Контрольная работа по теме "Сложносочиненное предложение"
тест по русскому языку (9 класс) на тему
Материалы контрольной работы, состоящей из 5 вариантов, могут быть использованы при проведении зачета в 9 классе по теме "Сложносочиненное предложение". Работа включает 3 части: теоретический опрос, работа с текстом и тестовые или творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сложносочиненное предложение | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».
Вариант 1.
Ответьте письменно на вопросы:
- Какое предложение называется сложносочиненным?
- На какие группы по союзам и значению делятся ССП?
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Семен побрел в сад и остановился возле груши. Спать не хотелось. Опершись плечом о ствол дерева он стоял, точно в забытьи потеряв счет времени.
Луна давно гуляла над крышами домов над садами и высокое бледное небо было без звезд. Станицу залитую голубоватым светом наполнили стра(н,нн)ые звуки идущие (не) то со степи (не) то из земли. То прогремит тачанка то взлетит к небу песня то запиликает где(нибудь) гармонь.
Долго стоял Семен и слушал и ему стало грустно. Вот я и остался один подумал Семен и (в)первые за всю жизнь ощутил такую острую боль в сердце что готов был расплакаться. Он сел склонил на грудь голову и еще острее почувствовал горечь одиночества. А что в самом деле останусь и я на Кубани. Земли здесь много, а к горам пр..выкну. Тут он представил себе домик на краю станицы а вокруг молодой сад.
Тоска сразу отлегла от сердца и все вокруг точно пр..образилось и сад шептался пр..ветливо и горы окута(н,нн)ые туманом сделались красивыми…
Выполните задания теста.
1) Укажите ССП.
а) Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
б) Вот присел я у забора и стал прислушиваться.
в) Все проходит да не все забывается.
г) Отъезжающие неторопливо шли на посадку с чемоданами или объёмными сумками.
2) Укажите ССП, где бы вы поставили тире.
а) С колесницы пал Дадон охнул раз и умер он
б) Было жарко дети просили пить.
в) Еще секунда и его рука дернула удочку на себя.
г) По полям извиваясь блестящей струей льется речка студеной волною и беседка одетая сочной листвой наклоняясь над лазурной ее глубиной отражается гладью речною.
3) Укажите ССП с общим второстепенным членом предложения.
а) Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.
б) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.
в) В саду дозревает рябина и липа роняет листья.
г) Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.
4) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
а) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.
б) После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.
в) Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
г) Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.
д) Сумерки приближались и надо было торопиться домой.
5) К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните постановку тире.
Мы выбегаем на берег – и…
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».
Вариант 2.
Ответьте письменно на вопросы:
- Какие знаки препинания ставятся между частями ССП?
- Назовите противительные союзы. Какое значение имеют ССП с противительными союзами?
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Рифы
Р..скошный тропический день оканчивался. Палящий зной сп..дал и от пр..тихшего океана веяло нежной прохладой.
Солнце быстро к..тилось к закату и скоро зажгло пылающим заревом далекий горизонт расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов то ярких то нежных и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана и обнажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова резко очерче(н,нн)ого в прозрачной ясности воздуха.
Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы «Коршун» пр..ближается к пен..щимся бурунам которые волнистой серебря(н,нн)ой лентой белеют у острова. Это могучие океанские волны с шумом разбиваются о преграду поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из (не)зримых глубин океана об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.
Выполните задания.
- Составьте ССП с союзом и, употребляя в качестве сказуемых данные глаголы. Определите, какие смысловые отношения выражают составленные предложения (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения): а) Выступать – соглашаться. б) Прочитать – состояться. в) Отвориться – вбежать. г) Ожить – засверкать. д) Перевыполнить – наградить.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. И если книга причинит вам боль, (1) это боль исцеляющая. Эта боль вызвана состраданием,(2) сочувствием к другому,(3) а такое сочувствие и должна вызывать литература, (4) чтобы в людях не угасло человеческое. Литература до тех пор жива,(5) пока она рассказывает о человеке,(6) о человечном и бесчеловечном в нём, (7) то есть о Добре и Зле,(8) творит Добро. Я сейчас говорю,(9) по сути,(10) о традициях русской литературы.
3) Расставьте знаки препинания. Укажите номера ССП.
а) Солнце уже заливает своим светом лес поле и речку.
б) Вот кончается день и солнце опускается всё ниже и ниже.
в) Солнце стояло прямо над лесом и беспрестанно пекло ему спину и голову.
г) Ветер только шумел в вершинах сосен и проносился над ними.
д) В саду дозревает рябина и липа роняет листья.
4) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
а) Глубокая тишина в природе нарушалась только однообразным шумом да жужжанием насекомых.
б) После долгих дождей листья и травы и цветы были полны влаги.
в) Глубоко в пруду отражались берег и вечернее небо и белые полоски облаков.
г) Уже много лет не бывал я на своей родине и каждое новое посещение наполняет моё сердце радостью и печалью.
д) Сумерки приближались и надо было торопиться домой.
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».
Вариант 3.
Ответьте письменно на вопросы:
- В каких случаях между частями ССП знаки препинания не ставятся?
- Назовите соединительные союзы. Какое значение имеют ССП с соединительными союзами?
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
ПОБЕДА
Рож.. хорошо выколосилась и отдельные колоски зацветают. Великаны колосья
маяч..т на высоких соломинах и маленькие жмурятся в тени. Равных по
точности не увид..шь в поле (ни) одного колоска (ни) одной соломины. Но все
поле ровное и у высоких нет упрека малым и у малых нет зав..сти к
высоким.
Каждый колос каждая соломина такие все неровные показывают нам свою
великую всеобщую борьбу за жизнь за свое лучшее но все ровное поле
высокой зацветающей ржи св..детельствует нам о победе.
Смотрю на рож.. и вижу поле новых людей и нет у меня в душе особенной
жалости к слабым и нет зав..сти к высоким. Мне только очень хочется
самому подняться повыше и стать св..детелем победы нашего дела на всем
человеческом поле.
Выполните задания.
- В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Река горела на солнце. Слева лежало Замоскворечье, (1) ослепляя жёлтым блеском стёкол, (2) почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза,(3) справа за ней высились резные контуры Кремля, (4) а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. И во всём этом золотом сиянии Агния, (5) в наброшенной жёлтой шали, (6) тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце.
- Допишите предложения, используя союзы и, а, но так, чтобы получились ССП. Укажите, какие смысловые оттенки вносят в предложение эти союзы:
а) Прошла зима. б) Прозвенел звонок. в) Открылась выставка. г) Солнце спряталось. д) Луна скрылась.
3) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Мороз украшает всё вокруг жемчугами и алмазами и рисует белые узоры на оконных стёклах.
2. В домах были открыты настежь окна и горели лампы.
3. В течение месяца мы так ни разу и не увидели солнечного света.
4. Где-то вверху открылось окно и вскоре послышался голос Светланы Васильевны.
5. Георгия Ивановича все знали как умного и решительного смелого и бескомпромиссного человека.
4)Составьте и запишите ССП с союзом и, используя общий второстепенный член в этот прекрасный осенний день. Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы при этом использовали.
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».
Вариант 4.
Ответьте письменно на вопросы:
- Какое предложение называется ССП?
- Назовите соединительные сочинительные союзы.
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Человек в природе
В лесу (на)встречу моему глазу на невид..мой паутине висели уголком две хв..инки. Паутина спускалась от самого верха высокой сосны и хв..инки служили подвеском. Я потянул хв..инку (в)низ на вершок отпустил и хв..инка прыгнула (в)верх.
Я так до аршина натягивал и все она прыгала и после того паутинка оборвалась и хв..инка упала на землю.
Я подумал о том как в природе все одно с другим связа(н,нн)о и нет в ней (ни)чего случайного. И если выйдет случайное явление ищи в нем руку человека.
В лесу было тихо и только (с)верху волнами шумело. Изредк.. невид..мыми путями и (в)низу проходил сквознячок и шевелил какой(нибудь) жалкий листик спуще(н,нн)ый сверху паучком.
(И)так если явится случай в природе ищи в нем руку человека с его (не)бывалым с его личностью с его борьбой за первенство.
Выполните задания.
- Дополните каждое предложение так, чтобы получилось ССП. Подберите союзы, синонимичные союзу но.
а) …но мне не хотелось уходить.
б) Антракт кончился, но …
в) … но все еще раз атаковали врага.
г) …но помощь не пришла.
2) Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. И тогда по отношению к нему не существует ни человечности ни жалости ни пощады.
2. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.
3. Она пристала к берегу и неизвестно зачем вскарабкалась на яр.
4. Далёкие края звали и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.
5. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.
3) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Есть великое горе, (1) но нет горя простенького,(2) обычного,(3) есть горе. Есть необыкновенная радость,(4) и кто станет спорить,(5) что она дороже обыкновенного счастья, (6) что она ценнее маленькой радости.
Копеечных,(7) мелочных чувств не надо.
Щелястый забор отделял наш двор от детской поликлиники. Так вот этот — и не щелястый даже,(8) а полупустой какой-то,(9) условный забор — отсекал наш двор от детской поликлиники и упирался в конюшню.
4)Составьте и запишите ССП с союзом и, используя общий второстепенный член вдалеке. Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы при этом использовали.
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».
Вариант 5.
Ответьте письменно на вопрос:
Какое предложение называется сложносочиненным?
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Наступила ночь в лесу.
По стволам и суч..ям толстых деревьев постукивает мороз и хлоп..ями осыпается легкий серебря(н,нн)ый иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпались яркие зимние звезды.
Тихо бе(з,зз)вучно в зимн..м лесу и на лесных снежных полянах.
Но и в морозные зимние ночи продолжается в лесу скрытая жизнь. Вот хрус(?)нула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот что(то) ухнуло и страшно вдруг захохотало. Где(то) закричал филин и завыли волки.
По алмазной скатерти снегов пробегают легкие ласки охотятся за мышами хорьки бе..шумно пролетают над снежными сугробами совы.
Как сказочный часовой головастый серый совенок сидит на суку слыш.т и вид..т как идет в зимнем лесу жизнь.
Выполните задания.
- С каждым из данных примеров составьте сначала предложения с однородными членами, а затем ССП – с союзом и:
а) Шумело море. б) Лил дождь. в) Показался самолет.
2) Выпишите номера ССП.
а) Там сверкали бенгальским огнём стены занесённых снегом дворцов и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге.
б) Природу он любил не только как созерцатель но и как лесничий.
в) Озёра прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов.
г) Поднялось солнце и залило волнами света и тепла и водную гладь и лес и людей.
д) Рыжеватые болотца перемежаются то ржаным жнивьём то чернотой полос то яркими пятнами озимых.
3) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Он лупил её,(1) как всегда, (2) и ничего не ждал,(3) никакой опасности от своей старой лошади,(4) но много лет битая Машка вдруг зароптала,(5) заходила на поводу перед своим хозяином,(6) блеснула расширенным зрачком,(7) поднялась на задние ноги — неуверенно,(8) неумело поднялась,(9) видать,(10) с детства своего так не вставала, (11) играя,(12) а тут поднялась,(13) заржала диким, (14) тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Виды придаточных предложений"
Контрольная работа по теме "Виды придаточных предложений". Предназначена для учащихся 9 класса заочной формы обучения....
Контрольная работа "Обособленные члены предложения", 8 класс
Контрольная работа, 8 класс...
Контрольная работа: «Виды односоставных предложений». 8 класс
Контрольная работа...
Контрольная работа "Бессоюзное сложное предложение", 9 класс
Состоит из 6 заданий: тестовые, творческое и аналитическое....
Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс.
Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс...
Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями». 8 класс.
Контрольная работа поможет повторить и систематизировать знания изученного по теме "Слова, грамматически не связанные с членами предложения"...
Контрольная работа по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями».
В материале урока содержатся разнообразные задания для проверки усвоения материала по теме " Предложения с обращениями, вводными словами и вводными конструкциями"....