Научно-практический семинар: «Основные подходы к работе в инклюзивном классе»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
информация об инклюзии, методы работы в инклюзивном классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-практический семинар: «Основные подходы к работе в инклюзивном классе» | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование – панацея или «замок на песке»?
Инклюзивное образование - (в переводе с латинского include-заключаю, включаю ) – обучение детей с особыми потребностями, в условиях общеобразовательных учреждений. Основной принцип такого обучения – предоставление равных прав и возможностей детям в системе получения знаний, доступность образования для всех категорий учеников
Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Российская Федерация ратифицировала международные документы о правах инвалидов в 1991 году, тогда же был взят курс на модернизацию отечественной ССО. Законодательно закрепляется новая - политкорректная - терминология: лица с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями .
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят: Детей – инвалидов Детей с диагнозом умственной отсталости Детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи Детей с аутизмом Детей с комбинированными нарушениями в развитии
Обучение детей с особенными потребностями в России осуществляется по таким направлениям: 1. Специальные школы, школы-интернаты для детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и умственной отсталостью. 2. Специальные классы в общеобразовательных школах, где вводится интегрированное обучение. 3. Экспериментальные классы с инклюзивным обучением, в которых дети с особыми образовательными потребностями обучаются наравне с обычными детьми. 4. Дистанционное обучение детей-инвалидов на дому.
Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека .
Трудности инклюзивного образования Несовершенство нормативно – правовой и законодательной базы; Проблемы экономического характера: отсутствие надлежащей материально-технической базы; Доступность среды для детей-инвалидов, то есть адаптация пространства обучения к особенностям детей-инвалидов; Не решен вопрос принципов преподавания, так как объём усваиваемых знаний, темп обучения, методы познания у детей с особыми потребностями и здоровых учеников отличаются; Не хватает учителей со специальным дефектологическим образованием и квалифицированного сопровождающего медицинского персонала; Не достаточно сформировано позитивное общественное мнение к инклюзии и толерантное отношение к детям с особенными потребностями.
Что препятствует широкомасштабному введению инклюзии? Организация инклюзивного образования требует привлечения в образовательные учреждения большого числа специалистов (логопедов, дефектологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов) На территории страны неравномерно распределены специальные коррекционные учреждения и разнообразные центры, в которых могут получить коррекционную помощь дети с ОВЗ Терпимое (толерантное) отношение российского населения к детям-инвалидам находится на стадии формирования, психологическая неготовность части общества принимать этих детей полноправными членами
В настоящее время инклюзия является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования. Основная задача инклюзивного образования - создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие механизмов компенсации недостатков в психическом или физическом развитии каждого обучающегося, воспитанника и на этой основе решение проблемы по его социально-трудовой адаптации и реабилитации, интеграции в современное общество.
Основные подходы к работе в инклюзивном классе . Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога, сурдопедагога и других специалистов о состоянии здоровья школьника, испытывающего трудности в обучении.
Составить планирование отдельно - для всего класса и для ребенка с особыми образовательными потребностями. В общий план включаются блоки заданий для ребенка, нуждающегося в силу особенностей развития в индивидуальном подходе.
Организовать рабочее место. Рабочее место ребенка с нарушением зрения, слуха располагается в центре класса, на первой-второй парте. Такой ученик должен постоянно видеть лицо, губы учителя. Педагогу следует ближе подходить к ученику, чтобы он не только слышал его голос, но и видел мимику и артикуляцию произносимых звуков.
Организовать работу. Необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем. Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде. Задание должно быть кратким, конкретным, одним глаголом. Например, найди в тексте....выпиши из текста.... закончи предложение..... подчеркни правильное высказывание...
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз.
Наглядность каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием
Организовать работу в группах, парах. Активно привлекать других учеников помочь особому ребенку в обучении. Если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом, то ему дается возможность представить выполненное задание в малой группе. Работа в группах позволяет таким ученикам раскрыться и учиться у своих товарищей.
Тесное сотрудничество со специалистами, другими учителями, родителями.
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”
В наших руках возможность формировать личность: - любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; - умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; - уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; - доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; - готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в научно-практических конференциях, семинарах ,фестивалях.
Приказы участия....
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции, семинары и др.
Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся (по предмету): научно-практические конференции,семинары и др....
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО
Выступления на региональном, муниципальном, в ДОУ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22469897","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large...
3 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО. На региональном уровне
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22693633","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22692542","attributes":{"alt":"","cla...
3.1Выступления на научно-практических конференциях, семинарах,МО: на муниципальном уровне
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22700254","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22700257","attributes":{"alt":"","class"...
УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (с 2017 по 2021 гг.)
УЧАСТИЕ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ, СЕМИНАРАХ, ВЕБИНАРАХ, ОЛИМПИАДАХ, ФЕСТИВАЛЯХ, МАСТЕР-КЛАССАХ, ТВОРЧЕСКИХ ВЫСТАВКАХ2021 годIII ОТКРЫТАЯ ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ПАНО...