Работа с текстом
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему
Курс по выбору "Работа с текстом" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_tekstom_7_klass.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса предусматривает более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе.
Основные понятия, которыми овладевают учащиеся на занятиях курса, условно можно разделить на три группы. К первой относятся речеведческие понятия: текст, высказывание, признаки текста, структура текста и его компоненты, жанры речевых произведений, стили речи и т.п. Ко второй группе относятся явления, связанные с понятием «культура речи»: речь правильная и хорошая, признаки хорошей речи, точность, выразительность, богатство, логичность речи. И, наконец, третья группа изучаемых понятий – языковые явления, обеспечивающие создание речевых вариантов: нормы русского литературного языка, синонимическая система русского языка, синтактико-стилистические условия функционирования средств языка и т.п.
Целью курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также подготовка учащихся к школьной итоговой аттестации.
Задачи курса:
- отработка алгоритма анализа текста,
- развитие речевых умений обучающихся,
- развитие культуры исследовательской деятельности обучающихся,
- мотивация обучающихся на проявление инициативы, творчества, самостоятельности.
При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов – для работы с текстом и др.
Курс рассчитан на 18 часов в год, включает в себя повторение и систематизация знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста, практические и контрольные работы.
На занятиях используется тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики, к каждому тексту прилагаются вопросы.
Требования к уровню подготовки.
Текст.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
-признаки текста, способы связи частей текста;
-определение «жанра речевого произведения»;
-что такое эпистолярный жанр, лирическая миниатюра и др.
Уметь:
- определять признаки текста, средства связи в тексте;
- составлять тексты определенного жанра (письмо, лирическая миниатюра).
Содержание
Текст. Признаки текста: информативность, единство замысла, цельность, связность, завершенность.
Способы связей частей текста. Лексические и морфологические средства связи.
Структура текста.
Жанры речевых произведений. Эпистолярный жанр. Лирическая миниатюра.
Структура текста
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- что такое текст, его структурные особенности (вступление, основная часть, заключение), абзац;
- роль всех частей текста;
- способы вступления и завершения текста;
- средства перехода от одной части высказывания к другой;
- способы связи частей текста: лексические, морфологические и синтаксические;
- понятие «логической ошибки».
Уметь:
- выделять основные части текста;
- пересказывать содержание каждой части и текста в целом;
- членить текст на абзацы в соответствии со смысловыми частями текста;
- уметь находить ошибки в построении текста;
- уметь определять способ связи предложений в тексте;
- уметь использовать различные средства связи компонентов текста в собственной речевой деятельности.
Содержание
Смысловая цельность, связность и последовательность изложения.
Роль вступления и заключения в структуре текста.
Средства перехода от одной части высказывания к другой. Абзацное членение.
Способы связи частей текста. Лексические и морфологические средства связи. Синтаксические средства связи.
Тема и содержание текста.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения «темы», «микротемы», «идеи» текста, «проблемы», «авторской позиции»;
- основные приемы сжатия текста;
- алгоритм работы с текстом;
- понятие «фактической ошибки».
Уметь:
- отличать основную информацию от детализирующей, существенное от несущественного;
- использовать приемы сжатия текста;
- определять тему, микротемы, идею текста, проблему, авторскую позицию;
- вычленять среди проблем актуальные;
- комментировать проблему, формулировать авторскую позицию;
- выражать свое отношение к сформулированной проблеме, аргументируя свою точку зрения;
- находить фактические ошибки с текстом;
- применять алгоритм «Работа с текстом».
Содержание
Тема и идея текста. Ключевые слова.
Микротема. Микротекст.
Основные приемы сжатия текста.
Проблема, авторская позиция. Типы аргументов.
Средства выразительности.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения тропов: эпитета, метафоры, сравнения, гиперболы, литоты, оксюморона, иронии, гротеска и др.;
- определения стилистических фигур: риторических вопросов, обращений; синтаксического параллелизма, лексического повтора, анафоры, антитезы и др.;
- стилистическую функцию изобразительно-выразительных средств.
Уметь:
- находить средства выразительности,
- анализировать оттенки значений слова, употребленных в переносном значении;
- использовать средства выразительности в устной и письменной речи.
Содержание
Содержательное значение средства выразительности и способы его выражения.
Средства словесного выражения сатиры и юмора: ирония, гипербола, литота, гротеск.
Стилистически фигуры речи: параллелизм, лексический повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, анафора, эпифора, парцелляция и др.
Жанры речевых произведений.
В результате изучения учащиеся должны
Знать/понимать:
- определения «жанра речевого произведения», «этюда», «зарисовки», «дневника», «отзыва», «лирической миниатюры», «эссе»;
- отличительные признаки жанров;
- особенности функционирования жанров речевых произведений в различных сферах общения, в процессе решения конкретной коммуникативной задачи;
- средства, обеспечивающие точность и полноту передачи содержания высказывания, отбор слов, словосочетаний и предложений в соответствии с темой и жанром.
Уметь:
- определять жанровые признаки изученных речевых произведений;
- анализировать произведения разных жанров;
- создавать свой текст в определенном жанре.
Содержание
Понятие о жанре речевого произведения.
Лирические миниатюры. Этюд.
Очерк и его признаки. Портретный очерк.
Дневник. Путевой дневник. Зарисовки.
Отзыв.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Тема основного курса | Дата по плану | Дата факт. |
Роль текста в жизни человека | |||
Текст как речевое произведение. | |||
Основная мысль текста. Основные признаки текста. Эпиграф. | |||
Опорные (ключевые) слова | |||
План текста | |||
Абзац. Микротема текста | |||
Связь предложений в тексте | |||
| Средства языковой выразительности в текстах разных стилей и жанров | ||
Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации. | |||
Стили речи | |||
| Типы речи | ||
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | |||
| Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста. | ||
Зачетная работа: содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. | |||
Итоговое занятие. Анализ работ. |
Литература:
- На пермской земле: сб. диктантов по русскому языку/сост. В. В. Сарапульцева. – Пермь,2008.
- Наш Пермский край: учеб. пособие /авт. сост. Л.А.Боровская и др.; Перм. Гос. Пед. ун-т – Пермь, 2011.
- Т.М.Пахнова. От предложения - к тексту. От текста – к слову. №№ 2,3 2006г.
- Г.А.Бакулина. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями.
№ 3 2005г.
- Е.В.Бунеева. Как читают текст наши ученики? № 6 1995г.
- Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы- Ростов н/Д: Легион, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...