Дидактический материал для обучающихся 5 - 9 классов
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
В данном разделе содержится дидактический материал, который предназначен для учеников 5-9 класса. Это тестовые материалы по русскому языку и литературе, образцы текстов для анализа и разбора, презентации на различные темы, таблицы для заполнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 10.6 КБ |
![]() | 15.05 КБ |
![]() | 11.89 КБ |
![]() | 13.45 КБ |
![]() | 10.74 КБ |
![]() | 13.98 КБ |
Предварительный просмотр:
- Он протянул руку, чтобы погладить "большую собаку", но теленку не хотелось, чтоб его гладили, а быть может, его испугал стебель крапивы в руке Комарова, напоминавший ему хворостину, какой хозяйка загоняла его во двор. Он попятился, натянул веревку, затем скакнул в сторону.
- Чего ты? - укоризненно сказал Комаров и шагнул к теленку.
- Мужчина встал. Лицо его выражало восхищение и одновременно грусть; губы дрожали. Он следил за уткой с таким напряженным вниманием, словно решал какой-то важный жизненный вопрос.
Ему вдруг захотелось подержать эту птицу в руках, почувствовать трепетное биение ее сердца, ощутить в ней пульс жизни, силу, способную вознести ее выше облаков…
Страстное желание прикоснуться к этой силе, которую она берегла, как сокровище, одолевало его. У него эту силу отняли.
- Лежащий на земле мужчина приподнялся на локте. Халат его был распахнут, и на голой груди блестели капли воды. Волосы после купания были еще влажные. Рядом с ним лежала аккуратно сложенная военная форма.
Несколько поодаль от него в одних трусах стоял мальчик. Тело его было бронзовым от загара.
Болото, поросшее колючей осокой, подступало почти к их ногам.
- Она улыбалась всем, кто подходил к ней близко. Она улыбалась и Жене, не видя ее злобных взглядов.
- Это удивительно, почему все же выбрали Таню Сабанееву, - сказала Женя друзьям. - Я не говорю о себе - я не тщеславна, и мне этого вовсе не нужно, - но лучше было бы выбрать Колю. Он куда умней ее. Впрочем, этих мальчишек очень легко понять. Они выбрали ее потому, что у нее красивые глаза.
Выпишите из каждого текста слово (слова) с чередованием
5. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 1-5?
1) описание
2) повествование и рассуждение
3) повествование и описание
4) повествование
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3) Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
- Выберите ряд, в котором все слова на орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова»
А) ходили, прилагательное, вокзал, весна;
Б) алфавит, касаться, косить, метаться;
В) деревянный, земля, смеётся, зелёный;
Г) Ростов, маршрут, морозный, запирать
Предварительный просмотр:
Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слова:
Раск…лить печь, раск…лоть орех, скр…пит дверь, скр…пить документы, под…грать, сверх…нтересный, по…грать, ц…рк, ш…лк, кольц…м, печ…т, ц…плёнок, плащ…м, полотенц…м, станц…я, молодц…, реш…тка, ш…в, свеч…й, бельч…нок, зайц…м, с площад…, на ел…, на ёлк…, о рождени…, горош…к, ключ…к, карандаш…к, листоч…к, человеч…к, морж…вый, груш…вый, ра..бежаться, …делать, …десь, во…ходить, и…ранить, …доровье, …бить, брош…ра, ж…ри, параш…т.
Предварительный просмотр:
Безударные гласные
Проверяемые Непроверяемые
Чередующиеся
- лаг-лож-
- раст-рос-ращ-
- гар-гор-
- зар-зор-
- кас-кос-
- клан-клон-
- мок-мак-
- плов-плав-
- равн-ровн-
- скач-скок-
- твор-твар-
- бер-бир-;-пер-пир-;-мер-мир-;
- стел-стил-;-тер-тир-;-жег-жиг-;
- дер-дир-;-чет-чит-
Безударные гласные
Проверяемые Непроверяемые
Чередующиеся
- лаг-лож-
- раст-рос-ращ-
- гар-гор-
- зар-зор-
- кас-кос-
- клан-клон-
- мок-мак-
- плов-плав-
- равн-ровн-
- скач-скок-
- твор-твар-
- бер-бир-;-пер-пир-;-мер-мир-;
- стел-стил-;-тер-тир-;-жег-жиг-;
- дер-дир-;-чет-чит-
Предварительный просмотр:
Вот со…нце к…снулось в…рхушек дерев…ев и лучи его пронзили полумрак. Утро разбудило пущу и наполнило её птич….им щебетаньем. Светом дыш…т б…р…зняк и золотит…ся ре…кими листьями. Вдруг послышался ш…рох. Я обернулся. Что (то) рыжее пок…залось в кустах. Лиса мелькнула мысль. Но на поляну выск…чила косуля. Она повернула в мою сторону голову и осторожно повела ушами. В лучах утрен…его со…нца её шерсть сверкала ярким плам…нем.
Задания: 1. Синтаксический разбор предложения «Утро…» 2. Из предложения «В лучах…» выписать все словосочетания.
Предварительный просмотр:
- С французским у меня не ладилось из-за произношения. (2) Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена, где никто сроду не выговаривал иностранных слов, если вообще подозревал об их существовании. (3) Я шпарил по-французски на манер наших деревенских скороговорок, половину звуков за ненадобностью проглатывая, а вторую половину выпаливая короткими лающими очередями. (4) Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. (5) Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. (6) Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила повторить — я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался. (7) Все было впустую. (8) Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. (9) Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними — хочешь не хочешь — приходилось двигаться, играть, а на уроках — paботать. (10) Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. (11) Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. (12) Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. (13) Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. (14) Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. (15) При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. (16) Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и её, я ничего не понимал. (17) Тогда она решилась и остановила машину. (18)— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. – (19) Хватит, отучился, поедем домой.
А1. Из предложений 15-19 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
А2. Из предложений 10-13 выпишите вводное слово.
А3. Из предложений 14-19 выпишите слово, где написание приставки зависит от последующего звука.
А4. Замените слово впустую (предложение 7) стилистически нейтральным синонимом.
А5. Сколько грамматических основ в предложении 16? Ответ запишите цифрой.
А6. Из предложений 9-13 выпишите слово, где написание НЕ со словом определяется правилом «Без не не употребляется»
А7. Из предложений 3-5 выписать устаревшее (-ие) слово (-а).
А8. Среди предложений 13-19 выпишите номер предложения с обособленным определением.
А9. Выпишите грамматическую (-ие) основу (-ы) предложения 4.
А10. Из предложения 2 выпишите сложное существительное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для 8 класса
Дидактический материал содержит подборку словарных и контрольных диктантов для 8 класса....
дидактический материал для 8 класса "Подготовка к путешествию"
Представлены задания для закрепления темы "Подготовка к путешествию"...
Дидактический материал для 9 класса по теме «Арифметическая прогрессия»
Дидактический материал для 9 класса по теме «Арифметическая прогрессия» соответствовает программе 9 класса составлен с дифференцированным подходом к учащимся. Слабоуспевающим учащимся предлагают...
Дидактический материал для обучающихся 7 класса при повторении темы "Причастие"
Мини-тесты (№1,№"2) по теме "Повторение.Причастие."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-1190055-1575604640.jpg)
Дидактический материал для обучающихся 8 -х классов
Дидактический материал для обучающихся 8 -х классов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-1454509-1676136575.jpg)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/11/picture-1454509-1676136575.jpg)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка» (дидактический материал для обучающихся)...