Мастер-класс "Наречие на -о, - е"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Мастер-класс "Наречие на -о, - е"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_ahmethanova.doc63.5 КБ
Файл mk_narechie.pptx145.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Буквы О и А на конце наречий»

Дата: 17.02.2016.

Учитель: А.Х.Ахметханова

Цель урока: знать и понимать орфограмму «Буквы о и а на конце наречий»  

Обучающие: совершенствование навыков написания наречий.

Развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;  развитие познавательного интереса.

Воспитательные: воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; пробудить любознательность; побудить учащихся к активности.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в группах.

Ход мастер-класса.

  1. Орг.момент.

Слово учителя: 

- Здравствуйте, уважаемые гости. Добрый день, учащиеся.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами приступим к изучению новой темы. А вот какой, скажете мне вы, после выполнения некоторых заданий.

  1. Мотивация к изучению новой темы.

- Запишите число, классная работа. Слайд 2

  1. Слово учителя. Ребята, сейчас я предлагаю вам поработать с тексом. Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Брянский лес

Мы долго шли по лесу. Было тихо. Слев(1) стояли жёлто-коричневые стволы старых сосен, непроглядно закрытые сплошной чёрной чащей орешника. Справ(2) теснились молодые осины и берёзы, обгоняя медленный рост молодых сосен. Неподвижно стоят на стройных зелёных стеблях тёмно-фиолетовые крупные лесные колокольчики. Раздвигая густой подлесок, путаясь в крепких влажных папоротниках, мы обошли завал и снов(3) вышли на едва видную тропу. Всё чаще клёны показывают свою зелёную кору и широкие зубцы лапчатых листьев. Вот вправ(4) и влев(5) ушёл лес.

Задания к тексту.

  1. Определите тип речи текста. Аргументируйте ответ.
  2. Определите стиль речи текста. Аргументируйте ответ.
  3. Подчеркните все наречия. Выпишите те наречия, которые являются в данном тексте однокоренными.

- Спасибо, молодцы.

- Назовите, пожалуйста, словообразующие морфемы?

- Что вы можете сказать о способах образования наречий?

- Выполним заданием №2.

Слайд 3  по структуре СИМАЛТИНИУС РАЙНД ТЭЙБЛ (обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончании одновременно передают друг другу по кругу)

- Вам даны наречия, которые нужно сгруппировать по способу их образования. Данное задание выполняете самостоятельно, после чего проверяете  у своего соседа по плечу.

  Издалека, докрасна, снова,  влево, надолго, навечно,   запросто, засветло, изнеженно, доверчиво, связно.

- Проверка окончена. Обсуждение.

- По какому принципу вы сгруппировали данные слова?

  - Сверяем ответы. Слайд 4

Приставочно-суффиксальный

Суффиксальный

Издалека ← далёкий

Изнеженно ← изнеженный

Докрасна ← красный

Доверчиво ← доверчивый

Снова  ← новый

Связно ← связный

Влево ← левый

Надолго ← долгий

Навечно ← вечный

Запросто ← простой

Засветло ← светлый

Слайд 5 - Молодцы, ребята.   Вы сами только что изучили тему, проанализировали и определили правило к данной теме занятия.

- Вернемся к тексту «Брянский лес». Вставьте пропущенные буквы на конце наречий.

Слайд 6 Закрепление. Переписать, вставив пропущенные буквы.

1.Сначала думай, потом пиши.
2. В нашей стране издавна любят ржаной хлеб.
3. Маленькая речушка петляет, поворачивает и вправо, и влево.

Слайд.7 Замени словосочетание наречиями с –о или –а на конце

Идти в правую сторону – вправо;

Беседовать без стеснений – запросто;

Раскалить до красного цвета – докрасна;

Расстаться на долгое время – надолго;

Переписать окончательно – набело.

-Вы хорошо поработали, а вот и обещанный сюрприз.

- Спасибо за внимание.

Дополнительное задание.

№5.  Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму. Графически объясните знаки препинания в предложениях. Сделайте морфемный разбор слов.

1. Окна вагона часто бывали наглух__ залеплены снегом. (А. Гайдар)

2. Небо было раскалено почти добел__ . (М. Горький)

3. Корабль раскачивало направ__ и налев__ . (В. Короленко)

4. Изредк__ из тумана возникало2 одинокое дерево или столб и вновь исчезало. (Ю. Нагибин)

5. Сгоряч__2 не добудешь калача. (Русская пословица)

6. Дверь, в которую будешь входить, не захлопывай наглух__. (Узбекская поговорка)

7. Рыбак рыбака видит издалек__ . (Русская пословица).

8. Кирила Петрович заезжал запрост__ в домишко своего старого товарища. (А. Пушкин)

9.  Хата эта была занов__ покрыта камышом, подправлена. (Л. Толстой)

10. Через два часа наступление возобновилось сызнов__ . (М. Шолохов)

11. Издавн__ русские считались2 храбрыми воинами. (А. Толстой)

12. Курицу досыт__ не накормишь, а девицу не нарядишь. (Русская пословица)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Буква О и А на конце наречий» Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» Ахметханова Алсу Хамитовна

Слайд 2

Семнадцатое февраля Классная работа Брянский лес Мы долго шли по лесу. Было тихо. Слев (1) стояли жёлто-коричневые стволы старых сосен, не(2) проглядно закрытые сплошной чёрной чащей орешника. Справ(3) теснились молодые осины и берёзы, обгоняя медленный рост молодых сосен. Не(4)подвижно стоят на стройных зелёных стеблях тёмно-фиолетовые крупные лесные колокольчики. Раздвигая густой подлесок, путаясь в крепких влажных папоротниках, мы обошли завал и снов(5) вышли на едва видную тропу. Всё чаще клёны показывают свою зелёную кору и широкие зубцы лапчатых листьев. Вот вправ (6) и влев (7) ушёл лес. Слев а , справ а , снов а , вправо, влево)

Слайд 3

Слев (?), влев (?), справ(?), вправ (?).

Слайд 4

Бесполезно ← бесполезный сначала ← начальный, начало

Слайд 5

Бесполезно ← бесполезный (суффиксальный способ) Сначала ← начальный, начало ( приставочно-суффиксиальный )

Слайд 6

Наблюдение: Беспомощно ← беспомощный доверчиво ← доверчивый затемно ← темный добела ← белый дотемна ← темный издавна ← давний изжелта ← желтый синова ← новый илева ← левый

Слайд 7

Наблюдение: Беспомощн о ← беспомощный (^) доверчив о ← доверчивый (^) затемн о ← тёмный (^) до бел а ← белый (¬^) до темн а ← темный (¬^) из давн а ← давний (¬^) из желт а ← желтый (¬^) с нов а ← новый (¬^) с лев а ← левый (¬^)

Слайд 8

Тема урока: « Буква о и а на конце наречий»

Слайд 9

9 Правило В наречиях с приставками из-, до-, с - на конце пишется буква а , если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. Пример: досуха (от сухой без приставки) В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о , если они образованы от прилагательных, в которых уже были приставки. Пример: досрочно (от досрочный с приставкой). В наречиях с приставками в-, на-, за- всегда пишется буква о. Пример: насухо (с приставкой на).

Слайд 10

10 Рассуждение Доверительн ? - в этом наречии есть приставка до- , но она уже была в прилагательном доверительный , значит, наречие образовано с помощью суффикса -о ; пишу на конце букву -о ; Доверительн о . Досух ? - в этом наречии есть приставка до- , но ее нет в прилагательном сухой , значит, наречие образовано с помощью приставки до- и суффикса -а ; пишу на конце букву а : Досух а .

Слайд 11

Слев а влев о , справ а , вправ о .

Слайд 12

12 Рассуждение Доверительн ? - в этом наречии есть приставка до- , но она уже была в прилагательном доверительный , значит, наречие образовано с помощью суффикса -о ; пишу на конце букву -о ; Доверительн о . Досух ? - в этом наречии есть приставка до- , но ее нет в прилагательном сухой , значит, наречие образовано с помощью приставки до- и суффикса -а ; пишу на конце букву а : Досух а .

Слайд 13

Слева (левый) досрочно (досрочный) досиня (синий) созвучно (созвучный) издавна (давний) изобильно (изобильный) досуха (сухой) доходчиво (доходчивый) справа (правый) стеснительно (стеснительный) досыта (сытый) дословно (дословный) сначала (начальный) достаточно (достаточный) извилисто (извилистый) исправно (исправный) , доверительно (доверительный)

Слайд 14

Замени словосочетание наречиями с –о или –а на конце Идти в правую сторону – вправо; Беседовать без стеснений – запросто; Раскалить до красного цвета – докрасна; Расстаться на долгое время – надолго; Переписать окончательно – набело.