рабочая программа по русскому языку в 11 класс по Л.М.Рыбченковой
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
рабочая программа по русскому языку в 11 класс по Л.М.Рыбченковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 63.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне в объеме 68 часов (2ч в неделю, 1 час добавлен из регионального компонента учебной программы) и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношение к языку как духовной ценности, средству общения;
- развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
- формировать умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматриваются: углубление знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
-информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать :
-связь языка и истории, культуры русского народа;
-смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-основные единицы языка, их признаки;
-орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления ;
- проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
аудирование и чтение:
- использовать основные виды чтения;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать овладения деятельности учащихся на основе
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения контрольных работ.
Диктантов – 2 Изложений - 2
Словарных диктантов – 1 Сочинений – 3
Контрольных работ – 2
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
- Власенков А.И. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений.10-11 классы: сборник /А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011.
- Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – Просвещение, 2012.
- Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: дидактические материалы: базовый уровень/ А.И.Власенков,Л.М.Рыбченкова.-
М.: Просвещение, 2010.
- ВласенковА.И., Русский язык. Книга для учителя. 1011 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений ( базовый уровень ) А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: Просвещение, 2009.
КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
С целью осуществления контроля (промежуточного, итогового) целесообразно проведение следующего количества контрольных работ (из общего количества письменных работ):
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ | Количество письменных работ по классам | ||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | |
С русским языком обучения | 6ч/н | 6ч/н | 4ч/н | 3ч/н | 2ч/н | 1ч/н | 1ч/н |
Диктант | 5 | 5 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Словарный диктант | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Контрольная работа | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Изложение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Сочинение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов обучающихся
- Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценки ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
- полноту и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
Балл | Степень выполнения обучающимися общих требований к ответу |
«5» |
|
«4» | Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
|
«2» | Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал |
«1» | Не ставится |
Отметка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку работы ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы ученика, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
- Нормы оценки письменных контрольных работ
1. Требования к тексту диктанта
Класс | Контрольный диктант | |||
Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1 | Кол-во орфограмм2 | Кол-во пунктограмм | Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3 | |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 | 5 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 | 7 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | 10 |
8 | 120-150 | 24 | 10 | 10 |
9 | 150-170 | 24 | 15 | 10 |
2. Рекомендуемые оценки за диктант
Отметка | Число ошибок (орфографических и пунктуационных) |
«5» | 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка) |
«4» | 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные) |
«3» | 4/4, 3/5, 0/7, 5/4; в 5 классе 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) |
«2» | 7/7, 6/8, 5/9, 8/6 |
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
3. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Степень выполнения задания |
«5» | Ученик выполнил все задания верно |
«4» | Ученик выполнил верно не менее ¾ заданий |
«3» | Выполнено не менее половины заданий |
- Контрольный словарный диктант
Словарный диктант | |
Кол-во слов | Объяснение лексического значения слова |
15-20 | 1 слово |
20-25 | 2 слова |
25-30 | 3 слова |
30-35 | 4 слова |
35-40 | 4 слова |
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл | Количество ошибок |
«5» | Ошибки отсутствуют |
«4» | 1-2 ошибки |
«3» | 3-4 ошибки |
«Нормы оценки…» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учеников встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма.
Орфографические ошибки бывают:
- на изученные правила;
- на неизученные правила;
- на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. К ним относятся:
- в словах-исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
- в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
- в написании ы – и после приставок;
в написании собственных имен нерусского происхождения;
- в случаях трудного различения не и ни: Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не…; Не кто иной, как…; Ничто иное не…; Не что иное, как…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова – определения спряжения глагола. Ошибка в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного слова или его формы.
Описки – это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности обучающихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учеников. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и тексте. Среди них выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в БСП и т.п.);
- 2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
- ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.
Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста изложений и сочинений
класс | Объем текста для | |
подробного изложения | классного сочинения | |
5 | 100-150 слов | 0,5 – 1,0 страницы |
6 | 150-200 слов | 1,0 – 1,5 страницы |
7 | 200-250 слов | 1,5 – 2,0 страницы |
8 | 250-350 слов | 2,0 – 3,0 страницы |
9 | 350-450 слов | 3,0 – 4,0 страницы |
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность и логичность изложения;
- правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.
Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность.
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
отметка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. | Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматические ошибки |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1.В работе допущены существенные отклонения. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орфографических и 4 пунктуационных, а также 4 грамматических ошибки |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 5 пунктуационных, а также 7 грамматических ошибок |
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».
ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль | 5 |
Функциональные стили речи. Публицистический стиль | 9 | |
Разговорная речь. | 2 | |
Синтаксис и пунктуация | 33 | |
Язык художественной литературы | 8 | |
Общие сведения о языке | 10 | |
ИТОГО | 68 |
Виды работ
№ | Вид работы | Количество часов |
1 | Урок | 68 |
2 | Развитие речи | 15 |
3 | Контрольная работа | 2 |
4 | Сочинение | 3 |
5 | Изложение | 2 |
6 | Диктант | 2 |
7 | Словарный диктант | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку в 11 А классе
№ п/п урока | Дата по плану | Дата по факту | Раздел, тема. | Кол-во часов. | Основное содержание, понятия. | Виды деятельности. | Вид и форма контроля (диагностика). | Тип урока. |
1. | Введение. Русский язык в современном мире. | 1 | Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. | Беседа о международном значении русского языка. Литературный язык и диалекты. Знать основные формы существования национального русского языка. Знать источники формирования и пополнения лит.яз. | Беседа | Ввод-ный. | ||
Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль - 5 часов | ||||||||
2 | Официально-деловой стиль речи. | 1 | Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля. | Распознавать тексты официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; | Анализ официально-делового текста. | Повторительно-обобщающий. | ||
3 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | 1 | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | Анализировать, сопоставлять и сравнивать официально-деловые тексты с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. | Работа с деловым текстом. | Повторительно-обобщающий. | ||
4 | Основные жанры делового стиля. | 1 | Основные жанры делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. Форма делового документа. | Создавать официально-деловые тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | Создание текстов официально-делового стиля. | Повторительно-обобщающий. Развитие речи №1 | ||
5-6 | Контрольное сочинение №1 | 2 | Создавать собственный текст в заданном жанре и по заданной теме | Творческая работа | Развитие речи №2-3 | |||
Функциональные стили речи. Публицистический стиль - 9 часов | ||||||||
7 | Публицистический стиль речи. | 1 | Публицистический стиль речи, его назначение. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. | Распознавать тексты публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам; Анализировать публицистические тексты разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств. | Работа с публицистическим текстом. | Повторительно-обобщающий. | ||
8 | Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | 1 | Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. | Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. | Работа с публицистическим текстом, его анализ. | Повторительно-обобщающий. | ||
9-10 | Жанры публицистического стиля. Очерк. Эссе. | 2 | Очерк путевой, портретный, проблемный. Эссе. | Сопоставлять и сравнивать публицистические тексты и тексты других функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения их внеязыковых и лингвистических особенностей. | Создание собственного текста в жанре путевых записок или очерка. | Урок новых знаний. Развитие речи №4-5 | ||
11-12 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | 2 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия: правила деловой дискуссии, требования к её участникам. | Различать основные виды публичной речи по их основной цели; Анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; Выступать перед аудиторией сверстников с небольшой информацией. | Дискуссия» «Патриотизм: знак вопроса». | Урок новых знаний. Развитие речи №6 | ||
13 | Овладение культурой публичной речи. | 1 | Овладение культурой публичной речи. | Знать требования к композиции публичного выступления, понимать цель вступления, роль заключения; Уметь выбирать наиболее эффективный из вариантов вступлений и заключений в зависимости от типа речи и избранного жанра, владеть способами изложения материала. | Устное выступление «Нужно ли совершенствовать свою речь?» | Урок закрепления изученного. Развитие речи №7 | ||
14-15 | Сжатое изложение №1 | 2 | Приемы сжатия | Редактирование текста, создание собственного текста | Сжатое изложение | Развитие речи №8-9 | ||
Разговорная речь - 2 часа | ||||||||
16-17 | Разговорная речь, сферы её использования, назначение. | 2 | Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: Неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи. | Отличать разговорную речь от других функциональных разновидностей языка по её внеязыковым и лингвистическим признакам; Анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. | Анализировать разговорную речь с точки зрения специфики использования в ней лексических, морфологических, синтаксических средств. | Урок новых знаний. | ||
Синтаксис и пунктуация - 33 часа | ||||||||
18 | Интонационное богатство русской речи. | 1 | Интонационное богатство русской речи. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи. | Выполнять интонационный разбор предложений разного вида. | Урок обобщающего повторения. | ||
19 | Принципы и функции русской пунктуации. | 1 | Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания. | Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речевой практике. | Выполнять пунктуационный разбор предложений. | Урок обобщающего повторения. | ||
20-21 | Словосочетание и его виды. | 2 | Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи. | Выполнять синтаксический разбор словосочетания; конструировать словосочетания разных способов связи. Промежуточный тест. | Уроки обобщающего повторения. | ||
22 | Простое предложение. Способы выражения главных членов предложения. | 1 | Грамматическая основа простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи. | Синтаксический разбор простого предложения. | Уроки обобщающего повторения. | ||
23-24 | Односоставные и двусоставные предложения. | 2 | Односоставные и двусоставные предложения. . | Уметь определять вид предложения по наличию грамматических основ предложений и способы выражения главных членов. | Синтаксический разбор простого предложения. | Уроки обобщающего повторения. | ||
25-26 | Контрольное сочинение №2 | 2 | Создавать собственный текст в заданном жанре и по заданной теме | Творческая работа | Развитие речи №10-11 | |||
27-28 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | обобщить знания по теме «Члены предложения», закрепить навыки постановки знаков препинания в простом предложении, дать понятие о речевой недостаточности, закрепить навыки правописания | Выделять главные и второстепенные члены предложения ; правильно расставлять знаки препинания в простом предложении , производить синтаксический разбор простого предложения | Синтаксический разбор предложения. Комментированное письмо. | Уроки обобщающего повторения. | ||
29 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | обобщить знания по теме «Однородные члены предложения». Пунктуация при однородных членах предложения | определение однородных членов предложения правильно ставить знаки препинания | Синтаксический разбор предложения. | Уроки обобщающего повторения. | ||
30 | Обособление определений. | 1 | обобщение знаний учащихся об обособленных членах предложения, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных членах предложения | Знать об обособленных членах предложения, применять в практике письма пункт. нормы постановки знаков препинания при обособленных членах предложения | Синтаксический разбор предложения. | Уроки обобщающего повторения. | ||
31 | Обособление приложений. Дефис в приложениях. | 1 | обобщение знаний учащихся о приложениях, формирование навыков постановки знаков препинания при приложениях | Знать и уметь применять в практике письма правила обособления приложений | Синтаксический разбор предложения. | Уроки обобщающего повторения. | ||
32 | Обособление обстоятельств. | 1 | обобщение знаний об обособленных обстоятельствах, формирование навыков постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах. | Знать и уметь применять на практике правила обособления обстоятельств | Синтаксический разбор предложения. | Уроки обобщающего повторения. | ||
33 | Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом | 1 | Обобщение знаний о сравнительном обороте, знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом. Случаи отсутствия запятой перед союзом как | Знать и уметь применять на практике правила обособлениям сравнительного оборота | Синтаксический разбор предложения. Комментированное письмо. | Уроки обобщающего повторения | ||
34 | Контрольный диктант №1 по теме «Простое предложение» | 1 | Грамматическая основа простого предложения. Способы выражения главных членов предложения. Обособленные члены. Пунктуация простого предложения. | Уметь определять грамматические основы предложений, способы выражения главных и второстепенных членов, правильно ставить знаки препинания. | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | Урок контроля. | ||
35 | Виды сложных предложений. | 1 | Типы сложных предложений. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи. | Синтаксический разбор сложного предложения. Конструирование сложных предложений. | Уроки обобщающего повторения. | ||
36-37 | Пунктуация в сложносочинённом предложении. Словарный диктант. | 2 | Обобщение знаний о сложносочиненном предложении, пунктуация в сложносочиненном предложении | Повторение и обобщение сведений о ССП, закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления ССП | Синтаксический разбор сложного предложения. Словарный диктант | Уроки обобщающего повторения. | ||
38 | Основные группы сложноподчинённых предложений. | 1 | Обобщение знаний о сложносочиненном предложении, пунктуация в сложносочиненном предложении | Повторение и обобщение сведений о ССП, закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления ССП | Синтаксический разбор сложного предложения. Конструирование сложных предложений. | Уроки обобщающего повторения. | ||
39 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 1 | Обобщение знаний о сложноподчиненном предложении с придаточным изъяснительным, пунктуация в сложносочиненном предложении | Повторение и обобщение сведений о СПП с придаточным изъяснительным , закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления ССП | Синтаксический разбор сложного предложения. Конструирование сложных предложений. | Уроки обобщающего повторения. | ||
40 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | 1 | Обобщение знаний о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным, пунктуация в сложносочиненном предложении | Повторение и обобщение сведений о СПП с придаточным определительным , закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления ССП | Синтаксический разбор сложного предложения. Конструирование сложных предложений. | Уроки обобщающего повторения. | ||
41 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 | Обобщение знаний о сложноподчиненном предложении с придаточным обстоятельственным, пунктуация в сложносочиненном предложении | Повторение и обобщение сведений о СПП с придаточным обстоятельственным , закрепление навыков грамотного пунктуационного оформления ССП | Синтаксический разбор сложного предложения. Конструирование сложных предложений. | Уроки обобщающего повторения. | ||
42-43 | Контрольное изложение №2 | 2 | Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста | Подробное изложение | Развитие речи №12-13 | |||
44-45 | Сложные предложения с разными видами связи. | 2 | Обобщение знаний о сложном предложении с разными видами связи, пунктуация в сложном предложении | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи. | Синтаксический разбор сложного предложения. Конструирование сложных предложений. | Уроки обобщающего повторения. | ||
46-47 | Предложения с прямой речью, способы оформления чужой речи, цитирование. | 2 | Предложения с прямой речью, способы оформления чужой речи, цитирование. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи. | Синтаксический разбор предложения с прямой речью; конструирование предложений с прямой речью. | Уроки обобщающего повторения. | ||
48-49 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 2 | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения грамматических норм. Соблюдать пунктуационные нормы в собственной речи. | Синтаксический анализ предложений. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. | Урок обобщающего повторения. | ||
50 | Контрольный диктант №2 | 1 | Определение уровня усвоения материала | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | Контрольный диктант | Урок контроля. | ||
Язык художественной литературы - 8 часов | ||||||||
51 | Общая характеристика художественного стиля. | 1 | Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка. | Уметь адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый тексты, определять позицию автора, передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде полного или сжатого пересказа, анализировать художественные тексты, определяя специфические черты, опознавать изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте. | Анализ текста. | Повторительно-обобщающий. | ||
52 | Язык как первоэлемент художественной литературы. | 1 | Язык как первоэлемент художественной литературы. Языковая личность автора в произведении. Подтекст. | Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. | Анализ текста с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств. | Повторительно-обобщающий. | ||
53-54 | Контрольное сочинение №3 | 2 | Создавать собственный текст в заданном жанре и по заданной теме | Творческая работа | Развитие речи №14-15 | |||
55-56-57 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. | 3 | Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского слова. | Выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка. | Анализ текста с точки зрения темы, идеи, использованных изобразительно-выразительных средств. | Повторительно-обобщающие. | ||
58 | Контрольная работа №1 | 1 | Определение уровня усвоения материала Язык художественной литературы. | Анализировать фрагменты прозаических и поэтических текстов, с точки зрения темы, идеи, использования изобразительно-выразительных средств. | Анализ фрагмента художественного текста или анализ текста лирического произведения. | Урок контроля. | ||
Общие сведения о языке - 10 часов | ||||||||
59 | Язык как система. Основные уровни языка | 1 | Язык как система. Основные уровни языка | Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностях языка. | Работа с текстом. | Повторительно-обобщающие. | ||
60- 61-62 | Нормы современного русского литературного языка. | 3 | Основные виды норм современного русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические. | Совершенствовать этикетные норы речевого общения и поведения в различных сферах и ситуациях, информационные умения и навыки. | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы. | Повторительно-обобщающий. | ||
63 | Контрольная работа №2 по теме «Нормы современного русского литературного языка». | 1 | Определение уровня изученного материала. | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать правила орфографии и пунктуации. | Тест в формате ЕГЭ. | Урок контроля. | ||
64 | Современные нормативные словари, справочники, пособия. | 1 | Современные нормативные словари, справочники, пособия. | Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности. | Извлекать необходимую информацию из справочной литературы. | Повторительно-обобщающий. | ||
65 | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. | 1 | Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. | Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей. | Защита рефератов «Выдающиеся ученые-русисты». | Урок изучения нового материала | ||
66-68 | Разбор заданий ЕГЭ | 3 | Определение уровня изученного материала. Проверка ЗУН. | Знать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать правила орфографии и пунктуации. | Тест в формате ЕГЭ. | Повторительно-обобщающий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 11 класс по программе А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченкова.
Русский язык как учебный предмет в старших классах по праву считается одним из важнейших, так ка является основой развития мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой саморе...
Рабочая программа по русскому языку. 10 класс. Программа А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся, контроль уровня обученности,перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирован...
Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. Программа А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой
Материал содержит пояснительную записку, требования к уровню обученности, перечень учебно - методического обеспечения, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку. 11 класс. На основе авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.
Данная программа составлена на основе авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.Программа представлена в сборнике: Русски...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс (УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...