1). С какими специальными словами вы знакомились при изучении фонетики?

2). С каким термином орфографии вам приходится часто встречаться? Как он пишется?

3). Чем по значению отличаются профессионализмы, или термины, глухой и звонкий от омонимичных им слов обычной речи? Приведите примеры.

4). Назовите термины лексикологии и т. д.

В учебнике русского языка для 7-8 классов (под ред. В. В. Бабайцевой) в разделе «Повторение изученного в 5-6 классах» приводится такого рода задание: «Приведите 5 грамматических терминов, служащих для наименования значимых частей слова, причем предлагается учащимся обнаружить различие в омонимичных терминах разных наук: «Одинаково ли значение слова корень в таких примерах: извлечь квадратный корень и найти корень слова?»

Определенные возможности при рассмотрении особенностей научного стиля представляет материал по морфологии различных классов, хотя нередко учителю приходится усиливать стилистическую направленность упражнений. Так, в учебнике имеется несколько упражнений на выявление функции качественных прилагательных (для художественного описания сумерек, красок ясного зимнего неба), но отсутствует функциональный подход по относительным прилагательным. В данном случае можно предложить ученикам выписать из теоретических разделов школьного учебника по биологии, химии или русскому языку прилагательные и определить их разряд, а затем постараться дать объяснение, почему в научной речи преобладают  относительные прилагательные, а в художественной—качественные.

При изучении вариантных форм превосходных степени предлагается найти в учебнике географии прилагательные в форме превосходной степени, указать, в простой или составной форме они даны, а также подтвердить примерами из других учебников, что в научной речи составная форма превосходной степени употребляется чаще, чем простая.

Большие возможности для выявления характерных признаков научного стиля дает изучение глагола (в частности, употребления глаголов в настоящем времени с вневременным значением).

Но особенно значительный материал в этом отношении предоставляет синтаксис—и при изучении типов предложений по цели высказывания и эмоциональности, и при изучении вводных слов и оборотов, обособленных определений, конструкций с пояснительными словами (то есть, а именно, как-то, или), односоставных предложений, сложноподчиненных предложений причины и следствия и др. (материал 8-9 классов).

Сам текст теоретической части учебника русского языка, особенно определения и формулировки, является  прекрасной иллюстрацией синтаксической структуры научного стиля. Например, рубрикация с попунктным перечислением и выделением отдельных слов:

«Простые предложения по строению делятся следующим образом:

1. По своим грамматическим основам—на предложения с двумя главными членами (их составами), двусоставными, и предложения с одним главным членом (его составом), односоставные.

2. По отношению к второстепенным членам—предложения без второстепенных членов, нераспространенные, и предложения с второстепенными членами, распространенные


[1]         Барлас Л.Г. Русский язык: Стилистика. - М., 1978.С.52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест.10 класс. Лексические особенности научного стиля речи

                            Аннотация.Тестовое задание для обучающихся общеобразовательных школ. Данный тест может бы...

Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".

Интегрированный урок  русского языка и биологии (11 класc)  Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....

Научный стиль речи

Научный стиль речи: общая характеристика, классификации...

Контрольная работа "Научный стиль речи" (тест), 12 класс вечерней школы

Данная контрольная работа составлена на основе учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Она позволяет быстро проверить уровень усвоения знаний обучающимися по теме "Научный стиль речи". Возможно испо...

Контрольная работа "Научный стиль речи" (тест), 12 класс вечерней школы

Данная контрольная работа составлена на основе учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. Она позволяет быстро проверить уровень усвоения знаний обучающимися по теме "Научный стиль речи". Возможно испо...

Методические рекомендации использование научного стиля речи в выпускных квалификационных работах

Методические рекомендации адресованы студентам и преподавателям средне-специальных учебных заведений, с целью помочь овладеть технологией выполнения выпускных квалификационных  работ, раскрыть су...

План-конспект урока "Научный стиль речи"

План-конспект урока "Научный стиль речи" может быть использован при изучении темы по дисциплине "Русский язык" на 1 курсах всех специальностей....