Работаем по ФГОС-2, или Тысяча первый способ подготовиться к словарному диктанту
опыты и эксперименты по русскому языку (7 класс) на тему

Сидорова Елена Михайловна

В статье описывается три продуктивных способа подготовки к успешному (!) написанию словарного диктанта школьниками. Все - с использованием ИКТ-технологий. Продолжение по данной теме следует)) С фотоотчётом и работами детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл словарные слова, диктант31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Михайловна Сидорова,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

МБОУ г. Астрахани «СОШ №74

имени Габдуллы Тукая»

Работаем по ФГОС-2,

Или Тысяча первый способ выучить словарные слова

Давно известно, что пока человек не осознает пусть даже очевидную банальность через личный опыт, сути этой самой банальности он не поймет. Изучение словарных слов на уроках русского языка – проблема этого порядка. Я применяю следующие способы, для того чтобы  заинтересовать детей на уроках как подготовки к словарному диктанту, так и при его проведении.

  1. Акцент на происхождение слов, особое внимание словам-«иностранцам» с  корнями аква-, авиа-, амфи-, -дром, архи-, физио-, теле-, диа-, интер- и т.п. Действительно, учащиеся по-другому начинают смотреть на подобные слова, более осознанно их воспринимают, соответственно, меньше ошибаются. В рамках подготовки данным способом уместен небольшой информационный проект в формате презентации PowerPoint, подготовленный самими обучающимися.
  2. Стань экспертом. При таком способе написавший словарный диктат три раза подряд на «отлично» становится «проверяющим» для своих одноклассников. Разворачивается серьезное соревнование: все хотят стать экспертами. И это «гонка» даёт положительный результат в плане оценок. Тут хорошим подспорьем может выступить подготовленный обучающимися кроссворд на площадке LearningApps.
  3. Третий способ – моё открытие сентября 2016 года. Основан он опять же на безграничной любви наших детей к компьютеру и Интернету. Условия исполнения таковы: слова из списка «Пишите правильно» либо из Приложения к учебнику «Учебный орфографический словарь» - это люди, как минимум, некие одушевлённые сущности, вступают в разговор в формате беседы социальной сети «В контакте».

Дети (работа идёт в парах) на первом этапе реализации «Третьего способа» выписывают в тетрадь словарные слова, исходя из своих ассоциаций. Так, появляются группы под названием «Еда», «Спорт», «Профессии», «Древние греки», «Латиняне», «Школьные предметы», «Удвоенные согласные», «Слова-лицемеры», «Древние русичи»… Как мы можем видеть, названия то усложняются, то упрощаются. Всё зависти от «качества» пары, от её кругозора и ассоциативного мышления.

Второй этап – творческий, с упором на развитие речи. Первый персонаж из группы начинает добавлять в беседу других сотоварищей по одному. Они здороваются, знакомятся, а может, они уже знакомы… На наших глазах разворачивается драматический диалог, порой переходящий в полилог (как часто в беседах «ВК» это и происходит). В конце концов либо беседа заканчивается на некоей кульминации-споре, либо сходит на нет (один вышел из беседы, другой, третий), либо на открытом финале (продолжение следует). Усложняем нашу работу тем, что обязательно используем в высказываниях наших героев материал «Лингвистической кладовой» (о суффиксах субъективной оценки) из учебника русского языка для 7 –го класса // Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О., Шмелёва Е.Я. – М:Вентана-Граф, 2016. – С.65.

Прописывая каждый раз реплики в диалоге, учащиеся волей-неволей запоминают трудные написания словарных слов, что приводит к их стопроцентному запоминанию.

Когда в своих классах я предложила такой вариант подготовки к словарному диктанту, восторгу детей не было предела, заинтересовались самые пассивные, а уж активные разошлись ни на шутку и создали по две-три беседы. Слушать эти сочинения было сплошным удовольствием.

Думается, что вышеуказанный метод может успешно использовать не только на уроках русского, но и при изучении любого иностранного языка.

Фотоотчёт и работы детей выложу отдельной статьёй.

Продолжение следует)))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарные диктанты для 10 класса

Словарные орфографические диктанты для учащихся 10 класса. Слова с вопросительным знаком предполагают знание их лексического значения....

Словарные диктанты

Подборка словарных диктантов для обучающихся 6, 7 классов...

Презентация для проведения зрительного словарного диктанта "Словарные слова" (животные)

Презентация представляет картинный материал для написания зрительного словарного диктанта по русскому языку. Использовать пособие можно на уроке во 2, 3 или 4 классе.Пособие состоит из 13 слайдов. На ...

Устный диктант "Ты мне, я тебе" и выборочный словарный диктант "Угадай-ка"

Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему....

Рекомендации ученикам и родителям "Словарный диктант. Работа над ошибками"

Приветствую вас, мои ученики и родители!  Опять не все хорошо со словарным диктантом? Что же нужно, чтобы исправить положение?Те, у кого плохие оценки, начинаем работать со словарём....

Эффективные способы пополнения активного словарного запаса обучающихся на уроках английского языка с учётом требований ФГОС.

Английский методист Эндрю Уокли сказал: “Without grammar you can say little, without vocabulary you can say nothing”. C этим высказыванием нельзя не согласиться. Не отрицая важность изучен...

Словарные диктанты. Работа над ошибками

Опять не все хорошо со словарным диктантом? Что же нужно, чтобы исправить положение?Те, у кого плохие оценки, начинаем работать со словами, тренируем память....