Практикум по лексике
тренажёр по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя _________________________________________________
Лексика (практикум)
1 вариант.
1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»
а) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;
б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;
в) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.
2.Многозначными называются слова, которые имеют __________________________________________________.
3.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению ______________________.
4. Антонимы – это слова _____________________________________________________________________________.
5. Прямое значение слова – это ________________________________________________________________________.
6. Многозначные слова – это слова:
а) имеющие лексическое и грамматическое значение;
б) имеющие несколько лексических значений;
в) употребляемые многими людьми.
7. Толковый словарь – это словарь, в котором:
а) разъясняется написание слов; б) разъясняется значение слов; в) раскрывается строение слов русского языка.
8. Фразеологизмы – это:
а) слова, которые употребляются в словосочетании;
б) слова, которые употребляются в разговорной речи.
в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;
9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
а) ветер воет, горит костер, сушить весла;
б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;
в) море новостей, плакал лес, горячее сердце.
10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) строить дом; б) убить время; в) тяжёлый характер г) часы бегут д) мягкое кресло; е) острый нож
11. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:
а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.
12. Выберите пары антонимов:
а) смелый – грубый; б) мудрость – глупый; в) щедрый – скупой; г) рассеянность – сосредоточенность;
д) благородный – подлый е) отзывчивый – вспыльчивый.
13. Укажите лексическое значение слова негодование:
а) сомнение, удивление б) тяжёлое переживание, несчастье; в) суровость, безжалостность
г) возмущение, крайнее недовольство; д) неверие во что-то.
14. Установите соответствие:
1. цвет фиалки и сирени | а. диалектизмы |
2. намеченный путь следования | б. вообразить |
3. мысленно представить себе что-нибудь | в. лиловый |
4. очень большой | г. буквы |
5. слова, употребляемые жителями одной местности | д. громадный |
6. знаки для обозначения звуков | е. маршрут |
_________________________________________________________________________________________________
15. На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:
фейерверк - ____________________ яхта - __________________ автограф - _______________________
16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.
Не разлить водой___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Сквозь землю провалиться____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Бить баклуши ______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
От горшка два вершка ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
17. Какое слово является однозначным?
а) кисть б) фауна в) игла г) трубить
18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) золотое кольцо б) тёмная ночь в) серебряные волосы г) идёт по дороге
19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.
а) Рана заживёт, а рубец останется. б) Пришлось долго, терпеливо ждать.
в) Метель метёт, а вьюга плачет. г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.
а) Жара стояла неделю, и зной измучил путников. б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
в) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. г) Яблоки не кислые, а сладкие.
21. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию ОЧЕНЬ БЫСТРО.
а) как с гуся вода
б) хоть пруд пруди
в) пуд соли съесть
г) сломя голову
д) вытягиваться в струнку
е) во весь дух
Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.
ГРОЗА
1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать.
9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.
1. Произвести фонетический разбор слова листья.
2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
3. Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста
Фамилия, имя _________________________________________________
Лексика (практикум)
2 вариант.
1.Лексика – это раздел науки о языке, в котором изучается ___________________________________________________________________________________________________.
2.Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ________________________________________.
3. Переносное значение слова – это ___________________________________________________________________________________________________.
4. Синонимы – это слова _____________________________________________________________________________.
5. Слова, противоположные по лексическому значению, называются ________________________________________.
6. Однозначные слова – это слова:
а) одинаковые по значению, но разные по смыслу; б) употребляемые одним человеком;
в) имеющие одно лексическое значение.
7. Лексическое значение слова разъясняется в:
а) орфографическом словаре; б) толковом словаре в) словообразовательном словаре.
8. Фразеологизмы – это:
а) слова, которые употребляются в словосочетании;
б) слова, которые употребляются в разговорной речи.
в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;
9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении
а) волк воет, золотые руки, красить краской;
б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;
в) море цветов, красное платье, твердая земля.
10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
а) твёрдая воля б) бегут ручьи в) горят костры г) зерно пшеницы д) золотое кольцо е) ледяной взгляд
11. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий:
а) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
б) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;
в) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
г) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;
д) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.
12. Укажите пары антонимов.
а) угрюмый – веселиться б) гигант – карлик в) робкий – смелый г) холодный – вспыльчивый д) благородный – подлость е) скромный - хитрый
13. Укажите лексическое значение слова негодование:
а) сомнение, удивление б) тяжёлое переживание, несчастье; в) суровость, безжалостность
г) возмущение, крайнее недовольство; д) неверие во что-то.
14. Установите соответствие:
1. горячий кофе | а. прямое значение б. переносное значение |
2. горячий характер | |
3. сладкое яблоко | |
4. сладкая мечта | |
5. свежий хлеб | |
6. свежий воротничок |
__________________________________________________________________________________________
15. На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:
офис - __________________ трасса - _________________ иллюстрация - ____________________
16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.
На краю света _____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Чуть свет __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
От горшка два вершка _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Показать, где раки зимуют ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________17. Какое слово является однозначным?
а) блондин б) челнок в) число г) серебряный
18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?
а) читает письмо б) ветер воет в) старинная крепость г) хлебный магазин
19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.
а) Хлеб мягкий, свежий б) Ищи не дом, а соседей
в) Дерево держится корнями, а человек – друзьями. г) Корень учения горек, а плод его сладок
20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.
а) Лиса живёт хитростью, а заяц - прыткостью. б) Сова спит днём, а охотится ночью.
в) В поэтической речи глаза часто называют очами. г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.
21.Укажите фразеологизмы – синонимы к словам УГОЖДАТЬ, ЛЬСТИТЬ.
а) бередить душу
б) невзирая на лица
в) играть в кошки-мышки
г) рассыпаться мелким бесом
д) переворачивать вверх тормашками
е) извиваться ужом
Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.
ГРОЗА
1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать.
9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.
1. Произвести фонетический разбор слова листья.
2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
3. Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по развитию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи
Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Задача дошкольного логопеда – устранить речевые нарушения, кач...
Лексико-грамматический практикум по теме "Один день нашей жизни.Каков он?"
Лексико-грамматический практикум по теме "Один день нашей жизни.Каков он?" содержит тренировочные упражнения по лексике и грамматике в рамках изучаемой темы по учебнику И.Л.Бим для 6 класса.Целью данн...
Диагностика и лексико-грамматический практикум к учебнику Rainbow English Афанасьевой О.В. Михеевой И.В.
Диагностика и лексико-грамматический практикум к учебнику Rainbow English Афанасьевой О.В. Михеевой И.В.http://www.anglyaz.ru/katalogfailov/viewcategory/17--rainbow-english------.html...
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...
Лексико- граматический практикум для 10 класса
Лексико-грамматический практикум для 10 класса по учебнику Ворониной "НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.КОНТАКТЫ" по темам "Первая любовь " и "Контакты детей и родителей."Практикум используется для тренировки лекси...
Практикум по лексике
Практикум по лексике...
Лексико-грамматический практикум Rainbow English 3 класс
Лексико-грамматический практикум поможет в усвоении пройденного материала....