рабочая программа
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Учебный план
объединения «Занимательный русский язык».
Цель обучения: дополнительное образование учащихся.
Срок обучения: 2 года
1 год обучения – 144ч.
2 год обучения – 216ч.
Категория слушателей: учащиеся 11-14 лет.
Режим занятий:
1 год обучения – по 2 часа в день, 3 раза в неделю, 6 часов в неделю
2год обучения – по 3 часа в день, 2 раза в неделю, 6 часов в неделю
Наименование дисциплины | Количество часов 1 года обучения | Количество часов 2 года обучения | ||
теория | практика | теория | практика | |
Занимательный русский язык | 72 | 72 | 106 | 110 |
Всего | 144 | 216 |
I Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к объединению должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому, особое внимание на занятиях объединения «Занимательный русский язык» следует обращать внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка, как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык" позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий, используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материалы, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного мною учебной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
- Цель и задачи учебной программы:
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка:
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка:
- развитие мотивации к изучению русского языка:
- развитие творчества и обогащение словарного запаса,
- совершенствование общего языкового развития учащихся,
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе,
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями.
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- Описание программы в учебном плане:
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут в младшей группе, по 35 минут в средней группе. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-7-х классов.
1год обучения:
1.«Путешествия по Стране Слов»;
2.«Секреты орфографии»;
3.«Занимательное словообразование»;
2 год обучения:
1.«Занимательная лингвистика»;
2.«Путешествие по страницам учебника»,
3.«Фонетика и орфография»;
4.«Лексикология»;
5.«Словообразование»;
6. «Фразеология»;
7. «Морфология»;
8. «Синтаксис»;
9. «Пунктуация»;
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность,
- доступность;
- связь теории с практикой.
- индивидуальный подход к учащимся.
Дополнительное занятие позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
- Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
На каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая
- теоретическая
- практическая
Основные методы и технологии:
Обучающие
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- Развивающие:
и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
- Планируемые результаты:
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально воспринимать текст, выражать и излагать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом: учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Учебно-тематический план занятий по программе «Занимательный русский язык».
Первый год обучения.
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов теоретических | практических | ||||
I | Путешествие по стране слов. | 66 | 33 | 33 | |||
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков | ||||||
2 | В страну слов. Первые встречи. | ||||||
3 | К тайнам волшебных слов | ||||||
4 | Выбор друзей в Стране Слов. | ||||||
5 | К несметным сокровищам Страны Слов | ||||||
6 | Чудесные превращения слов | ||||||
7 | В гости к Алфавиту | ||||||
8 | К тайнам звуков и букв. | ||||||
9 | Встреча с радугой | ||||||
10 | В Страну Говорящих Скал. | ||||||
11 | В глубь веков на Машине времени. | ||||||
12 | В Королевстве ошибок. | ||||||
13 | В Страну Слогов. | ||||||
14 | Неожиданная остановка в пути. | ||||||
15 | В удивительном городе Неслове. | ||||||
16 | Чудеса в Стране Слов. | ||||||
17 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным | ||||||
18 | На карнавале слов | ||||||
19 | В театре близнецов. | ||||||
20 | Конкурс знающих. | ||||||
21 | Новое представление. | ||||||
22 | Необычный урок | ||||||
23 | Следопыты развлекают гостей. | ||||||
24 | В клубе веселых человечков. | • | |||||
25 | К словам-родственникам Почему их так назвали? | ||||||
26 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | ||||||
27 | Полет в будущее. | ||||||
28 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | ||||||
29 | Слова с буквами Е,Ё,Ю,Я. | ||||||
30 | Обозначение мягкости | ||||||
согласных |
| ||||||
31 | Обозначение мягкости гласных. | ||||||
32 | Обозначение твердости согласных | ||||||
33 | Итоговое занятие. | ||||||
II | Секреты орфографии | 40 | 20 | 20 | |||
1 | Как обходились без письма. | ||||||
2 | Как возникла наша письменность? | ||||||
3 | Меня зовут Фонема | ||||||
4 | Для всех ли фонем есть буквы | ||||||
5 | «Ошибкоопасные» места | ||||||
6 | Тайны фонемы. | ||||||
7 | Опасные согласные. | ||||||
8 | На сцене гласные | ||||||
9 | «Фонемы повелевают буквами». | ||||||
10 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | ||||||
11 | Правила непроизносимых согласных. | ||||||
12 | Волшебное средство- «самоинструкция». | ||||||
13 | Строительная работа морфем. | ||||||
14 | Где же хранятся слова? | ||||||
15 | Поговорим о всех приставках сразу. | ||||||
16 | Слова- «родственники». | ||||||
17 | Кто командует корнями | ||||||
18 | Не лезьте за словом в карман. | ||||||
19 | «Пересаженные» корни. | ||||||
20 | Итоговое занятие. | ||||||
III | Занимательное словообразование. | 38 | 19 | 19 | |||
1 | Сказочное царство слов | ||||||
2 | Путешествие в страну слов. | ||||||
3 | Чудесные превращения слов. | ||||||
4 | В гостях у слов-родственников. | ||||||
5 | Добрые слова. | ||||||
6 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | ||||||
7 | Новые слова в русском языке | ||||||
8 | Встреча с зарубежными друзьями. | ||||||
9 | Синонимы в русском языке | ||||||
10 | Слова-антонимы | ||||||
11 | Слова-омонимы | ||||||
12 | Крылатые слова | ||||||
13 | В королевстве ошибок | ||||||
И | В стране сочинителей | ||||||
15 | Искусство красноречия | ||||||
16 | Праздник творчества и игры | ||||||
17 | Трудные слова | ||||||
18 | Шарады и логогрифы | ||||||
19 | Откуда пришли наши имена? | ||||||
Итого | 144 | 72 | 72 |
Содержание занятий:
I. Путешествие по Стране Слов.
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков, (2ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и теория « ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2 В Страну Слов. Первые встречи. (2ч.) Игры «Слова - братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
ТемаЗ-4 К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в ( траве Слов. (2ч.) Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе - злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6 К несметным сокровищам Страны Слов, Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарем. Конкурс на лучшее толкование слов Игры «Назови по родству»,
«Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема7. Чудесные превращения слов.(2ч.) Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Веселые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А. Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч) Чтение отрывка из книги С. Маршака «Веселое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарем. Пирамида « на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (2ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал» Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема11. Встреча с Радугой. (2ч.) Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайма госпожи Радуги Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку' художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал(2ч.) Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема 13. В глубь веков на Машине времени. (2ч.) Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(2ч.) Сочинение сказки Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (2ч.) Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (2ч.) Правописание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове. (2ч.) Работа со словарем Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок Головоломка «Перекресток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.) Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова - синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (2ч.) Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.). Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова - омофоны Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами- двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (2ч.) Головоломка «Начни и закончи на К». Работа со словарем. Шутки - каламбуры Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (2ч.) 1Iравила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «Дать толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (2ч.) Инсценировка отрывка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова - синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак» Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок. (2ч.) Головоломка «Все слова на А». Слова - антонимы (рассказ учителя) Игра «Угадай - ка!» со словами - антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (2ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. И Клубе веселых человечков(2ч.). Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30 К словам родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарем. Разгадывание ребусов Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31 Экскурсия в прошлое. (2ч.) Устаревшие слова - архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. 2ч.) Рассказ учителя о неологизмах Игра «Угадай-ка». Узелки на память Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.) Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим и произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки.
II.Секреты орфографии.
Тема I. Как обходились без письма?(2 ч.)
Рассказ учителя «А начинали все медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол», «медвежья услуга». Сигналы - символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок- «напоминалок».
Тема 2 .Древние письмена.(2 ч.)
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки»
Тема 3. Кик возникла наша письменность? (2 ч.)
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4 -5 Меня зовут Фонема. (2 ч.)
Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами Разыгрывание стихотворения Н. Матвеева «Путаница»
Тема 6-8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении стихотворение Б. Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твердые и мягкие фонемы Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква - помощница. Буквы-актёры.
Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Тайны фонемы. (2 ч.)
Чередование фонем Ключ к тайнам фонемы Заучивание песенки - «запоминалки».
Тема 12-13. Опасные согласные. (2 ч.)
Звуки - «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 14. На сцене гласные.(2 ч.)
Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение» Гласные без хлопот.
Тема 15 « Фонемы повелевают буквами». (2 ч.)
Фонемное правило. Добро пожаловать! Въезд воспрещён, но не всегда… Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 16. Наши старые знакомые. Практическое занятие.(2ч.)
Игры со словами с сочетаниями жи-ши. чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения
Тема 17 - 18. Правша о непроизносимых согласных. (2 ч.)
Песенки - «напоминалки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова» Разбор стихотворения «Про солнце» С. Маршака.
Тема 19-20. Волшебное средство «самоинструкция». (2 ч.)
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции Игра «Засели домик» Тренировочные упражнения. Игpa «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема 21 Память и грамотность (2ч.)
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений Зарядка для развития памяти Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 22. (строительная работа морфем. (2ч.)
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова» «Смыслиночки» суффиксов «Смыслиночки» окончания.
Тема 23. Где же хранятся слова?(2ч.)
Копилки слов. Как найти слово в словаре. Лингвистика - наука о языке. Работа со словарями.
Тема 24 - 26. Поговорим обо всех приставках сразу. (2ч.)
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Веснина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре - и при-). Песенка - «напоминайка» Игры и упражнения с приставками.
Тема 27 Слова - «родственники». (2ч.)
Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний» Игра «Кто больше» Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 28 30. Кто командует корнями (2ч.)
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 31 - 32. «Не лезьте за словом в карман!» (2ч.)
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игpa «Собирание слов». Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 33. «Пересаженные» корни.(2ч )
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения.
Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада (2ч.)
Основные требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно
Разбирать слова по составу.
Проверяем написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
III. Занимательное словообразование.
Тема 1. Сказочное царство слов. (2ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игpa «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом. Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву» Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ - загадка.
Тема 6-7 В гостях у слов - родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний об отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (2 ч.)
Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(2ч.)
Знакомство с заимствованными словами Рассказ «Откуда пришли слова - пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов - пришельцев. Игра «Шесть и шест».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами – синонимами. Работа над стихотворением Л. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы» Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова - антонимы (2ч.)
Знакомство со словами - антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением . Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема 17. Слова - омонимы (2ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите...». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (2ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно».
Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)
Беседа о рифмах Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24 Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ.
Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (2ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные снова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена.(2ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя».
Основные требования к знаниям и умениям:
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки - слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова по определенным правилам.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке.
Учебный план занятий по программе
«Занимательный русский язык».
Второй год обучения.
№ | Название разделов и тем | Количество учебных часов | ||
всего | теоретических | практических | ||
I | Путешествие по страницам учебника. | 45 | 22 | 123 |
1 | Общие сведения о языке | |||
2 | Наука о русском языке. Из истории языка. | |||
3 | Роль языка в жизни общества. | |||
4 | Устная и письменная форма речи. | |||
5 | Устная речь. Говорить выразительно. | |||
6 | Жесты и мимика. Соберем свой словарик. | |||
7 | Составляем план своего рассказа. Я думаю… Мне кажется... | |||
8 | О чем рассказывает план | |||
9 | Увидел, услышал, рассказал... | |||
10 | Раз словечко, два словечко... Будем сказки сочинять... | |||
11 | Смеемся, грустим, задумываемся... | |||
12 | Как нужно вести себя во время разговора | |||
13 | Волшебное слово | |||
14 | Кому и как подражать. | |||
15 | Интеллектуальная игра «Наш язык богат и могуч | |||
II | Фонетика и орфоэпия | 21 | 10 | 11 |
1 | Что такое орфоэпия? | |||
2 | Что такое фонография или звукозапись? | |||
3 | Звуки не буквы | |||
4 | Звучащая строка. | |||
5 | Банты и шарфы. | |||
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии | |||
7 | Кис-кис, мяу-мяу,или кое- что о звукоподражаниях. | |||
III | Лексикология. | 81 | 40 | 41 |
1 | Имена вещей. | |||
2 | О словарях энциклопедических и лингвистических | |||
3 | В царстве смыслов много дорог. | |||
4 | Как и почему появляются новые слова | |||
5 | Многозначность слова | |||
6 | «Откуда катится каракатица?» О словарях ,которые рассказывают об истории слов. | |||
7 | Об одном и том же разными словами. | |||
8 | Как возникают названия. | |||
9 | Слова-антиподы | |||
10 | Фразеологические обороты. | |||
11 | Словари «чужих» слов. | |||
12 | Капитан и капуста. | |||
13 | «Он весь свободы торжество» | |||
14 | Мы говорим его стихами | |||
15 | Слова, придуманные писателями. | |||
16 | Слова уходящие и слова- новички | |||
17 | Словарь языка Пушкина | |||
18 | Паронимы или «ошибкоопасные слова». | |||
19 | «Ложные друзья переводчика» | |||
20 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | |||
21 | Словарь-грамотей. | |||
22 | Научная этимология. | |||
23 | Какие бывают имена? | |||
24 | Древнерусские имена. | |||
25 | Отчество и фамилия. | |||
26 | Шарады и ребусы. | |||
IV | Словообразование | 18 | 9 | 9 |
1 | Из чего строятся слова? | |||
2 | Приставки-труженицы | |||
3 | Суффиксы-волшебники. | |||
4 | Смотри в корень! | |||
5 | Если слово непонятно. | |||
6 | Работа с карточками | |||
V | Фразеология. | 6 | 2 | 4 |
1 | Крылатые слова. | |||
2 | Знакомство с жанром басни. | |||
VI | Морфология. | 18 | 9 | 9 |
1 | Путешествие в город существительных. | |||
2 | «Описательные слова» (имя прилагательное) | |||
3 | «Вместо имени» (местоимения). |
Содержание занятий:
- Путешествие по страницам учебника.
Тема 1-2.Лингвистика как наука о языке речи. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Тема 3. Язык как основное средство общения.
Тема 4-5. Речь как деятельность. Ознакомить с особенностями каждого вида речевой деятельности.
Тема 6. Научить слышать усиление и ослабление силы голоса; помочь что понять, что умелое использование жестов и мимики делает нашу речь выразительнее Тема7. Показать учащимся, что отвечая на вопрос «почему?», можно не только объяснять, но и доказывать.
Тема 8. Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте. Тема 9. Сформировать представление о рассказе как о тексте, в котором говориться о случае, действительно происшедшем с рассказчиком.
Тема 10. Учить детей находить опорные слова в тексте, сочинять сказки по опорным словам, развивать их творческое воображение.
Тема 11. Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.
Тема 12. Познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
Тема 13. Научить детей употреблять различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации.
Тема 14. Познакомить учащихся с одним из секретов художественной речи - звукоподражанием
Тема 15. Активизация мыслительных процессов, совершенствование знаний.
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.
Тема 16. Какие бывают имена? (Зч.)
Знакомство с наукой «ономастика». С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема17. Древнерусские имена. (Зч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема 18. Отчество и фамилия. (Зч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова
Тема 19. Шарады и ребусы. Развитие познавательных функций.
II.Фонетика орфоэпия.
Тема 1. Что такое орфоэпия?(Зч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия»,«орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (Зч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности - фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (Зч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (Зч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание» Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (Зч.)
Знакомство с наукой орфоэпия- с нормами произношения Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион»учит орфоэпии. (Зч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7 Кис - кис! Мяу! Мяу! Кое - что о звукоподражаниях. (Зч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика» - пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическим
Ill Лексикология
Тема 1. Имена вещей. (Зч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русскою языка. Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 2. О словарях энциклопедических и лингвистических. 3ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 3. И царстве смыслов много дорог. (Зч.)
Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов»
Тема 4. Как и почему появляются новые слова (Зч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 5. Многозначность слова. (Зч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии Работа с голковыми словарями Игра «Прямое и переносное значение слов»
Тема 6. «Откуда катится каракатица» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (Зч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями Определение первоисточников слова Тема 7. Об одном и том же - разными словами. (Зч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 8. Как возникают названия. (Зч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А С. Пушкина.
Тема 9. Слова уходящие и слова новички. (Зч.)
Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 10. Словарь языка Пушкина. (Зч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Весела о значении этого словаря. Работа со словарем
Тема 11. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (Зч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы нх образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Тема 12. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (Зч.)
Знакомство с явлением межъязыковой наронимии Рассматриваются виды паронимов и способы их образования
Тема 13 Какой словарь поможет избежать ошибок? (Зч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 14. Словарь - грамотей. (Зч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 15 Научная этимология. (Зч.)
Тема 1-6 Научить определить основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный ,приставочно-суффиксальный , бессуффиксальный).
V. Фразеология.
Тема 1-2. Объяснить значение крылатых слов и их употребление. Чтение и анализ басен.
VI Морфология.
Тема 1-6. Усвоение систем частей речи, принципы выделения, грамматического значения, Морфологических признаков, синтаксической роли.
VII.Синтаксис.
Тема 1. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки.
Тема 2-3. Главные члены предложения, многообразие форм их выражения.
Тема 4. Познакомить с приемами конструирования загадки.
VIII. Пунктуация.
Тема 1. Ознакомить с системой постановки знаков препинания
Тема 2.Игра Дети рассказываю! о своем любимом животном.
Тема 3. Предупредить появление логических ошибок при сравнении.
Тема 4. Обобщение словарного запаса.
Тема 5.Развитие логического мышления, всех видов внимания.
Основные требования к знаниям и умениям: учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией,
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи,
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты
Материально - техническое обеспечение:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями,
- наличие текстов для работы на занятиях
- методические разработки литература;
- литература по педагогике и психологии;
- технология проектирования;
- использование информационных ресурсов сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...